RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

Предметный указатель



ЭКОНОМИКА — другие категории (товар, спрос-потребление, капитал и т.п.)

711. "Идеи политэкономии как науки о хозяйстве должны быть подвижными. Мы должны отказаться от привычки конструировать понятия типа дефиниций. Нужно уяснить себе, что мы имеем здесь дело с живым процессом и должны трансформировать свои понятия в живом процессе".
     "Теперь от отдельной личности в экономической жизни очень мало зависит. Хозяйственная деятельность человека уж очень сильно вплетается в ту область, которую я хотел бы сравнить с зоной ультрафиолетовых лучей. Это есть та область, где работает капитал как таковой. Массы капитала работают как таковые. Над областью хозяйственной деятельности людей лежит область ультрахозяйственная, в существенных своих чертах определяемая собственной энергией масс капитала". 340(1)

     Перейти на этот раздел

  

715. "Только начав тратить, человек начинает действовать социальным образом. ... и именно в связи с тратой должен быть определeн размер налогов". 189(5)

     Перейти на этот раздел

  

716. "В качестве потребителя мы учитываем главным образом отношение: цена — спрос. В качестве торговца мы должны учитывать отношение: спрос — предложение. А в качестве производителя: предложение —цена". 340(9)

     Перейти на этот раздел

  

Деньги

727. "Деньги переходят от одного человека к другому без того, чтобы при этом циркулировали товары. Ибо в той области, где деньги производятся как таковые, живeт ариманическая сила. Вы не можете получить наследство без того, чтобы вместе с деньгами к вам не перешло какое-то количество ариманической силы. Нет никакой другой возможности здоровым образом иметь деньги внутри социальной структуры, как иметь их по-христиански, т.е. приобретать их наравне со всем другим, что мы приобретаем в жизни между рождением и смертью. Так что способ, каким человек приобретает деньги, не должен быть отражением того, что является ягвестическим. Ягвестически мы рождаемся, т.е. из эмбрионального состояния переходим во внешнюю жизнь. Отражением этого является наследование денег. Способности, которые мы наследуем через кровь, носят природный характер. Незаработанные деньги, приобретeнные путeм наследства, являются отражением этого".
     "Благодаря тому, что они указывают на работу, деньги есть средство власти". 186(2)

     Перейти на этот раздел

  

752

     Перейти на этот раздел

  

772. "В настоящий исторический момент человечества мы стоим перед необходимостью отделить владение капиталом от управления им". 329, с.21

     Перейти на этот раздел

  

784. Мы вдыхаем кислород, который в нас превращается, фактически, в яд, в углекислоту. Но мы делаем это ради жизни, которая была бы невозможна, не вдыхай мы кислород. "В такой же мере и социальная жизнь невозможна без постоянного образования капитала, без постоянного образования произведeнных средств производства — а именно этим и является, по сути, капитал. Нет такого социального организма, который не зависел бы от соучастия в нeм индивидуальных человеческих способностей. Если бы в широком кругу было понято, какие требования ставит социальный организм, то рабочий сказал бы: дело заключается в том, что у меня есть доверие к руководителю предприятия, ибо если бы он не руководил предприятием, то я не мог бы производить мою работу. Но если существует руководство предприятием, то с неизбежностью накапливается капитал. Нет никакой возможности избежать накопления капитала. И если благомыслящий, но ложно ориентированный социалистический мыслитель спрашивает: как уничтожить капитализм? — то этот вопрос равнозначен следующему: как уничтожить социальный организм вообще? Как наилучшим образом вогнать в смерть социальную жизнь?"
     "Можно желать лишь того, чтобы образование капитала не было вредным для здоровья социального организма". А это возможно при социальной трeхчленности. 189(7)

     Перейти на этот раздел

  

785. "Это перечисление: природа — капитал — труд — само по себе ещe ничего не объясняет. ... Оценка продуктов природы происходит не под влиянием одних только чисто экономических отношений, но и под влиянием правовых отношений; а в оценке предпринимательского капитала участвует свободный человеческий разум и воля — со всем тем, что они производят в социальной жизни людей. Подумайте только, как много требуется, чтобы действительно собрать капитал для какой-либо цели. Здесь участвует свободная человеческая воля. Она участвует в актах кредитования капитала, хотя, может быть, не непосредственно. Естественно, что имеющий сбережения отдаeт их взаймы; но хочет ли он вообще сберегать — это дело его воли. Так что свободная воля человека оказывает здесь очень существенное влияние. Учитывая всe это, мы установим теперь ещe другую классификацию экономических факторов кроме уже рассмотренных.
     До сих пор мы имели схематическое изображение экономического кругооборота и видели: вот "природа", а стоимость появляется, только когда природа обработана трудом: "природа" движется по направлению к точке "труд". Стоимость появляется также и благодаря труду: труд движется по направлению к точке "капитал", или "дух". А в точке "капитал" возникает тенденция снова вернуться к природе: капитал движется по направлению к точке "природа". Это движение встречает препятствие, если излишний капитал переводится не в землевладение, где он отлагается, фиксируется в земле, а в свободные духовные предприятия, где он полностью исчезает, "потребляется" за вычетом той его доли, которая должна сохраниться в виде некоего "зерна", необходимого для того, чтобы экономический процесс мог продолжаться дальше.
     Кроме движения, изображенного нами раньше, по кругу слева направо, в ходе которого появляется природа, обработанная трудом, труд, расчлененный, организованный духом, и капитал, эмансипированный и деятельный только в духовных учреждениях, имеется ещe и другое движение. А именно такое, которое не ведeт к наращиванию стоимостей, совершающемуся благодаря тому, что каждый последующий элемент овладевает предшествующим; это второе движение протекает как раз в противоположном направлении. Первое движение идeт против часовой стрелки, второе — по часовой стрелке. В первом случае нечто возникает, когда предшествующий член врабатывается в последующий. Во втором случае нечто возникает, когда то, что протекает в данной точке по первому направлению, перехватывается тем, что притекает с другой стороны и им как бы поглощается. Сейчас вы поймeте, что я хочу сказать. Приняв во внимание, что капитал в экономическом процессе есть, собственно, реализованный дух, можно в нашей схеме вместо "капитал" вписать "дух"; таким образом: природа — труд — дух. Затем, если дух, принимая обработанный трудом продукт природы, не направляет его в экономическом процессе дальше по тому же направлению (против часовой стрелки), а поглощает его, то возникают средства производства. Средства производства есть нечто совершенно особое в экономическом кругообороте. Они создаются в ходе движения, противоположного тому, где появляется продукт природы, обрабатываемый трудом для потребления. Средства производства — это продукт природы, которым завладевает дух, продукт природы, нужный духу. Начиная с карандаша, который является для меня средством производства, и до сложнейших заводских машин — все средства производства суть продукт природы, схваченный духом. Продукт природы может быть обработан и послан в экономическом кругообороте по первому направлению — тогда он становится капиталом; или же он может быть послан по второму направлению — и тогда он становится средством производства. Что образовалось здесь как средство производства, может также двигаться дальше по тому же — второму — направлению и быть снова схвачено трудом. А когда средства производства связываются с трудом, то в этой связи, в этом соединении средств производства с человеческим трудом появляется предпринимательский капитал. Это и есть предпринимательский капитал. Так что, продолжая это движение (в направлении по часовой стрелке), мы приходим к точке, где средства производства сращиваются с предпринимательским капиталом.
     Продолжим ещe тоже движение (по часовой стрелке), в ходе него то, что произведено, соединение средств производства с предпринимательским капиталом, непрестанно воспринимается природой, однако теперь уже другой частью природы, чем в ходе того процесса, который движется в сторону потребления. Теперь только и возникает в экономическом процессе то, что, собственно, и является товаром в настоящем смысле. Товар схватывается природой, включается в процессы природы. Потребление есть возвращение вещи в природу. Если продукт, например, съедается, то он полностью сливается с природой. Но и в других случаях продукт потребляется, уничтожается. Короче говоря: вещь становится товаром в силу того факта, что она возвращается в природу. Итак, можно сказать: мы проследили теперь движение, происходящее во всeм экономическом обороте по трeм точкам: средства производства, предпринимательский капитал, товар. Здесь, в этой точке — "товар" — правильное распознавание чрезвычайно затруднено; ибо среди предметов обмена, движущихся туда-сюда в актах купли-продажи, чрезвычайно трудно распознать, какие из них принадлежат к первому кругу движения, а какие — ко второму, какие действительно товары, а какие нельзя назвать товарами в настоящем смысле слова. Почему же благо становится товаром? По-настоящему мне следовало бы, говоря о первом движении (против часовой стрелки), чтобы быть точным, писать "благо", а характеризуя движение в обратном направлении, писать "товар". Ибо благом товар становится только в руках торговца, купца, который предлагает его другим, а не пользуется им сам.
     Итак, сегодня наша задача заключалась главным образом в усвоении понятий, указывающих на истинное существо определeнных экономических отношений. Но в действительности эти истинные отношения постоянно искажаются, маскируются и тем самым вносят расстройство в экономический кругооборот. Постоянно уравновешивать эти отклонения — главнейшая задача экономической организации. Очень много теперь говорится о необходимости устранить вредные явления в экономике, причeм не без задней мысли: вот тогда-то всe пойдeт отлично, настанет прямо-таки рай на земле. Но это всe равно, как если бы вы сказали: сегодня я так наемся, что больше уже никогда не захочу есть. Это невозможно потому, что в живом организме должны непрерывно происходить процессы подъeма и падения. Также и в экономическом организме неизбежны подъeмы и падения. Здесь должна действовать, с одной стороны, тенденция к образованию ренты, вызывающей превышение цен против истинных, а с другой — тенденция к снижению цен под действием предпринимательского капитала. Обе эти тенденции действуют постоянно, и мы должны осознать их действие, чтобы удерживать цены по возможности на уровне, наиболее близком к истинным, т.е. экономически правильным ценам.
     Для этого необходимо, чтобы экономический процесс осознавался через непосредственное восприятие тех людей, которые сами постоянно в нeм находятся и могут поэтому постигать его как бы изнутри. Для индивида такая задача невыполнима. Она невыполнима также для слишком обширной общественной организации, такой, например, как государственная организация. Эту задачу могут выполнять только ассоциации, вырастающие из самой экономической жизни и способные поэтому действовать непосредственно в живой реальности экономических отношений". 340(8)

     Перейти на этот раздел

  

807. "Для производителей собственности общество может оказаться даже худшим предпринимателем, чем частный предприниматель. ... Невозможно образовать социальную трeхчленность, если всех людей сделать пролетариями. Социальная трeхчленность приведeт к тому, что отдельный человек обретeт телесную, душевную и духовную свободу. Этого не достичь, если все станут пролетариями; но это достижимо для каждого отдельного человека, если все имеют возможность обладать собственностью". 186(10)

     Перейти на этот раздел

  

810. "Капитал является духом хозяйственной жизни! И большая часть зол нашего времени проистекает оттого, что управление капиталом, извлечение прибыли из капитала изъято из сферы духовной жизни". 189(6)

     Перейти на этот раздел

  

720. "Что такое товар, если мыслить исходя из действительности? Кусок земли — это никакой не товар, уголь, лежащий под землeй — никакой не товар. Товаром становится лишь то, что приходит в связь с человеческой деятельностью независимо от того, изменило ли оно всю свою суть благодаря человеческой деятельности или человеческой деятельностью лишь перенесено с места на место. Кто понимает народнохозяйственные связи, тот знает, что для действительности имеет ценность только это определение товара". 189(5)

     Перейти на этот раздел

  

721. "Работа как таковая не имеет ничего общего с производством товаров. Карл Маркс называет товар кристаллизованной работой — это бессмыслица, не более того. ... В равной мере является работой, когда вы занимаетесь спортом и когда строгаете древесину. Дело заключается не в том, сколько рабочей силы вы использовали, но куда эта рабочая сила была направлена в социальной жизни. ... Товары должны некоторым образом порождаться работой, поскольку работа прилагается к чему-либо. Но что должно здесь лежать в основе — это удовольствие и любовь к работе. Мы не придeм к социальному облику социального организма ранее, чем найдут метод, каким можно было бы сделать так, чтобы человек хотел работать, чтобы работа стала для него само собой разумеющимся делом". А для этого нужно постигать социальный организм в понятиях Духовной науки. 296(3)

     Перейти на этот раздел

  

722. "В международных отношениях золото является товаром". 189(6)

     Перейти на этот раздел

  

Капитал. Дарение

730. "Экономический процесс начинается, пускается в ход трудом, прилагаемым к продукту природы; здесь из чисто природного вещества, не обработанного трудом и не имеющего ещe в экономическом процессе никакой стоимости, возникает экономическая стоимость — продукт природы, обработанный трудом. Затем мы видели, что процесс движется дальше благодаря тому, что труд как бы улавливается капиталом. Капитал расчленяет, организует труд, и в ходе этого процесса труд снова исчезает, растворяясь в массе капитала. Поэтому для дальнейшего движения экономического процесса капитал должен работать сам. Но работа капитала — не та работа, не тот труд, какой мы видели в начале экономического процесса. Здесь вступает чисто духовная деятельность человека, которая овладевает капиталом. Благодаря тому, что эта духовная деятельность, как я говорил, умножает капитал в ходе экономического процесса, этот последний и может развиваться дальше".
     "Для истинно здоровой экономики необходимо, чтобы люди, во-первых, имели что дарить, а во-вторых, имели добрую волю разумно дарить то, что они имеют. Здесь мы видим нечто, весьма своеобразным способом включающееся в экономический кругооборот. Примечательно, что осознание подобного рода вещей получается не путeм разработки понятий, а добывается только на основе обширного опыта. А обширный опыт вы приобретаете, как можно больше изучая существующие экономические факты. И я даже порекомендовал бы вам темы ваших диссертаций побольше ориентировать именно на исследование этого вопроса: что происходит в ходе экономического процесса с дарениями? Как действуют в экономическом процессе дарения? И тогда вы увидите, что дарение — самый продуктивный вид капиталовложения. Менее продуктивен заeмный капитал, а самый непродуктивный — тот, что остаeтся в сфере простого обмена, в сделках купли-продажи. То, что выплачивается непосредственно при купле-продаже, — самый непродуктивный вид капитала". 340(7, 9)

     Перейти на этот раздел

  

730а. "Капитал может действовать только в свободной духовной жизни, ибо благодаря не хозяйственной и правовой жизни, а индивидуальным способностям человека стал он тем, чем является. Рабочая сила может регулироваться только правовым государством. Добычей власти она становится лишь в том случае, если ее регулирует хозяйственная жизнь". Д.11, с.17.

     Перейти на этот раздел

  

738. "Приход к личному сопровождается впадением в эгоизм. Это делает из нас людей, стремящихся к обладанию. Поэтому Меркурий — бог купцов". 97(2)

     Перейти на этот раздел

  

Хозяйство и право

816. "В хозяйственную жизнь вчленяется жизнь политического государства в узком смысле. Оно ограничивает рабочую силу в совместной жизни, в правовой жизни". Это касается продолжительности рабочего времени, характера, условий труда, возраста рабочего и др. При этом речь не идeт о максимальном рабочем дне, но о его верхней и нижней границах.
     "На товары, которые предприниматель даeт рабочему, последний обменивает произведeнные им товары. Здесь открывается заблуждение, будто товары обмениваются на рабочую силу. ... Правовое отношение между работодателем и производителем работы ни в коей мере не может быть установлено в хозяйственной сфере, а лишь в сфере политического государства, как правовое отношение. ... Так хозяйственная жизнь определяется с двух сторон: ... правом и независимыми от человеческой деятельности природными факторами (в разных местах одно количество труда даeт разный урожай)".
     "Трудовое соглашение заключается между работодателем и производителями работы относительно рабочей силы и еe оплаты. Правильное отношение будет установлено тогда, когда соглашение будет заключаться не об оплате, а о том способе, как поделить труд, который будет произведeн, между работодателем и производителями работы. Тогда рабочий — в этом заключено больше, чем сегодня думают — увидит, что без создания прибавочной стоимости дело не пойдeт. Но он должен видеть, как она возникает. ... Он должен видеть, что без прибавочной стоимости невозможна никакая духовная культура, еe не может дать правовое государство, ибо всe здесь исходит от прибавочной стоимости. И если социальный организм здоров, то всe это возникает из его трeхчленности".
     "Почва как таковая — это не объект хозяйственного процесса. Она может стать таковым через человеческую деятельность. ... Почва —не товар; товар на ней только возникает. А что приобретается, так это право на владение землeй. Покупая землю, вы обмениваете ... товар на право.
     Так вы соединяете ... с чисто политическим правовым государством хозяйственную жизнь. Единственно здоровым решением здесь является их разьединение. ... Что в хозяйственной жизни коренится как право — это должно проистекать совсем из другого источника. Это значит, что всe имеющее связь с политическими отношениями, должно иметь относительную самостоятельность от хозяйственной жизни". 189(5)

     Перейти на этот раздел

  

816а. "Связи, основанные на гражданском праве — в правовом государстве — лишь земные. Им ничто не предшествует в жизни до рождения и никаких следствий они не вызывают после смерти". Связи, возникающие в хозяйственной жизни, имеют свои следствия в жизни после смерти. Д.23, с.24.

     Перейти на этот раздел

  

818. "Прибавочная стоимость — это всe то, что производится работой рук за вычетом вознаграждения за эту работу рук. Представьте себе, что не было бы прибавочной стоимости и всe произведeнное руками тут же шло на удовлетворение непосредственных потребностей. Тогда, разумеется, не было бы никакой духовной культуры и никакой культуры вообще!" Речь должна идти об использовании прибавочной стоимости. Присвоение еe — эгоистично. 189(4)

     Перейти на этот раздел

  

  Рейтинг SunHome.ru