RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

Предметный указатель



ЭКОНОМИКА — стоимость (цена)

677. В действительности могут быть товары, на которые потрачено много работы, а стоят они дeшево, и наоборот. Ценность товара определяется иначе — потребностью. "Лишь тот, кто прозревает подобные вещи, может разрешить два важных, ныне социально встающих вопроса: принудительный труд, принуждение к труду, как этого хотят большевики, или право на труд, как это ещe называют?" 188(9)

     Перейти на этот раздел

  

716. "В качестве потребителя мы учитываем главным образом отношение: цена — спрос. В качестве торговца мы должны учитывать отношение: спрос — предложение. А в качестве производителя: предложение —цена". 340(9)

     Перейти на этот раздел

  

785. "Это перечисление: природа — капитал — труд — само по себе ещe ничего не объясняет. ... Оценка продуктов природы происходит не под влиянием одних только чисто экономических отношений, но и под влиянием правовых отношений; а в оценке предпринимательского капитала участвует свободный человеческий разум и воля — со всем тем, что они производят в социальной жизни людей. Подумайте только, как много требуется, чтобы действительно собрать капитал для какой-либо цели. Здесь участвует свободная человеческая воля. Она участвует в актах кредитования капитала, хотя, может быть, не непосредственно. Естественно, что имеющий сбережения отдаeт их взаймы; но хочет ли он вообще сберегать — это дело его воли. Так что свободная воля человека оказывает здесь очень существенное влияние. Учитывая всe это, мы установим теперь ещe другую классификацию экономических факторов кроме уже рассмотренных.
     До сих пор мы имели схематическое изображение экономического кругооборота и видели: вот "природа", а стоимость появляется, только когда природа обработана трудом: "природа" движется по направлению к точке "труд". Стоимость появляется также и благодаря труду: труд движется по направлению к точке "капитал", или "дух". А в точке "капитал" возникает тенденция снова вернуться к природе: капитал движется по направлению к точке "природа". Это движение встречает препятствие, если излишний капитал переводится не в землевладение, где он отлагается, фиксируется в земле, а в свободные духовные предприятия, где он полностью исчезает, "потребляется" за вычетом той его доли, которая должна сохраниться в виде некоего "зерна", необходимого для того, чтобы экономический процесс мог продолжаться дальше.
     Кроме движения, изображенного нами раньше, по кругу слева направо, в ходе которого появляется природа, обработанная трудом, труд, расчлененный, организованный духом, и капитал, эмансипированный и деятельный только в духовных учреждениях, имеется ещe и другое движение. А именно такое, которое не ведeт к наращиванию стоимостей, совершающемуся благодаря тому, что каждый последующий элемент овладевает предшествующим; это второе движение протекает как раз в противоположном направлении. Первое движение идeт против часовой стрелки, второе — по часовой стрелке. В первом случае нечто возникает, когда предшествующий член врабатывается в последующий. Во втором случае нечто возникает, когда то, что протекает в данной точке по первому направлению, перехватывается тем, что притекает с другой стороны и им как бы поглощается. Сейчас вы поймeте, что я хочу сказать. Приняв во внимание, что капитал в экономическом процессе есть, собственно, реализованный дух, можно в нашей схеме вместо "капитал" вписать "дух"; таким образом: природа — труд — дух. Затем, если дух, принимая обработанный трудом продукт природы, не направляет его в экономическом процессе дальше по тому же направлению (против часовой стрелки), а поглощает его, то возникают средства производства. Средства производства есть нечто совершенно особое в экономическом кругообороте. Они создаются в ходе движения, противоположного тому, где появляется продукт природы, обрабатываемый трудом для потребления. Средства производства — это продукт природы, которым завладевает дух, продукт природы, нужный духу. Начиная с карандаша, который является для меня средством производства, и до сложнейших заводских машин — все средства производства суть продукт природы, схваченный духом. Продукт природы может быть обработан и послан в экономическом кругообороте по первому направлению — тогда он становится капиталом; или же он может быть послан по второму направлению — и тогда он становится средством производства. Что образовалось здесь как средство производства, может также двигаться дальше по тому же — второму — направлению и быть снова схвачено трудом. А когда средства производства связываются с трудом, то в этой связи, в этом соединении средств производства с человеческим трудом появляется предпринимательский капитал. Это и есть предпринимательский капитал. Так что, продолжая это движение (в направлении по часовой стрелке), мы приходим к точке, где средства производства сращиваются с предпринимательским капиталом.
     Продолжим ещe тоже движение (по часовой стрелке), в ходе него то, что произведено, соединение средств производства с предпринимательским капиталом, непрестанно воспринимается природой, однако теперь уже другой частью природы, чем в ходе того процесса, который движется в сторону потребления. Теперь только и возникает в экономическом процессе то, что, собственно, и является товаром в настоящем смысле. Товар схватывается природой, включается в процессы природы. Потребление есть возвращение вещи в природу. Если продукт, например, съедается, то он полностью сливается с природой. Но и в других случаях продукт потребляется, уничтожается. Короче говоря: вещь становится товаром в силу того факта, что она возвращается в природу. Итак, можно сказать: мы проследили теперь движение, происходящее во всeм экономическом обороте по трeм точкам: средства производства, предпринимательский капитал, товар. Здесь, в этой точке — "товар" — правильное распознавание чрезвычайно затруднено; ибо среди предметов обмена, движущихся туда-сюда в актах купли-продажи, чрезвычайно трудно распознать, какие из них принадлежат к первому кругу движения, а какие — ко второму, какие действительно товары, а какие нельзя назвать товарами в настоящем смысле слова. Почему же благо становится товаром? По-настоящему мне следовало бы, говоря о первом движении (против часовой стрелки), чтобы быть точным, писать "благо", а характеризуя движение в обратном направлении, писать "товар". Ибо благом товар становится только в руках торговца, купца, который предлагает его другим, а не пользуется им сам.
     Итак, сегодня наша задача заключалась главным образом в усвоении понятий, указывающих на истинное существо определeнных экономических отношений. Но в действительности эти истинные отношения постоянно искажаются, маскируются и тем самым вносят расстройство в экономический кругооборот. Постоянно уравновешивать эти отклонения — главнейшая задача экономической организации. Очень много теперь говорится о необходимости устранить вредные явления в экономике, причeм не без задней мысли: вот тогда-то всe пойдeт отлично, настанет прямо-таки рай на земле. Но это всe равно, как если бы вы сказали: сегодня я так наемся, что больше уже никогда не захочу есть. Это невозможно потому, что в живом организме должны непрерывно происходить процессы подъeма и падения. Также и в экономическом организме неизбежны подъeмы и падения. Здесь должна действовать, с одной стороны, тенденция к образованию ренты, вызывающей превышение цен против истинных, а с другой — тенденция к снижению цен под действием предпринимательского капитала. Обе эти тенденции действуют постоянно, и мы должны осознать их действие, чтобы удерживать цены по возможности на уровне, наиболее близком к истинным, т.е. экономически правильным ценам.
     Для этого необходимо, чтобы экономический процесс осознавался через непосредственное восприятие тех людей, которые сами постоянно в нeм находятся и могут поэтому постигать его как бы изнутри. Для индивида такая задача невыполнима. Она невыполнима также для слишком обширной общественной организации, такой, например, как государственная организация. Эту задачу могут выполнять только ассоциации, вырастающие из самой экономической жизни и способные поэтому действовать непосредственно в живой реальности экономических отношений". 340(8)

     Перейти на этот раздел

  

Товар и рабочая сила

718. "Ищут социальной структуры, которая могла бы улучшить положение рабочих, оставляя неприкосновенной связь труда и его продуктов с работой. В этой связи, собственно говоря, возник марксизм, возникла вера в то, что путeм одной лишь передачи орудий труда в общее пользование, путeм введения всего общества во владение машинами, землeй, средствами сообщения можно установить справедливое вознаграждение за труд. При этом совсем не встаeт вопрос: можно ли сделать товар независимым от вознаграждения за труд? — но: как осуществить справедливое вознаграждение, если считать аксиомой ... что работа превращается в товар? — Так ставится вопрос, а с ним связывается всe остальное. С ним связано даже материалистическое понимание экономики и ... истории".
     "В тот момент, когда человек каким-либо образом вступает в отношение к владению, прекращается продажа его рабочей силы. Так что буржуа не продаeт своей рабочей силы; он покупает и продаeт товары. Он, пожалуй, продаeт произведения своего труда, а это совсем другое дело, нежели продавать работу. Об этих вещах именно современный пролетариат имеет весьма точное понятие". 186(8)

     Перейти на этот раздел

  

719. В эпоху рабства считалось вполне естественным, что человека можно продать, что человека можно вывести на рынок, где на него существует спрос; иного, естественно, рода, чем на корову. "В дальнейшем эта форма рабства была заменена более мягкой — крепостничеством. ... Но человечество восстало также и против него. Наконец, рабство нашего времени не допускает продажи всего человека, но только части его — рабочей силы. Несогласие с куплей и продажей рабочей силы является лишь продолжением неприятия рабства. Поэтому вполне естественно, что в ходе человеческого развития выросла оппозиция товарной форме рабочей силы, еe функционированию в виде товара в социальной структуре. Поэтому нельзя поставить вопрос: как защитить человека от эксплуатации? — если при этом аксиомой является предпосылка, что рабочая сила есть товар, как это повелось с Рикардо, Адама Смита, да, собственно говоря, и Карл Маркс, и всe пролетарское жизневосприятие имеет на рабочую силу тот же взгляд. Ибо это стало аксиомой — рассматривать рабочую силу как товар. Но при этом хотят ... предохранить еe от эксплуатации". 186(9)

     Перейти на этот раздел

  

726. "Таким образом, на одном полюсе экономического процесса фактором, образующим стоимость, выступает затрата труда; здесь стоимость создаeтся так, что труд прилагается к продукту природы, продукт поглощает труд как бы втягивает его в себя. А на другом полюсе, напротив, продукт как бы выделяет из себя труд, продукт сам определяет труд, являющийся фактором стоимости. Здесь стоимость является начальной, она определяет сбереженный, незатраченный труд, который является здесь фактором стоимости. Таким образом, мы получаем нечто сравнимое: труд с одной стороны и труд — с другой, и получаем возможность реально сопоставлять плоды материального и плоды духовного труда. В одном случае мы говорим: стоимость равняется "природе умноженной на труд", а в другом случае — стоимость равняется "дух минус труд". В первом случае мы имеем уравнение: Ст = Пр х Тр.; во втором: Ст = Д — Тр. Здесь мы имеем движение стоимости в прямо противоположных направлениях: физическая, материально произведeнная работа имеет положительный смысл только тогда, когда человек сам вносит свой труд в экономический процесс, умножая тем самым обращающиеся в нeм стоимости. В отношении же работника духовного труда мы видим, что эта материально произведeнная работа им не затрачивается, за него работают другие. А его труд с точки зрения экономического процесса является в нeм как бы негативной величиной". 340(14)

     Перейти на этот раздел

  

  Рейтинг SunHome.ru