RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

Предметный указатель



ЭФИРНОЕ ТЕЛО — см. ТАКЖЕ ТЕЛА — развитие

307. "Впервые в египто-халдейскую эпоху человек начинает жить в душе, но душа тогда живет еще в эфирном теле. Так что я могу душу нарисовать так (красное). Когда человек чувствовал себя внутренне, он чувствовал себя с помощью эф. тела.
     В греко-латинскую эпоху человек вырос своим душевным из эф. тела. Он имел эф. тело в себе примерно до 333 г. Затем человек так вырос из эф. тела, что его душа стала лишь слегка соединяться с эф. телом, совсем не имела с ним внутренней связи (фиолет.). Душа чувствовала себя вовне, покинутой. Она теперь была вынуждена без опоры на эф. тело идти в мир. Поэтому возникает нужда в Христе".

     Перейти на этот раздел

  

120. Бедные духом — это те, кто уже не могли в экстазе восходить к духу. Но этого и нельзя уже было делать. От этого стало необходимо исцеляться. Ранее от горя исцелялись, уходя в духовное, освобождаясь от "я". Теперь стало необходимо искать утешителя не вне, а внутри себя, укрепляя свое "я". Страдание должно стать испытанием. Все импульсы, поступки, страсти в прошлом как внушение приходили из астрального тела. Но возникла задача осознать свое "я" и обуздать, усмирить все то, что человек получил в астральном теле еще на др. Луне. Речь здесь идет не о "кротости" (неверный перевод), а о "невозмутимости".
     Первые три заповеди имеют отношение к физ., эф. и астр. телам (эф. тело осознает страдание, хотя и вслед за астр. телом). Далее мы подходим к работе "я" над душой ощущающей. Что обычно она ощущает лишь в физическом (голод, жажду), она должна научиться от Христианства переносить на духовное: голод и жажда вездесущей правды. В душе ощущающей "я" находится в состоянии смутного отупения, в душе рассудочной оно впервые загорается как человеческое "я", и оно равняет нас со всеми людьми, носителями "я": любовь вернется к тем, кто ее излучает. Подлежащее здесь равно сказуемому. В работе над душой сознательной "я" появляется в чистом виде, совершенно осознает себя, чистое в сердце, в крови, как носителе "я". Воспринявшие импульс Христа станут миротворцами в той части человеческой природы, которая лишь постепенно разовьется в Манас. И они в новом смысле станут "Сынами Божиими".
     "Исполнены Божественной силы те, кто при новом порядке, возглавляемом Христом, терпят гонения от сторонников старого порядка". Речь здесь идет о Буддхи.
     И последняя заповедь прямо указывает на Импульс Христа: "Исполнитесь божественной силы вы, особенно призванные нести в мир Имя Христа". 116 (4)

     Перейти на этот раздел

  

121. "Будучи выраженной для эф. тела, новая истина должна звучать так: переносящие страдания не могут более получать утешение от того, что они вживаются в духовный мир и позволяют притекать к себе потокам духовного мира в состоянии ясновидения; но когда они теперь сживаются со Христом, исполняются новой Истиной, то находят в себе утешение во всех страданиях". Для астр. тела новая истина звучит так: в прежние времена, если человек хотел избавиться от страстей, эгоизма, то в высших сферах добывал он силу; "...с ним предпринимались процедуры, убивавшие плохие инстинкты его астрального тела. Но теперь пришло время, когда человек через деяние Христа в своем "я" сам может обрести силу, чтобы обуздать, сковать страсти и эмоции своего астр. тела. ... Блаженны кроткие благодаря самим себе, благодаря силе "я", ибо они наследуют земное царство!"
     "Человек должен стать таким, чтобы, желая все более и более переживать в себе Христа, он в своей душе ощущающей переживал такую тягу, какую в ином случае он переживает в своем теле как голод и жажду. ... И если в своей душе ощущающей он исполняется силой Христа, то может достичь того, что в себе самом найдет возможность насытить свою жажду справедливости".
     "Когда человек воспринимает силу Христа, то в душе рассудочной он развивает те добродетели, которые идут от подобного к подобному, которые не приходят с Неба как вознаграждение, но вновь возвращаются к подобным существам, каков есть и сам человек. ...Блаженны милосердные, ибо достигнут милосердия".123 (9)

     Перейти на этот раздел

  

564. "Материализм может ввести людей в искушение вместо пришествия Христа в реальном эф. теле, видимом для высших способностей человека, ожидать Его вторичного пришествия во плоти. Но это было бы большим несчастьем для человечества". И в наше время имеется достаточно индивидуальностей, готовых в силу иллюзий или плохих инстинктов объявить себя мессиями во плоти. (Следует при этом вспомнить, что уже в 1912 году, т.е. через два года после этой лекции, А.Безант, руководительница Теософского общества, выступила с идеей объявить индийского мальчика Кришнамурти вторым воплощением Христа. — Сост.).
     "Прежде человек воспринимал и мыслил не только физ. телом, но и эфирным. Воспринятое в эф. теле осознавалось в астральном как астрология; сегодня астрономия все исчислила. Ныне эф. тело должно быть вновь оживлено, и это находится в связи с новым эфирным явлением Христа. Когда эф. тела будут снова оживлены, они увидят Христа. Но, как видите, должно произойти оживление, витализация эф. тел".254 (6)

     Перейти на этот раздел

  

24. "Троякого рода силы выступают из глубочайшего внутреннего души: свобода, жизнь воспоминаний, сила любви. Свобода — это внутреннее преобразование эф., или формообразующего, тела. Сила воспомина­ния — это выступающая внутренне, образующая сны сила астр. тела. Любовь — это внутренне выступа­ющая, ведущая человека к отдаче внешнему миру сила". Этими силами одухотворяется наша душа и обрета­ет способность проникать в духовный мир. "Кто не понимает этого троякого внутреннего пронизания ду­ши духом, тот не понимает, как душа человека таит в себе дух".225 (10)

     Перейти на этот раздел

  

330. "Душевно-духовное, сходящее вниз из духовного мира, я охарактеризую этой фигурой (фиолето­вое). Естественно, это дано схематически. Сходя вниз из духовного мира, человек облекается эф.телом (оранж.). ... Эф.тело есть некий мир для себя; вернее сказать: мир для себя в образе. Это выглядит так, что эф.тело, например в своем окружении, прояв­ляет нечто звездное (желтые звезды), а в нижней ча­сти — нечто, имеющее вид отображения Земли; и даже некий род отображения в себе солнечного и лунного. Это исключительно важно, что нисходя в земной мир, мы стягиваем эф.силы из всеобщего эфирного мира, бе­рем с собой в наше эф.тело род отображения космоса.
     ... Эта конфигурация эф.тела сохраняется в то время, когда человек все более срастается со своим физ.те­лом в эмбриональный период". Оно бледнеет, но в об­щем сохраняется таким до смены зубов, до 7 лет. "Я рисую это схематически для времени от 7-ми до, примерно, 14-ти лет, до половой зрелости (красные лучи). ...Со сменой зубов оно совсем бледнеет, но зато на­чинает посылать вовне лучи (красное). Я бы сказал так: звезды в человеческом эф.теле становятся лучами, получают тенденцию сойтись во внутреннем.
     Это совершается постепенно, на протяжении всего времени от смены зубов до половой зрелости. С по­ловой зрелостью это заходит так далеко, что сросшиеся лучи формируют здесь, внутри, род собственно­го образования (красное). ... Бледнеют также и эти лучи, но зато закруглившееся здесь, в середине, становится особенно живым. ... Оно расположено в человеческом организме в том месте, где находится сердце с подходящими к нему сосудами (синее)". Это собственно эфирное сердце человека; до его возникновения он обладал унаследованным эфирным сердцем.212 (6)

     Перейти на этот раздел

  

1822. "Что бы мы ни переживали — все оставляет отпечаток в нашем эф. теле. Если бы мы могли эти от­печатки отделять, то получили бы тонкие, тенеподобные призраки нашей головы и ее продолжения. Обраща­ясь к каждому воспоминанию, мы находим теневой образ головы с ее продолжением. Они совершенно не по­хожи на то, что мы переживаем, когда в нас всплывает воспоминание. Сколько мы имеем воспоминаний, столько и тенеподобных призраков. Все они пронизывают друг друга, входят друг в друга. ... Чтобы возникло воспоминание, человеческая душа должна подступить к этим оставшимся в теле отпечаткам и расшифровать их, подобно тому, как мы расшифровываем удивительные знаки на бумаге, которые совсем не похожи на то, что затем переживается в душе, когда мы нечто прочли".
     "Когда мы отдаемся воспоминаниям, в нас совершается бесконечно сложный процесс. Из сумрака про­чей темной жизни постоянно восходят эфирные отпечатки, и в их восхождении и расшифровке состоит то, что человек переживает как внутренний процесс воспоминаний".157 (10)

     Перейти на этот раздел

  

Представление и забвение. Впечатления

1830. Можно развить память, и тогда эф. тело будет обладать богатым содержанием, но оно будет все бо­лее и более усыхать. Способностью к развитию оно обязано забвению. Представления при этом не исчезают из нас полностью, о чем говорит посмертное созерцание событий истекшей жизни. Представления лишь, бу­дучи забытыми, начинают работать над членом эф. тела, свободным от работы над ростом физ. тела, и делают его способным к употреблению. "В этом великое благо забвения!"107 (7)

     Перейти на этот раздел

  

643. "Чем более человек бывает вынужден заниматься тем, что его не интересует, тем более ухудшается его эфирное, или жизненное, тело". 143(1)

     Перейти на этот раздел

  


     4.
"В то время как во внешней, обычной материальной и духовной жизни моральная культурная жизнь действует облагораживающе на астр. тело, — на эф. тело, изменяя и облагораживая его, действует только то, что человек воспринимает в религии и искусстве, где он предчувствует вечное во временной форме. Импульсы искусства действуют сильнее, чем моральное воспитание, сильнее, чем то, что как правовая, государственная жизнь существует в человечестве, ибо через истинное произведение искусства сияет вечное и непреходящее. Но сильнее всего на эф. тело действуют религиозные импульсы. Под влиянием таких импульсов вычленяется часть эф.тела, чтобы преобразоваться в Буддхи, в Логос, в Слово. В эзотерическом Христианстве это называют Христос". 96 (17)

     Перейти на этот раздел

  


     543
. "Пока вы с помощью просто моральных или правовых принципов, логических принципов взнуздываете свои пороки, до тех пор вы работаете в вашем астр.теле. Но существуют другие культурные средства, благодаря которым "я" работает над собой, — это суть религиозные импульсы человечества". Они воздействуют на эф. тело. Также в переживании искусства: если за чувственным мы видим бытие вечного, сокрытого, то художественное представление очищает и облагораживает не только астр.тело но и эфирное. Сверхчувственно можно наблюдать, как музыка Вагнера, ее вибрации погружаются глубоко в эф.тело". 54 (5)

     Перейти на этот раздел

  


     562
. "Находить смысл в прекрасном, чувствовать прекрасное означает признавать эф.тело. Отсутствие чувства прекрасного означает пренебрежение эф.телом, непризнание его". 220 (7)

     Перейти на этот раздел

  


     581
. "Художественно построенный звук или картина действуют непосредственно на эф.тело". 93—а (21)

     Перейти на этот раздел

  

  Рейтинг SunHome.ru