RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

Предметный указатель



ЭФИРНОЕ ТЕЛО — см. ТАКЖЕ ТЕЛА — свойства

92. "Эф.тело есть подвижный в себе организм, беспрерывное выражение мыслей, чувств и воли".158 (6)

     Перейти на этот раздел

  

105. Лишь в особых случаях эф. тело становится видимым в физических манифестациях, например, если некто, делая доклад, вспотеет, "...тогда его эф.тело делается видимым вовне. Но видите ли, чтобы пот привести во взаимосвязь со всем человеком, необходима имагинация. На это был способен Парацельс. Для него не только способ, но и субстанция пота в случае каждого человека была иная. Для него в этом выражался весь человек, эфирное всего человека. Итак, внешнее здесь очень силь­но отступает назад, но тем больше оно выступает во внутреннем переживании, а именно в чувстве. Чувст­во, переживаемое внутренне, вся жизнь чувств является тем, что живет в эф. теле, когда оно действует изнутри, так что его переживают изнутри. Ведь постоянно жизнь чувств сопровождается секрецией вовнутрь. С точки зрения эф.тела, например, "потеет" печень, "потеет" желудок, потеет все, что обладает секреци­ей. Именно в этой внутренней секреции живет эф.тело человека. Печень постоянно окружена туманом пота, то же самое можно сказать и о сердце: все оно в тумане, все покрыто облаками. Это должно постигаться имагинативно". 214 (2)

     Перейти на этот раздел

  

112a. "Нечто иное переживает человек, когда едет на север. Тогда эф. тело становится все больше, особенно на северо-востоке, напр. в Финляндии. На юге же, напротив, эф. тело более сдавлено". Кто едет с севера на юг, испытывает стягивание своего эф. тела. Благодаря этому могут быть приведены в действие большие силы исцеления. Эф. тело уменьшается и при движении на восток.266-3, с.174,180

     Перейти на этот раздел

  

124. "Наше эф.тело сообщает нам эстетические воззрения; наше астр.тело, — если оно не предается не­здоровой вере, будто из ничего в нем строится его содержание, но когда оно знает, что из духовного мира, когда оно живет в нем, возникают чувства и т.п., — наше астральное тело переживает себя религи­озно".63 с.104

     Перейти на этот раздел

  

138."Физ.тело является выражением волевых импульсов, как астр.тело — мыслей, а эф.тело — пребыва­ющих аффектов и привычек".129 (3)

     Перейти на этот раздел

  

152. "Эф.тело обладает способностями, благодаря которым человек принадлежит к определенному наро­ду, расе, человеческому сообществу вообще. ... Индивидуальное в человеке обусловлено астр.телом.
     Поэтому вся жизнь человека в сообществе зависит от того, что его эф.тело находит правильное состояние равновесия с эфирными телами тех, с кем он должен совместно жить. Если же он его не находит, то он не может жить совместно с ними. Христианская эзотерика называет ...проступки эф.тела "долгом" ... Проступки астр.тела, обусловленные индивидуальностью, называются "впадением в искушение". ... Про­ступки "я" обозначаются "злом".97 (10)

     Перейти на этот раздел

  

Оболочки человека и мир природы.

304. "Если бы попробовать физ.тело отделить от эф.тела, а затем из эф.тела удалить астр.те­ло и Я, то с удалением эластичности физ.тела эф.тело разлетелось бы на множество частиц. Эф.тело составлено из множества отдельностей, удерживаемых вместе физ.телом. ... Эти частицы эф.тела (будучи предоставлеными самим себе) приняли бы всевозможные формы животного царства. ... Т.обр., мы, по сути, носим в своем эф.теле все животное царство. Наше эф.тело представляет собой обширное животное царство, сжатое эластичностью физ.тела".
     Когда в человеке заявляют о себе желания и инстинкты, то их, естественно, приписывают астр.телу. Но их сходство по форме с животным царством коренится в теле эфирном. А если мы, подобно эф.телу, выделим астр.тело, "…то оно также распадется и явит собой нечто, подобное всему растительному царству. Действительно, благодаря тому, что мы имеем астр.тело, в нас коренятся все формы растительного мира, столь многообразно распространенные во внешнем мире". Все это следует иметь в виду, говоря о поте­рянном Слове ( а говорят об этом в ложах, уже не зная смысла этого). В астр. же теле мы носим наше Я. И если и его также полностью отделить от тел, то мы получим в нем "...образ всей минеральной Вселенной, включающей в себя все тайны космоса".177 (7)

     Перейти на этот раздел

  

305. "Принадлежащее к нашей голове тело на эфирном уровне является телом животного. Там мы поистине имеем вид кентавра. Этот кентавр мудр, поскольку в нем живут космические ритмы, и в то же время в нем живут дикие животные инстинкты. Лишь в следующей инкарнации кентавр превращается в человеческое. И для этого превращения человек нуждается после смерти в связи с животным царством, как низшим из всего, в чем он тогда живет". 179 (4)

     Перейти на этот раздел

  

317. "Углекислая известь образует для Земли субстанциональную точку приложения действия ее сил, формирующих кости. Фосфорнокислая известь образует точку приложения действия формирующих кости сил Космоса". Например, бедренная кость, пустая внутри, не могла бы простирать­ся вверх и вниз без углекислой извести, а шейка бедра не могла бы образоваться без фосфорнокислой извести. Человеческий организм постоянно борется со свинцом, отторгает его "Человеческое эф.тело имеет в себе центр, отражающий свинец. Он расположен примерно там, где волосы образуют на голове ви­хор (макушка). Здесь излучаются отражающие свинец силы. Они излучаются в организм повсюду, чтобы в него не вошли образующие свинец силы. ... Этим отражающим свинец силам человек обязан тем, что он может быть внутренне замкнутой личностью, может обособиться от мира…".316 (3)

     Перейти на этот раздел

  

363. "У каждого человека — это просто факт — эф.тело двухчастно, и эф.тело мужчины, каким оно жи­вет среди нас, обладает женскими свойствами, а эф. тело женщины — мужскими. ... В действительности в физическом материальном человеке мы имеем не что иное, как физическое выражение тотальной личности. Человеческая душа строит себе тело подобно магниту, образующемуся из двух полюсов. Она строит себе мужскую и женскую части: один раз одну часть как физ.тело, другой раз другую — как эф.тело. Поэтому в отно­шении тех страстей, которые связаны именно с эф. телом: преданности, самоотверженности, храбрости, любви, — женщина может открыто выказать свойства мужского характера, а мужчина нередко — женского. В противоположность этому в отношении свойств характера, более связанных с физическим, во внешней жизни изживаются последствия прямого полового (принципа).
     Поэтому должно стать ясно, что в каждом человеке, если мы хотим рассмотреть его целиком, мы имеем перед собой явление из двух частей: открытой (внешней), материальной, и сокрытой, духовной. И только тот человек полный, кто в состоянии с внешним мужским, соединить в своем внутреннем женски прекрас­ный характер. Именно это издавна предчувствовали великие духи, особенно мистические натуры в прошлой духовной жизни.
     Теперь, с тех пор, как материализм протиснулся во внешнюю культуру, мы находимся в важной точке, где мужчина играет большую (чем женщина) роль. Эта внешняя культура является мужской культурой, поскольку она ма­териальная". Эта культура должна быть завершена благодаря тому, что живет в каждом мужчине, что мис­тики как глубочайшее мужской души называли "вечно женственным".
     "Кто кое-что понимал в благородной духовной культуре, также указывал на женский характер души; и именно из мужской культуры проистекает изречение (Гете): "И женственность вечная туда нас возводит". Большой мир, Космос представляется как мужское, а душа, оплодотворяющаяся мудростью Космоса, — как женское". Духовнонаучное движение "...ведет людей к преодолению в себе полового и к восхож­дению к Самодуху, Манасу, который стоит выше пола, сверхличен...". Когда-то мы должны будем сказать: не женское, не мужское, а "вечно человеческое туда нас возводит".54 (5)

     Перейти на этот раздел

  

544. Тело ощущений зависит от географического местообитания человека и в тем большей мере, чем меньше человек способен преодолевать это в себе. Уезжая со своей родины, он может даже заболеть в те­ле ощущений, что выразится в его настроениях, страстях. С этим также связана инстинктивная деятельность, которая далее становится культурным элементом. Возьмем две вещи из культурного развития: об­работку железа и употребление молока животных в пищу. С древнейших времен мы находим их по всей Сибири, но у Берингова пролива и то, и другое резко пропадают; не встречаются они и у древнего населения Америки. Мы видим, как здесь определенные инстинкты, заложенные в душевном теле, связаны с местом на Земле, от которого человек зависит, и от положения Земли по отношению к Солнцу. Эф. тело как носитель ду­ши рассудочной зависит от времен года, определенных положением Земли по отношению к Солнцу. Там, где имеет место уравновешенная, регулярная смена сезонов, внутренняя подвижность души рассудочной особенно развита. На крайнем севере трудно развивать душу рассудочную, как и в жаркой зоне, где нерегу­лярная смена сезонов вызывает апатию. Весенняя радость, тоска по лету, осенняя грусть, зимняя глушь, уединенность — все эти настроения, в их регулярной смене, необходимы для того, чтобы эф.тело стало правильным инструментом души рассудочной.58 с.136-9

     Перейти на этот раздел

  

638. "Как Я имеет точку приложения в системе ганглиев, так астр. тело имеет точку своего прило­жения во всех процессах, связанных с системой спинного мозга. ... Это не нервная система мозга, но система спинного мозга, связанная, например, с нашими рефлексивными движениями, и которая многое регулирует в человеческом теле. ... Астр. тело либо сковывается всем, что связано с системой спин­ного мозга, либо через заболевание или частичное усыпление процессов — с помощью магнетизма и т.п. — может стать свободным. Здесь вы имеете другого заключенного, который свои люциферические свойст­ва с небольшой примесью ариманических свойств, имел уже во время др.Луны... Если у человека что-ли­бо не в порядке, то может оказаться, что его астр. тело не может быть сковано, тогда наступает физи­ческое заболевание, физическое нарушение. Могут быть раскованы как Я, что ведет к безумию, так и астр. тело, что тоже вызывает безумие.
     Если расковывается Я, то развиваются такие свойства, как коварство, лукавство, хитрость, выставление себя на свет, а других в тень и т.д. Когда расковывается астр. тело, то развивается небре­жное отношение к идеям, прерывающаяся, дискретная логика, маниакальные состояния или бегство от ми­ра, меланхолия, ипохондрия. ... Эти болезненные явления родственны сомнамбулическим явлениям. Толь­ко у сомнамбул органы не больные, а подавлены в их нормальных физических функциях, что достигается (также) через гипнотическое, магнетическое и т.п. влияния".
     "Как астр. тело сковывается системой спинного мозга, и всеми процессами органической жизни, свя­занными с этой системой, так эф. тело сковывается системой мозга и всем, что относится к ней. Эф. тело имеет точку своего приложения в системе мозга. ... В нашей голове мы имеем тюрьму для эф. тела.
     Безумие и сомнамбулические состояния наступают в случае, если наше тело не в порядке и эф. тело рас­ковывается. Если оно предоставляется самому себе, то оно проявляет склонность не оставаться заклю­ченным в голове, оно множится и благодаря этому становится чуждым самому себе, некоторым образом переходит в мир, вживается в другое".
     "Эф. тело, когда оно освобождается, проявляет ариманические свойства: зависть, недоброжелательст­во, скупость и т.п., что изживается тогда болезненным образом".174 (19)

     Перейти на этот раздел

  

808. "Когда мы после смерти оглядываемся на наше эф. тело, то благодаря определенному ощущению, воз­никающему в связи с этим эф. телом, бросается в глаза, что часть его способностей связана со всем тем, что в сфере Земли подпадает тепловой смерти, растворяется. Эти силы находятся в нашем эф. теле, и это действенные силы, ведущие Землю к тепловой смерти... Второй род сил в эф. теле ... те силы, которые деятельны для Земли на всем протяжении ее существования, до той поры, когда она подпадет тепловой смерти. Это юные силы, связанные с тем, что Землю сохранит как зародыш, как семя в космосе и переведет в следующее воплощение. Но эту как бы обладающую силой семени часть эф. тела можно ви­деть лишь в том случае ... если человек приобрел определенное отношение к Существу Христа, к Импульсу Христа. Ибо она пронизана силами Христа, которые через Мистерию Голгофы излились в духовную сферу Земли".
     "Для людей с отчетливым я-сознанием, которое уже родилось у западных народов, есть нечто безутешное во взирании на свое эф. тело, когда можно видеть в нем лишь силы, разрушительные для земного развития, а не те, которые пронизаны субстанцией Импульса Христа. Это подобно жизни под постоянным страхом землетрясения или извержения вулкана, когда в жизни после смерти человек не видит в своем эф. теле юных зародышевых сил Импульса Христа".148 (11)

     Перейти на этот раздел

  

971. "Человек должен проспать 2-3 ночи после полученного переживания, прежде чем оно свяжется с другими переживаниями, которые уже отпечатались в физ. и эф. телах. И мир сна выража­ет внешне, и именно только внешне, эту борьбу". Когда человек видит сон, его астр. тело и Я вползают в эф. и физ. тела и запруживают их. "Это запруживание и выражает ту борьбу, что длится от двух до трех дней". Борьба происходит на границе за­сыпания и пробуждения, что и выражается в сновидении. Через 2-3 дня переживание вплетается в воспоминание. Интересна форма, в которой все это выражается. В земном бытии мы всё воспринимаем в определенных контурах, в фор­мах законов природы. В эфирном эти законы растворяются — спокойное начинает двигаться, угловатое за­кругляться и т.д. Что человек пережил интеллектуально, переходит в то, что он пережил художественно. После смерти эф. тело теряет третье измерение, разрастается в огромную панораму, содержащую в себе все воспоминания. И эта панорама 3-4 дня стоит перед душой.227 (8)

     Перейти на этот раздел

  

1374. "Любовь к мудрости не эгоистична, ибо такая любовь становится тем больше, чем ближе мы подходим к смерти, она возрастает в той мере, в какой убывает намерение что-либо иметь от мудрости".143 (12)

     Перейти на этот раздел

  

141. "Каждый член всей своей сутью образует основополагающее существо и причину ближайшего из ниж­них членов человека: я-носитель — для астрального, астр.тело — для эфирного, эф.тело — для физическо­го. Все, что является я-переживанием, что человек переживает благодаря тому, что он является самопо­знающим существом, все это отпечатывается в астр.теле. ...Благодаря этому возникает все то, что в че­ловеке является текущими представлениями, суждениями и чувствами". А что астр.тело отпечатывает в эфирном, то получает характер длительного пребывания. Многократно повторенное представление стано­вится привычным. Нравственные суждения, отпечатываясь в эф.теле, становятся совестью.57 с. 256

     Перейти на этот раздел

  

142. "Эф.тело, по своей сути идентично с космосом, оно не эгоист. Оно также не завистли­во, ему это не нужно. Астральное же тело подсознательно ужасно завидует эф.телу, что оно такое муд­рое, содержит в себе мысли всего мира".224 (5)

     Перейти на этот раздел

  

143. "Благодаря общим свойствам в эф.теле люди понимают друг друга. Но то, благодаря чему люди вырастают из общего, благодаря чему они в семье, в народе обладают особенным, являются также и для себя отдельными существами, не просто французами, не просто немцами, не просто членами семьи, но особыми членами народа, семьи и т.д., — это может вырасти из суммы признаков человеческого пола, это коренится в астр.теле, носителем этого является астр.тело. Оно, т.обр., содержит в себе больше инди­видуального, личного".96 (14)

     Перейти на этот раздел

  


     523
. Фауст пытался заново перевести начало Евангелия от Иоанна, поскольку благодаря духу Мефистофеля в нем хаотически взаимодействуют оболочки. Соотношения же здесь такие:
     Логос, Слово — Я
     Чувство — астральное тело
     Сила — эфирное тело
     Деяние, дело — физическое тело, т.е. Фауст, говоря, что вначале было дело, приходит к материализму. И Вагнер, и Мефистофель — это лишь другие "я" Фауста. Все есть его самопознание! "Мефистофель — это дух, которого Фауст должен преодолеть. ... он дан ему не в сопровождение, а как испытание". 171(7)
     "...вторую часть "Фауста" Гете написал для XX, XXI и последующих столетий".

     Перейти на этот раздел

  

  Рейтинг SunHome.ru