RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

5. РЕЛИГИЯ. НАУКА. ИСКУССТВО

III. ИСКУССТВО

Приложение к пятому отделу

Высказывания Рудольфа Штайнера о некоторых произведениях литературы


     646
. "Каково происхождение этой тенденции, которая стремится в наше время к устранению одежды? Отсутствие всякой фантазии в отношении того, как одеть себя! Не идеальную цель следует видеть здесь, а отсутствие фантазии, всякого принципа прекрасного. Ибо одежда исходит из того, чтобы сделать человека красивым. А стремление видеть прекрасное лишь в неодетом человеке — в этом в наше время выражается инстинкт к материализму". В Греции имело место иное. 163 (2)




     647
. "Фартук является знаком того, что человек особенно сильно должен действовать конечностями. Особенно художественно вырабатывали фартуки древние египтяне. Вторая часть одежды предназначена для средней части тела и имеет вид рубашки, она надевается через голову и была особенно выработана древними ассирийцами. Это есть выражение для грудной системы, внутреннего движения. Третья часть — мантия. Прежде она набрасывалась также и на голову; она выражает мысли, все, что исходит от головы". (Фрак и цилиндр были прежде мантией). 352 (7)




     647а
. "Величайшим шутовством является современный мужской костюм. Человечество, в котором напяливают фрак и нахлобучивают цилиндр, никогда не поймет культового одеяния". 342, с. 142




     648
. Военный шлем возник по своей форме из переживания астральной ауры человеческой головы; и все одеяние человека в первоначальном виде возникло из подобных переживаний астр. и эф. тел, особенно это относится к священническому одеянию. Так же возник и цвет одеяний, например у Марии, на иконах. 129 (9)




     649
. На картинах Рафаэля Мадонна имеет либо верхнее одеяние синим, а нижнее красным, либо нижнее синим, а верхнее красным. Магдалина одета в желтое. Этим делается попытка с помощью одеяния охарактеризовать ауру изображаемой индивидуальности. Тогда еще имелось предчувствие, что одеяние подражает ауре. 163 (2)



Быт и художественная правда

     650. Когда меня вводят в комнату с красными обоями, я вправе ожидать художественных переживаний или что мне там сообщат что-то важное, интересное для меня. Но если этого не случиться, я уйду неудовлетворенным, а комната покажется мне жизненной неправдой. Если в голубой комнате кто-то не даст мне сказать ни единого слова, "заболтает" меня, то я испытаю большое неудобство. Женщина в красном платье, постоянно подчеркивающая свою скромность, ощущается как неискренняя. Женщина с завитыми волосами только в том случае ощущается естественной, если она немного задорна. В жизни ничто не разумеется само собой.271 с. 52
     Если я вижу людей, едящих на красной посуде, то у меня возникает ощущение, что они гурманы; там, где едят на синей посуде, — что люди эти едят потому, что они голодны. В красной комнате я жду, что хозяин мне что-то расскажет, а не заставит говорить одного меня. 271 с. 78
     Если стол покрыт голубой скатертью и люди едят на голубой посуде, то возникает чувство, что для них более важен разговор за едой, совместное пребывание за столом, общение. Это реальное чувство, живущее в подсознании. Если я встречаю на улице женщину в голубом и она ведет себя агрессивно, то это ощущается как противоречие, в красном же — нет; то же самое можно сказать и о завитой — она может быть дерзкой. Это все некоего рода необходимые вещи, они влияют на наше настроение. 271, с. 138-139



Приложение к пятому отделу

Высказывания Рудольфа Штайнера о некоторых произведениях литературы и о собственных книгах

     651. "Роман "Вознесение" известным образом изображает собственное развитие Германа Бара". 169 (3)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru