2. Миры добра и миры зла

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Г. А. Бондарев

АНТРОПОСОФИЯ НА СКРЕЩЕНИИ ОККУЛЬТНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ СОВРЕМЕННОСТИ

20. ДОБРО И ЗЛО . "НЕИЗРЕЧЕННАЯ ТАЙНА ЗЛА"

2. Миры добра и миры зла

2.   Миры   добра  и  миры  зла

Одна из главных особенностей духовнонаучного метода познания состоит в том, что, согласно ему, все феномены следует рассматривать в  развитии. Учение об эволюции мира и человека составляет основу антропософского метода познания. Исходя из нее, должны начинать и мы,  но, будучи ограничены размерами одной главы, мы вынуждены ряд исходных посылок выражать суммативно, информативно (т. е. не вполне  органично), прибегая порою к помощи схем. Впрочем, схемами пользуются повсюду, и они бывают разные. Иную схему можно поднять до уровня медитативной формулы.

Об эволюции мира и человека в Антропософии говорится — примыкая к традициям эзотерического знания, известного на Востоке и на Западе уже не одно тысячелетие — как о процессе глобальных превращений, в ходе которых проявленные состояния мира (манвантары) сменяются всеобщим одухотворением всякого бытия (пралайи). В пределах  всего нашего эволюционного цикла (он может быть принят за единицу,  если привлечь на помощь древнюю школу пифагорейцев), в котором  человек возникает и достигает высоких ступеней совершенства, эволюция мира проходит через семь манвантар или, как их еще называют,  планетарных эонов. Без каких-либо разъяснений мы коснулись их  в  главе 14. Там были даны их традиционные названия:  древний Сатурн, Земля, будущий Юпитер и др. (  Подробно эволюция мира описана Рудольфом Штайнером в книге "Очерк тайноведения".)  В ходе каждого эона человек овладевает  определенной ступенью сознания. Так, например, на  древнем Сатурне  он обладал "бессознательным всесознанием";  на Земле мы вырабатываем предметное, бодрственное сознание; в будущие эоны человек овладеет тремя ступенями индивидуального сверхсознания.

В мире развивается множество различных ступеней (уровней) бытияи сознания. На той дистанции, что отделяет человека от Бога, такими  ступенями является ряд чисто духовных, божественных существ — Иерархий. В эволюции они стоят намного выше человека и потому участвуют в ней как творцы. Их самосознание космично, субстанционально и   обладает непосредственной силой творения. Число Иерархий девять —от Ангелов до Серафимов. Их имена давно известны в Христианском   гнозисе.

Божественный акт творения, положивший начало эволюции нашего   цикла, следует представлять себе как исходящий из абсолютного единства, что по сию пору находит свое отражение во всех монотеистических и монистических представлениях. В христианском гнозисе (нам   нужно перестать считать гнозис еретическим учением, если мы желаем   говорить по существу) Бог является одновременно и единым, и триединым. Это следует понимать так, что Бог един в своей сокровенной Сути, и трехипостасен в откровении, когда Он обращается к акту творения  нового цикла (мира). 

Главное отличие нашего цикла от других состоит в том, что абсолютное Бытие здесь впервые в себе (в единстве) противостало себе же.  И  человек как новое творение изначально возникает на границе противостояния бытия и небытия, универсального, Божественного Я и не-Я.   Таков, по сути говоря, основной закон становления нашего Я-сознания. Чтобы оно обрело свой главный атрибут: самоопределение, свободу выбора, свободу воли, — Бог должен был противостать Самому Себе, что  чисто философски И. Г. Фихте выразил в виде тождества Я = не-Я. 

Эзотерически, оккультно, сказанное следует понимать так, что ряды  божественных Иерархий, вступая в наш эволюционный цикл, образуют  между собой отношения, которые, по мере углубления в тварный мир,  принимают характер противоречий, так что в конце концов возникает мир "вторичных" богов, богов мира не-Я, где все есть лишь отражение истинного божества мира.

Во всеобщей картине мира, где все носит антропоцентрический характер (а именно так замыслен наш эволюционный цикл), Божественному Триединству (Царству Света), противостоит триединство мира инобытия. О нем говорят как о "падшем", следовательно, — злом мире, и он  в себе также един — как материальная вселенная.

В Антропософии дано глубокое и многостороннее вскрытие персонифицированной структуры мира не-Я. Она, в своем роде, также "трехипостасна". В божественном всеединстве трем истинным Ипостасям  противостоит не единое, а трехчленное зло, три рода, скажем, "противо-божественных"  существ:  люциферических, ариманических и азурических.

Сказанное можно пояснить рисунками (рис. 1, 2), на первом из них  показан общий принцип эволюции, а на втором — ее движение во времени, где она образует некую "чашу" семизвенной цепи метаморфоз.

Как видно из рисунков, мир, несмотря на всю свою безмерность, строго  структурирован в себе, что находит свое выражение в закономерном  характере всего, что является в нем. Его антропоцентризм выражается втом, что только человек присутствует одновременно в мирах всех трех  откровений и, кроме того, составляет предмет спора между Царством Света и Царством тьмы. В мире первого откровения человек присутствует   как замысел Божий, во втором — как объект творения, в третьем — в  процессе самосозидания.

Самосозидание мира инобытия и процесс нисхождения Бога и Иерархий в инобытие в процессе творения движутся навстречу друг другу  (рис. 1) и в эоне Земли образуют глобальный перелом в эволюции. Эволюционный цикл (семь эонов), он, в первую очередь, как некая чаша, "Грааль" (рис. 2), существует в вечности, где его образует надвременное бытие Иерархий. Его пронизывает трехипостасное откровение Бога. И все   это может пониматься как совокупность законов, обусловливающих все,  что эволютивно, в пространстве и времени возникает в зеркальном отражении "Чаши".

"Отражение" и есть материальная Вселенная, мир четырех царств  природы. Он оплотневает, отпадает от Бога уже со времен древнего Сатурна. В эоне Земли процесс отпадения достигает своего предела и начинает переходить в процесс восхождения. 

Из сказанного следует, что эволюция мира и человека существует  сразу в двух аспектах. Она уже достигла своего конца в надвременном,  а во времени — лишь середины. Отсюда проистекает множество вопросов, касательно природы времени, предопределения и свободы и др.  В   доступной ему мере автор изложил их в другой своей работе, которая называется "Триединый человек тела, души и духа в свете Антропософии". В данной главе мы можем лишь указать на них.

Что в Библии описано как райское грехопадение, представляет собой  переход человека из мира второго откровения в мир третьего, где он  может развивать свободу духа. Свободы духа не развить, не ступив на  путь проб и ошибок. И чтобы действия человека на этом пути не стали   чрезмерно разрушительными для мира высшего бытия, высшей гармонии,  и был, собственно говоря, создан наш плотный, бессущностный, теневой  мир, где все высшее присутствует лишь в своем отражении, подобии.

Но не следует думать, будто бы противостояние двух миров — сущностного и бессущностного — носит условный характер. Потенциально  мир инобытия обладает возможностью изменять, искажать и даже упразднить мир бытия и стать единственной реальностью. Подобное могло  бы произойти, если бы цели Царства тьмы были достигнуты в нужное  для него, а не для Универсума время. В таком случае произошло бы   претворение добра в зло. И вот, чтобы такого не случилось, Сам Бог  низошел в мир поволенного Им Самим противостояния Себе и изменил в нем закон нисхождения, материализации, отпадения, вражды на   закон восхождения, одухотворения, всеединства, любви.

После Мистерии Голгофы правомерное и необходимое (ввиду эволюции) нисхождение человека в материю, грехопадение, должно быть по  воле человека, обретшего Я-сознание, остановлено. На смену грехопадению должно прийти искупление. Силу для него каждый может почерпнуть в вочеловечившемся, прошедшем через смерть и даровавшем даже физическому телу человека воскресение Боге.

Космическая констелляция человека, особенно в новое время, необычайно сложна. С одной стороны, человек совершенно реально пребывает   в вечности, в лоне Божественной Троицы, но бессознательно. И чтобы   то свое положение осознать — а это составляет главную задачу, если   можно так выразиться, спиритуального онтогенеза человека (ибо развиваться он может лишь в совокупности тела, души и духа), — он, с другой   стороны, должен определенное время работать над собой внутри еще   одной троичности: Христа, Люцифера и Аримана. И если он оплошает   (развитие всегда сопряжено с риском), то может оказаться внутри еще   одной троичности: Люцифера, Аримана и азура (отставшего Архая). Тогда он выпадет из поволенной для него Богом эволюции и станет на   путь другой, о которой в Евангелии сказано, что там царят "тьма внешняя" и "скрежет зубов" (Мф. 22:13). Некогда и тот мир обратиться к   добру, но никто не может сказать, будет ли тогда существовать человек,   ныне ступающий на такой путь.

Истины подобного рода крайне неудобно познавать современному   изнеженному и запуганному человеку. Однако дело обстоит так, что либо человек найдет в себе силы и охоту смотреть правде в глаза, познавать истинные законы своего развития и работать над собой — и тогда  Сам Бог ему помощник, — либо он будет рано или поздно уведен по пути "вечного грехопадения". В некоторых темномагических оккультных союзах о том пути говорят даже как о наилучшем, но такие разговоры — не более чем "черный" романтизм, присущий эгоизму специфического рода или глупости.

Итак, все в человеке предопределено к добру, но стать свободным  духом без риска, без возможности выбирать между добром и злом он  не может. Риск допущен Богом, и не во власти человека упразднить его.  А та гарантия безопасности, которую предлагает церковь, — она дается  за счет отказа от Я-сознания (что составляет непрощаемый грех), за счет    возвращения в групповое сознание, на преодоление которого человечество уже потратило уйму сил. Рецидив группового сознания отбрасывает человека в далекое прошлое, где он находился на ступени человеко-животного. Ничего, кроме невообразимых опасностей и мук, не ждет его   на таком пути.

Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru