3. Грехопадение

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Г. А. Бондарев

АНТРОПОСОФИЯ НА СКРЕЩЕНИИ ОККУЛЬТНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ СОВРЕМЕННОСТИ

20. ДОБРО И ЗЛО . "НЕИЗРЕЧЕННАЯ ТАЙНА ЗЛА"

3. Грехопадение

3.   Грехопадение

Будучи вынужденным жить в такое катастрофическое время, как наше, человек охотно задается вопросом: почему Бог допустил все это?  Разве не в силах Он устранить этого Аримана или, там, Люцифера? И   тут начинает закрадываться сомнение: или Бог не всесилен, не всесовершенен?

Нет, Бог всесовершенен, и все Ему по силам. А Люцифера и Аримана   он не устраняет потому, что вместе с ними, как замечает Рудольф Штайнер, из мира пришлось бы устранить и некоторых философов, задающихся подобными вопросами.

Можно вопрос поставить еще так: почему вообще Бог допустил грехопадение человека? Оставаясь на богословской точке зрения, ответа мы  тут не получим. И нам тогда останется лишь обидеться на Бога или   отвергнуть Его существование. Не лучше обстоит дело и в оккультных   союзах, где духопознанию предпочитают "действие", где знают, чего хотят, но не знают — зачем.

В Антропософии процесс "грехопадения" описывается как эволюционный, и таковым он на самом деле и является. Начался он, по сути  говоря, уже с того момента, когда в эоне древнего Сатурна было впервые создано физическое тело человека. С тех пор связь человека с материальным бытием лишь нарастает (см. рис. 2). Наравне, скажем, с  идеальным протеканием эволюции (верхняя "чаша") образуется область развития, где духовное и материальное сложно переплетаются между собой, где слагаются четыре царства божественного полагания, которое в виде трех космических творческих силовых (энергиями они становятся лишь в материальном мире) лучей задает главную закономерность всего нашего цикла эволюции. Поэтому Божественная Троица  есть персонифицированное выражение основного закона всякого бытия,  а также и небытия.

В  эоне Земли область эволюции человека становится особенно обширной. Она достигает своего предела в ее противостоянии чисто духовному   бытию, своему божественному праисточнику, что выражается в возникновении неорганической природы, которая, с другой стороны, в своих четырех (алхимических) элементах: земле, воде, воздухе и тепле — наиболее  идеально (в инобытии) выражает божественный порядок мира. Здесь   инобытие достигает своей полноты и одновременно вершины, венца, которым является высшая нервная деятельность человека: своим рефлектирующим мышлением мы обязаны процессу минерализации, совершающемуся в нервах.

В каждом эоне развитие начинается с повторения предыдущих состояний, после чего возникает что-то новое. Погружение человека в  плотные сферы было обусловлено его предшествующим развитием.  Библия в образной форме описывает лишь, как это происходило, но не  почему. Наивно думать, что первочеловек, Адам, был способен как индивидуальность совершать ошибки. И потому то, что живет во всех людях  как "наследственный грех", должно пониматься не столько нравственно,  сколько эволюционно. Мы искупаем его, преодолевая кровнородственные связи, дополняя  эволюцию видов, давшую нам тело, способное быть  вместилищем духа, душевно-духовной эволюцией, где отдельный человек есть вид.

Истинный грех человек совершает, не желая осуществлять в себе  великий перелом, произошедший в середине земного эона, после чего  дальнейшее нисхождение в материю потеряло смысл. Настоящее зло,"смертный грех" человек совершает в том случае, если со своим Я-сознанием, становление которого потребовало столько жертв от божественного мира, пытается перейти в сферу подматериального, с чем утрачивается возможность идти человеческим путем эволюции. С особой  эффективностью в ту сферу человека заталкивают с помощью наметившегося "примирения" материалистической науки и утрачивающей последнюю спиритуальность религии. Ныне тоном высшей положительности, доброжелательности, толерантности вожди нового вселенского экуменизма приучают человека жить с такими понятиями, как: "духовный,  или тонкоматериальный, мир", "божественный, или энергетически-информационный, мир" и т. п.

Итак, в пределах семи эонов развитие человека может идти тремя  путями. На рис. 2 они показаны позициями I, II и III. Обретя индивидуальное сознание, человек волен выбрать любой из них, но прежде ему  следует понять, что означает каждый из них, куда каждый из них ведет  его.

Самый верхний путь (поз. I) является для человека идеалом и высшей целью. Он уже стоял на нем, как божье творение, и был там одарен  Духами Формы, или Элоимами, искрой их огня. В человеке тогда вспыхнуло Я, что привело его к переживанию самостоятельности без вхождения в материальное тело. Однако то сознание высшего Я было идеальным отображением Вселенной и не могло служить познанию мира. Если бы человек остался в том состоянии, то Элоимы наделили бы его  чисто сверхчувственной формой сознания-бытия. Вместо костной системы, говорит Рудольф Штайнер, человек имел бы тогда имагинацию. Духи Движения  (Dynameis — стоящая над Элоимами Иерархия) вместо   мускулов дали бы ему инспирацию, а Духи Мудрости (Kyriotetes) вместо материи нервов дали бы ему интуицию (ИПН. 134, 30 декабря 1911). То есть человек существовал бы как трехчленное космическое  существо, обладая бытием в трех состояниях космического сверхсознания (которые теперь ему только еще предстоит развивать в ходе будущих эонов). Но в том состоянии он никогда не обрел бы индивидуальной свободы и его высокое сознание носило бы сверхиндивидуальный,  но групповой характер. Иными словами, то высокое единство никогда не   дифференцировалось бы на такое множество индивидуальных "я", которыми согревается самобытие земного человечества. Самобыгие и самосознание, которыми теперь обладает человек, возникли благодаря тому,  что Сам Бог "изгнал" его из той высокой сферы бытия, из Рая, поставив ему задачу вернуться туда свободным индивидуальным духом.

Чтобы "изгнание" могло соверщиться, пришлось даже существам Божественных Иерархий противостать друг другу. Однако те из них, которые воспротивились чисто духовному протеканию эволюции человека,  "не следует считать злыми, — поясняет Рудольф Штайнер; — напротив,  они принесли жертву, становясь препятствием на пути развития. Эти силы можно назвать богами препятствий во всеобъемлющем смысле этого   слова... Производя возмущение (на Небе)... они были великими проводниками развития; но они породили зло" (ИПН. 110, 5 апреля 1909).

Погружение человека в материальное бытие было связано с возникновением  времени. И когда начался этот процесс, часть существ самой  высшей Иерархии, Серафимов, отказалась сопутствовать ему. Они сохранили верность вечности, дабы ушедшее вниз развитие могло со временем к ней вернуться. Поэтому лишь в определенном, очень специальном смысле таких существ первой Иерархии можно назвать люциферическими.

Произошло разделение и в самой низшей Иерархии, среди Ангелов.Часть их стала помогать человеку, когда он Духами Формы был одарен  искрой Я, начал переживать себя в нем спиритуально (в вечности). Теже ангелы, которых мы называем люциферическими, внесли в астральное тело человека — носитель ощущений и сознания — принцип разделения, произошедшего в мире Иерархии, что создало возможность выбирать между добром и злом; и человек стал пространственно-временным существом. Так неоднозначно выразилось разделение Иерархий.

Среди существ высших Иерархий, сколь бы безграничным ни было  их величие, не существует свободы выбора. Все неистинное, злое является для них небытием. Эволюция их Я-сознания протекала по иным,  чем господствующие в нашем цикле, законам. Только в третьей Иерархии, среди Ангелов, Архангелов и Архев, возникает некоторая возможность свободы, а с нею — и заблуждения, т. е. отставания от развития.  В развитии всегда что-то отстает. Но в одном случае отставание возникает как жертва ради развития нижестоящего, в другом — нет.

Существа третьей Иерархии свое Я-сознание выработали в нашем   цикле эволюции, но еще в предыдущих эонах. Часть их при этом отстала, и уже не условно. Таковы люциферические и ариманические существа — отставшие ангелы и архангелы. Одно из них, которое искусило   человека в Раю, называется змеем или Люцифером.

Возможность свободы, которую присваивают себе существа третьей  Иерархии, не может быть правомерной, поскольку они не способны воплощаться в материальные тела и идти путем земного человека; в высшем же мире свобода и несовершенство — несовместимы. Их путь, по  сути, должен был бы оставаться в верхней сфере (рис. 2, поз. I). но они   вступили в противоречие с законами высшего бытия, упустили возможность в свое время выработать Я-сознание и теперь пытаются использовать человека, чтобы наверстать упущенное. Их борьбой с истинными  Богами вызвано оплотнение духа до состояния материи и даже творится   подфизическое царство, где приходят к распаду жизненные (эфирные)   силы Вселенной. Намерения этих существ не знают границ. Они надеются весь Универсум "перетащить" в свою сферу, как бы вывернуть   его наизнанку.

Правильно выработать принцип свободы дано впервые лишь человеку, в чем состоит главный смысл всего нашего эволюционного макроцикла: породить Иерархию свободной любви. Потому Боги определили   изгнать человека в материальную Вселенную, а вместе с тем и себя   обрекли на страдание. Так в развитие мира вошла трагедия. "Вы куплены дорогою ценою", — говорит апостол Павел (1 Кор. 7:23).

"Свободная воля, с одной стороны, — говорит Рудольф Штайнер, —возможность выбора между добром и злом, между прекрасным и отвратительным, истинным и ложным, — свободная воля, с одной стороны, а сдругой — такое постижение Божественного, что оно проникает в нашу   душу и мы осознаем себя внутренне исполненными, свободно исполненными Божественным, — таковы две цели душевного развития человекана Земле" (ИПН. 155, 12 июля 1914). Чтобы достичь их, человек воспринял два религиозных дара. Один из них "...предназначен для того, чтобы  в человеческую душу вложить силы, способные привести к свободе, к  умению делать различие между истиной и ложью, прекрасным и отвратительным, добрым и злым"- (Ibid.). Таким даром и было грехопадение.  Наравне с ним человеку был дан другой дар. Благодаря ему в его душу  было положено семя, из которого произрастает наша способность почувствовать в себе Божественное. "Второй религиозных дар выступает перед нами во всем том, что объемлет собой понятие Мистерии Голгофы...в этих двух дарах заключено все наиважнейшее в земной эволюции"(Ibid.).

По меньшей мере два возражения по поводу вышесказанного может   сделать читатель, ограничивший свое познание теми тривиальностями,   которые предлагают современная светская науки и теология, когда речь   заходит о глубоких тайнах бытия. Прежде всего, он скажет, что свобода  не совместима с предопределением. Но тут, как советует Рудольф  Штайнер, пусть он примет во внимание, "...что свобода действий человека в будущем столь же мало потерпит ущерба от того, каковыми будут  заранее предопределенные вещи, сколь мало она терпит ущерба, например, от решения, принимаемого человеком, через год поселиться в доме,  который он сам себе строит. Он будет в нем свободен в той мере, в  какой способен быть свободным по своей внутренней сущности. Так и  в зоне Юпитера, и в зоне Венеры (в будущих зонах) он будет свободен в той мере, какая будет соответствовать его внутреннему состоянию среди именно тех условий, которые там установятся. Свобода будет   зависеть не от того, что предопределяют предшествующие условия, а оттого, что сделала из себя душа" (ИПН. 13, S. 414).

Стать свободным, поясняет Рудольф Штайнер в другом месте, означает "найти себя в себе как духа" (ИПН. 118, 15 мая 1910).

Другое возражение будет сделано и, возможно, особенно эмоционально, по поводу понимания грехопадения как дара Божия. Снять это возражение человек может только сам в себе, обратясь к духопознанию. В  ином случае ему придется смириться с мыслью, что Бог допустил оплошность и т. д.

Развитие человека куда сложнее, чем о нем говорит материалистическая наука, а библейский миф о творении нуждается в расшифровке  и   иинтерпретации.

Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru