2. Трехчленный человек внутри годового цикла природы

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Г. А. Бондарев

ТРИЕДИНЫЙ ЧЕЛОВЕК ТЕЛА, ДУШИ И ДУХА

ГЛАВА IV. МИКРОКОСМ, МАКРОКОСМ И СЕМИЧЛЕННЫЙ ЦИКЛ ГЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ ГОДА

2. Трехчленный человек внутри годового цикла природы

2. Трехчленный человек внутри годового цикла  природы


Так подошли мы с еще одной стороны к области схождения в человеке восприятий чувств и жизненных процессов. Мы выявили три рода деятельности планет в человеческом существе. В своей совокупности они образуют прафеномен биогенетического закона и. кроме того, подводят нас к пониманию индивидуальной духовной деятельности человека, в которую также проникает, затем иссякая там, действие этого закона.


Триединой деятельностью Отца, Сына и Святого Духа был создан в условиях земного эона общечеловеческий биологический тип — "ветхий Адам". Он был воспоминанием о трех предыдущих эонах и одновременно нес в себе задатки для нового действия в нем планет, олицетворяющих древние эоны в новом (рис. 50, I). Такой человек прикреплялся головным образованием к оплотневающей материи Земли и сам насыщался материей. Луна, которая тогда была еще соединена с Землей, развивала во всеобщей человеческой астральности вожделения, бывшие выражением желания отставших (еще на древней Луне) люциферических ангелов нагнать упущенное, овладеть "я", обособленным от Божественного. И чем более они старались это сделать, тем более отторгались Иерархиями, что, собственно, и вело к оплотнению материи. Роль Луны в этом положении носила не ритмизирующий, а хаотизируюший характер, — как в сфере астральности, так и на пути эфирного солнечного действия. В результате головное образование насыщалось продуктами сгорания, золой, минерализировалось. Луна как бы приводила к противоречию импульсы Отца и Сына, поскольку встала между Сатурном и Солнцем. И будь это не так, не допусти боги противостояние люциферических существ импульсам Святого Духа, человек никогда не пришел бы к индивидуальному сознанию. Человек мог начать мыслить на Земле, и для этого уже на ступени биологического формирования в нем должна была быть создана собственная "Земля", голова, которая не была бы простым повторением древнего лунного эона.


А в дальнейшем произошло так, что человек "оперся" головной системой на макрокосм (сделался прямостоящим) и тем освободился от влияния физических сил Земли. Конечности же, напротив, были введены в сферу этого влияния, утратив свой чрезмерно одухотворенный характер. От былого действия планет остались только физические формы головы, конечностей и груди[* Былое люциферизированное действие Луны и поныне выражается в заболевании чахоткой.].


В новом положении человека восстановился правильный порядок действия прошлых эонов. И тогда в нем стали формироваться его, человеческие, органы жизни и восприятия. Возник трехчленный человек головы, груди и конечностей, как необходимая основа двенадцатичленной системы восприятий чувств и всей душевно-духовной жизни. Теперь головная система испытывает действие Отчего начала — всего мира неподвижных звезд, куда мы восходим, пройдя через сферу Сатурна. Ритмическая система испытывает действие Христова Импульса. Система конечностей, пока бессознательно, находится в связи с импульсами Святого Духа.


Но данный аспект человека не является окончательным. В нем, как мы сказали, разрешилось древнее противоречие, однако на смену ему пришло противоречие иного рода. На той стадии развития, где человек был обращен системой конечностей к космосу, все в нем определялось космической деятельностью, исходной точкой которой является макрокосмическое Я, действующее из сферы более высокой, чем круг Зодиака. Оно действует из окружения, а в центре формируется минеральное Земли, и человек своим головным образованием связан с ним. Голова человека в ту эпоху — это вся Земля, а к ней по радиусам со всех сторон устремлена тепло-эфирная деятельность космоса, входящая через врата Солнца. Древний Сатурн стремится в земном образовании все привести к идеально сформированному кристаллу. Солнце оживляет кристалл, превращает его в растение. И во все это, подобно челноку в ткацком станке, вмешивается Луна, выплетая причудливый узор вожделений; этим она также усиливает сатурническую деятельность, поэтому в определенный момент выделяется из Земли. Тогда действие импульса к минерализации ослабевает, эфирные силы упорядочиваются, космическое Я начинает действовать на систему обмена веществ и конечностей, будучи опосредованным силами Земли (сквозь Землю).


Возникает двоякое воздействие Я на человека. Во-первых, оно вызывает в конечностях состояние, родственное древнему лунному, когда все три оболочки находились в тесном взаимодействии, направляемом иерархическим Я. Поэтому  в конечностях человек не может объективировать его, встать к нему в индивидуальное отношение. Во-вторых, в головной системе Я освобождается от оболочек, встает к ним в прямо противоположное, по сравнению с конечностями, отношение, в результате чего человек приобретает способность переживать его, но переживать теневым образом. Развитие, исшедшее из Я на древнем Сатурне, в голове человека приходит к своему концу, к омертвелой форме черепа, которая физически являет собой действие эфирного и астрального тел. Поэтому голова — это одно лишь тело. Но, с точки зрения субъекта, истинным телом является система конечностей, поскольку в ней соединена деятельность всех трех тел и она наиболее бессознательна. Голова же, напротив, и мыслит, и воспринимает, питает душу и дух. Так приходим мы к образу человека, прямо противоположному тому, который приведен на рис. 47.


Ритмическая система занимает среднее положение и в первом и во втором образах человека. В ней природный человек зиждется на тесном взаимодействии физических и эфирных сил. Космическое действие Я в ритмической системе ослаблено, оно утрачивает свое непосредственное воздействие на астральное тело, благодаря чему открывается возможность для индивидуализированного развития всприятий чувств. Астральное тело делается в груди носителем индивидуальной душевной жизни. Еще выше, в голове, Я отторгается и от эфирного тела. Материя начинает умирать и, отталкивая-осязая Я, мыслить-рефлектировать. В конечностях Я — творец тела животной природы (Зодиак в переводе означает животный круг), в голове оно заявляет о себе в совокупности 12-ти мировоззрений (см. табл. 7 и 9).


Навстречу импульсам космического Я, стремящимся организовать человека как недифференцированное единство, вдет работа индивидуального "я". Она начинается с восприятий и мышления в душе ощущающей, в индивидуализированной части астрального тела. В Я ей противостоит космическая астральность Самодуха. В ритмической системе оба рода деятельности, идущие навстречу друг другу, сходятся таким образом, что Я слагает циркуляцию крови и сердце, а под влиянием "я" (космической души ощущающей) слагается система дыхания. Уяснить этот момент существенно важно по той причине, что в нем выражается переход от космической деятельности к индивидуальной. В начале главы, как исходное, мы получили табл.8, где "я" еще не имело самостоятельной роли. Теперь же оно эту роль имеет, отчего прежняя картина получает более детальный вид. (табл. 10).



"я"    индивидуальное  
тело  — мозг
душа — восприятие чувств
дух    — мышление
тело — предельно минерализованное состояние                    физического
тело — система дыхания, как основа
               мыслительной  деятельности  и
               восприятия чувств.
душа
— осмысленные чувства

               (душа ощущающающая.)
тело —   кровеносная система как опора для Я,
                опосредующего деятельность
верхнего
                и нижнего человека

душа  
—   космическая душа
рассудочная
тело — совокупность                                                      физиологических функций  как
             основа для развития
             индивидуальной 
души и духа
тело — микрокосм трех оболочек
душа
— космическая душа
сознательная
дух   — определяющее форму космическое
               мышление
  Я   космическое



Табл. 10


Сравнив между собой обе таблицы (8 и 10), мы поймем, как из четырехчленного возникает пятичленный человек. Его образование начинается с разделения процессов дыхания и питания, а кончается противостоянием "я" и Я. В ходе этого развития упорядочивается соотношение высшей и низшей эфирной и астральной деятельности. Все, так сказать, встает на свои места, что обусловлено сдвижением планет, показанным на рис. 50. Первое положение там соответствует  табл. 8, второе — табл. 10


Рис.52Изображенное на рис.52 ( слева, как " I " )  выражает следующий этап эволюции, где законченная в себе тройственная деятельность Сатурна, Солнца и Луны, породившая современного человека как биологическое существо, лишь предрасположенное к овладению индивидуальным духом, восходит еще на одну ступень. По сравнению с древнелунным состоянием, в человека встраивается еще одна троичность (рис. 52). Солнце при этом выступает как звено, опосредующее  связь обеих троичностей, метаморфозу древней троичности в новую, когда сотворенное первым физическое, Отчее, приходит к своему концу в материальном бытии.


Имагинативно видно, говорит Рудольф Штайнер, как Луна постоянно собирает материю из окружения, расщепляет ее и распыляет. Материя собирается к центру Луны как бы сужающимися кругами, но центра Луны она не переносит и превращается там в ничто. Иное дело — Солнце. С приближением к его центру материя (в тонкой, конечно, форме) пронизывается жизнью. В микрокосме для развития полного мыслей "я" мы носим в себе, в наших инстинктах, "ярость разрушения" материи. Этому повергающему материю в хаос настроению противостоит солнечная деятельность восприятий чувств.


Таким образом, с одной стороны, возникает дуализм Солнца и Сатурна. Он разрешается во взаимопроникающем действии физического, эфирного и астрального тел в системе конечностей. С другой стороны, мы имеем дело с дуализмом Солнца и Луны, который в человеке выражается как противоположность ума и сердца. Эта противоположность рождает "я" и в нем находит свое разрешение.


Уясним себе еще раз, откуда берется тот (третий) аспект человеческого существа, который выражен рисунком 51. Сначала мы имеем дело с чисто Божественной деятельностью в человеке, которая исходит от макрокосмического Я и движется через ряд: Я — эфирное — астральное — физическое (физическое как сверхземное, поскольку оживляется не индивидуальным началом). В завершение ряда можно опять поставить Я:   Я — эфирное — астральное — физическое — Я.   В этот ряд вносит свои коррективы Земля. 


Рис.В ней, как и в Луне, материя приходит к своему концу, уничтожается. Поэтому Земля космическому физическому действию Я противопоставляет подфизическое, комплекс сил уничтожения (радиоактивный распад, электричество). Борьба обеих тенденций начинается в конечностях человека и завершается в головной и нервно-чувственной системе. Подфизическое при этом одерживает победу в том, что приводит материю нервов к умиранию. Победа космического выражается в возникновении мыслящего сознания, и человек поворачивается головой вверх. 


Но чтобы в нем ожил Самодух, было необходимо, чтобы возник еще один род космической деятельности, охватывающей человека (см. схему, правая часть), благодаря чему и были созданы предпосылки для индивидуального становления.


Рис.В итоге то, к чему мы пришли на рис. 52, получаем дальнейшее развитие (рис. 53). Треугольник I (одна из его сторон уходит в бесконечность) выражает действие в человеке Отчего начала, треугольник II — Отца и Сына, III — Сына. IV — Сына и Святого Духа. При этом определяющей в человеке является ритмическая система и, следовательно, Христово начало.Рис.53


Силой Отчего начала, как уже было показано с разных сторон, новому циклу творения даруется субстанция, которая в земном эоне, как в космосе, так и в человеке, приходит к своему концу. "Бог-Отец, говорит Рудольф Штайнер, — действует вплоть до материи в ее законченности. ...Но внутри нас материя отбрасывается в ничто, пронизывается чисто духовной сущностью, нашими моральными идеалами, а также аморальным. Из этого проистекает новая жизнь. Мир должен явить нам свой двойственный облик: Бога-Отца, как он творит внешне видимое, и как это достигает своего конца в человеческом внутреннем, где оно отбрасывается в хаос. Мы должны сильно чувствовать конец этого мира, который есть мир Бога-Отца, и мы увидим, как благодаря этому чувству мы придем к внутреннему пониманию Мистерии Голгофы. ...важнейшее представление, которое необходимо связать с Мистерией Голгофы, — это представление о воскресающем Христе, побеждающем смерть. ...Христианство — это не просто религия спасения, таковыми были и восточные религии, Христианство есть религия воскресения, религия пробуждения того, что в противном случае остается лишь разрушающейся материей" (207; с.43-44).


Из сказанного следует, что Отчее творение есть лишь средство для чего-то иного: для творения новой жизни сначала в феноменальном мире Отца, затем — в мире чистого сознания. Так что человек, рождаясь из Бога-Отца, не может умереть в Нем же, ибо тогда он просто вернулся бы к исходному пункту бытия — к ничто, в которое низвергается отслужившая свое материя. В противовес этому умереть во Христе означает: когда материя в нас умирает, от трехчленности физического, эфирного и астрального мы переходим к трехчленности эфирного, астрального и Самодуха.


Как действуют все три Ипостаси в человеке, мы показали на рис.52, где даны две гексаграммы (сплошными и жирными линиями), выражающие древнего и новозаветного человека. Если их развернуть в более подробную картину (рис.53), то можно будет сказать, что в первой гексаграмме (I-II) творение переходит от Отца к Сыну, во второй (III-IV) — от Сына к Святому Духу. В треугольнике I в полную силу действует импульс древнего Сатурна (он образует вершину направленного вниз угла), устремленный к земному, материальному и к материализации. Действием Христа силы этого космического физического импульса удерживаются в человеке на ступени растительного образования. В треугольнике II Отчий принцип как бы отражается от Земли и вновь направляется в космос — материя, умирая, начинает отражать дух, рождать его познание. В действии обоих импульсов противостоят друг другу Луна и Солнце — умирание и воскресение, и не только в физическом, но и в астральном, и в эфирном.


Рис.С образованием треугольника III возникает, будучи соединенным силой Христа, противостояние Солнца и Земли. Этот момент был окончательно закреплен Мистерией Голгофы. В новой констелляции лунные силы получили двоякое назначение, подобно тому как это произошло с силами Сатурна. Мы поймем это, вспомнив, что умирающий физический мир древнего Сатурна ныне выражает себя в Луне. Но она же является звеном, опосредующим влияние на Землю сил макрокосма, входящих в Солнечную систему через Сатурн, сил Духочеловека, Отчего начала. Деятельностью Христа, несущей жизнь, Отчее начало через врата Луны воздействует на человека в сфере сил размножения. Будучи отраженным в космос, этот же импульс формирует мозг, порождающий духовную жизнь. Так возникает мировой крест творения, претворяющийся в крест спасения и воскресения, в микрокосмический крест. 


Изобразить его не совсем просто, поскольку он не статичен, а образуется в результате годового движения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. На рис. 53 мы дали довольно абстрактный образ того, как возникает человеческая форма при воплощении души в физическом пространственном мире. Но из него можно развить другой, показывающий принцип возникновения жизни, способной дать воплощение индивидуальному духу. Такой образ должен быть неизбежно подвижным, и от нас потребуется сила воображения, чтобы следовать за ним.


Начнем с того, что закрепим на рисунке две полярно противоположных позиции нашего подвижного образа, а остальное будем представлять себе перетекающим из одного положения в другое (рис.54; I, II) [* На этом рисунке Меркурий и Венера поставлены на их истинные места.].


Рис. 54


Изображенные позиции выражают космические констелляции человека, соответствующие самой глубокой точке зимы и самой высокой точке лета. Переход одной констелляции в другую совершается за счет годового движения Земли вокруг Солнца, которое следует представлять себе и физически и духовно.


Но прежде чем проделать это, нужно поговорить еще об одном оживляющем человека принципе, о действии мирового эфира. В человеке имеется семь жизненных процессов. Они управляются всей планетной системой, и происходит это так, что действие высшего эфира Духов Мудрости дифференцируется силами планет, которые, в свою очередь, представляют собой средоточия деятельности Иерархий. Иными словами, совершается все тот же древний процесс, имевший место уже в эоне древнего Сатурна и древнего Солнца, только там не было планетной системы и многого другого, что связано с индивидуализацией человека. В силу последнего обстоятельства, отдельные эфиры закреплены в человеке развитием жизненных процессов. Именно связью того или иного эфира в человеке с эфиром соответствующей планеты определяется управляющая роль планет в жизненных процессах.


Действие трех эфиров во внешних планетах — Сатурне, Юпитере, Марсе — повторяется во внутренних — Венере, Меркурии, Луне. Солнце управляет жизненным эфиром; и именно он действует на Земле как планетарный эфир. Кроме него на Земле действуют и три другие эфира, но будучи дважды опосредованными планетами. Наконец, все четыре эфира достигают человека и слагают его эфирное тело, пока он проходит земную инкарнацию. Закрепляются они в нем благодаря тому, что тепловой и световой эфиры обладают центробежной тенденцией, а химический (звуковой) — центростремительной. Так образуется ступенеобразное действие эфиров, сквозь которое, нисходя к воплощению, проходит человек. Сатурн и Юпитер, действуя в тепле и свете, влекут нас от Земли. Их силы близки к макрокосмическому эфиру и потому возбуждают в нас восприятия чувств. Тогда в помощь Солнцу выступает деятельность Венеры и Меркурия, "приземляющая" то высокое действие. Действием химического и жизненного эфиров "материи сгущаются" до элементов воды и земли, в которых космический эфир получает противоположную тенденцию — стремится оторваться от Мироздания, но деятельностью Солнца опять-таки одухотворяется: материя распадается в Луне, Земле и человеке, а эфиры освобождаются. Но кроме распадения материи происходит и одухотворение ее, эфиризация, переход на духовный план; тогда в эфирном мире возникает фантом физического тела, а также тело будущего эона.



В ходе человеческой инкарнации эфиры, будучи закрепленными в жизненных процессах, циклически меняют характер своей деятельности в течение года, в зависимости от движения планет что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на астральное тело, на душевно-духовную деятельность человека. В ходе годового движения Земли вокруг Солнца меняется соотношение внешних и внутренних восприятий чувств. Происходит некая пульсация, "дыхание" Макроантропоса. Зимой в нем расширяется сфера внутренних чувств, летом — внешних (рис. 54). В основе таких изменений лежит сдвижение сфер деятельности трехчленного человека — головы, ритма и конечностей, отчего меняется характер жизненных процессов, поскольку эфирная Земля в ходе года меняет свое отношение к внешним и внутренним планетам. Астральное тело Земли в вершине лета простирается в дали космоса, а к зиме снова сжимается. Вместе с ним определенные движения совершает и человеческое астральное тело.


Когда мы берем одно кругообразное движение человека вместе с Землей внутри круга Зодиака, то перед нами — ветхозаветный человек с его групповым сознанием, жестко обусловленный гороскопом своего рождения, подчиненный изменениям в природе, совершающимся в смене времен года. Такой человек теряет себя в вершине лета, выдыхает свое сознание в дали Мироздания, а зимой погружается в дремоту внутренних восприятий чувств. Полукруг внешних восприятий чувств дается ему. с точки зрения индивидуального осознанного пользования ими, с трудом. Поэтому перед человеком, после того как он стал прямостоящим существом, стоит задача "выпрямиться" также и душевно-духовно. Такое выпрямление ориентировано в двух направлениях: в сторону созвездий Рака и Близнецов, где в вершине лета стоит праздник Иоанна, и в сторону Козерога и Стрельца, где в глубинах зимы мы празднуем Рождество.


В этих констелляциях сам Дух Земли переживает в отношении к ней свои полярно противоположные состояния. Летом, вместе с сонмами элементарных духов, он покидает Землю. Наступает состояние, подобное тому, в котором человек находится во время сна, когда "я" и астральное тело выходят из эфирного и физического тел. Вслед за Духом Земли влечется и человеческое "я", и тем в большей мере, чем менее человек индивидуален, т. е. способен удержать "я" в бодрственном состоянии. В прошлом люди в летнее время погружались в некоего рода групповые грезы, в групповые сновидения среди элементарных духов природы. Тенденция эта действует и поныне. Она как бы "сгибает" человеческий дух в зодиакальный круг, что находит свое выражение и в душевно-биологической сфере: система головы и нервов "сдвигается" в сторону внутренних чувств, где усиленно действует бессознательное, животное начало, а сферу внешних чувств заполняет ритмическая система со своими инстинктивными процессами дыхания и кровообращения, в которых превалирует элемент растительной жизни. Все это мешает низшему "я" мыслить в вершине лета. Но зато тогда оно может бодрствовать в силах Самодуха, приходящих из-за зодиакальной сферы, если способно проникать к нему.


Летом человек входит во всю полноту своих внешних восприятий чувств и получает наибольшие возможности изживать себя в них, если способен при этом удержать сознание. Здесь, как сказано в Евангелии, "кто имеет, тому будет дано". А кто "не имеет, у того отнимется и то, что он, как полагает, имеет". (Мк, гл.4; согласно переводу Эм. Бокка). То есть, кто мыслит не своим умом — живет в групповом сознании, — у того летом оно отнимется, поскольку слишком высоко к голове поднимаются процессы дыхания и питания. Материалистическое воспитание, правда, приучило сознание в течение всего года удерживать себя в застывших мыслеформах. Такие люди именно в вершине лета становятся в наибольшей мере материалистами, т. е. не просто мыслят материалистически, а делаются медиумически подверженными ариманическим инспирациям, внушениям.


В ином положении находится человек зимой, т. к. сфера его внешних чувств сужается. Процессы питания и дыхания отступают в глубину бессознательного. Головная система освобождается от них, и в нее входят инспирации Духа Земли, а с ними — инспирации всего космоса. Тогда человеческий дух поднимается к вершине своих способностей. Но если летом человек был сильно вплетен в процессы природы, в эфирно-физическую стихию Земли, то осенью, вместе с увяданием, умиранием природы, он испытывает желание погрузиться вместе с элементарными духами Земли, которые наполняют астральное тело при групповом сознании, в зимнюю спячку. Так возникает некоего рода замкнутый круг: летнее сознание обусловливается зимним, а зимнее — летним. Чтобы этот круг разомкнуть, необходимо зимой в потоке сил, помогающих мышлению, работать своим "я" в тройственной душе, готовя ее к встрече с Самодухом. Тогда летом Самодух спасет сознание от зимней спячки.


Рис.Итак, усилия в работе над собой необходимо ориентировать в двух направлениях: к вершине лета и к глубям зимы. Из них тогда слагается судьба человека, он освобождается от оков древнего предопределения, восходит к свободе. Путь этот долог, он проходит через целый ряд воплощений. В них усилия, прилагаемые к изменению судьбы, образуют иную, чем при пассивной жизни, причинно-следственную связь. Так человек приходит к изживанию своей кармы, а вместе с тем — к освобождению от земных воплощений. Линия кармы вплетена в ход движения самого Солнца внутри круга Зодиака. Цикл его движения длится 25 тыс. лет — платоновский год. Так пришли мы к пониманию креста спасения и воскресения. Он образован пересечением линий судьбы и кармы. Семь обвивающих его роз выражают семь жизненных процессов, опосредованных действиями планет; тут мы соприкасаемся с глубинным смыслом Тайной вечери, а, следовательно, и с таинством причастия [* Символ этот необычайно многозначен, мы говорим лишь об одном из его значений.]. Просветление, освящение, одухотворение жизненных процессов приводит ученика Мистерий к созерцанию "камня мудрых", тела воскресения. Крест без роз выражает лишь распинающую человека мировую необходимость. И только внесение жизни в сознание ведет к воскресению. Начиная с абстрактной мысли, человек должен проникнуть сознанием в сферу эфирных сил. В центре их стоит Христос — Бог человеческого Я и Распорядитель кармы. Человеку необходимо прийти к встрече со Христом, пришествие Которого совершается в мире эфирных сил.


В овладении эфирными силами организма человеку особенно необходимо считаться с движением планет. Наиболее значительную роль среди них играет движение Земли и Луны вокруг Солнца. Отношение их движения к движениям других планет образует многообразие астрософических аспектов космического влияния на судьбу. Влияния эти носят не только эфирный, но и астральный, и физический характер, т. е. влияют на состояние как физического, так и душевного, и духовного здоровья, — на жизнь мышления, чувствования и волеизъявления. Однако всем этим влияниям должно противостать индивидуальное "я", идущее на встречу с Я высшим. Для человека нового времени все влияния космоса, как нити его судьбы, больше не должны сплетаться Парками. Он должен плести "узор" своей судьбы сам — именно плести судьбу, а не бороться с ней, к чему его стараются побудить "прометеи" ложных социальных учений. Борьба с судьбой есть опаснейший абсурд. Он ввергает человека в еще большую необходимость. К свободе ведет умелое, исходящее из укрепленного "я" управление судьбой, ибо ее ингредиенты суть составляющие человеческого существа, в чем не трудно убедиться. Рудольф Штайнер приводит множество примеров того, в чем выражаются космические влияния на человека. Вот некоторые из них:


Табл.


Достаточно ознакомиться лишь с этими примерами, чтобы отпал вопрос о борьбе с судьбой. Бороться необходимо с дурными наклонностями и слабостями, мешающими "взять в руки" собственное "я". Со временем оно настолько окрепнет, что станет способным изменять влияние планет даже на биологические процессы. Человек придет к тому, что изменится даже процесс размножения. Магией слова станет один индивидуум в тонкой вещественности Земли порождать другого. Изменятся и другие жизненные процессы — полностью метаморфизируются в те душевные качества, которые мы находим в вышеприведенных примерах.


Задача духовного "выпрямления" в ритме годового цикла развития свой физический аспект имеет сильнее всего выраженным в движении Земли вокруг Солнца, каким его описал Коперник. Эфирно-астральные движения идут по лемнискате, переходя в узловой точке — в Солнце — с внешней стороны на внутреннюю и обратно.


Рис.55, 56


Вся совокупность действует так. что стремится "перевернуть" человека головой вниз при переходе от зимы к лету (рис.55), вернуть его в древнее состояние, в котором он пребывал в начале Лемурийской эпохи. Этой тенденции необходимо каждый год что-то противопоставлять, дабы духовно удержать в космосе "прямостояние".


В первую очередь, нужно удерживать в сознании, наравне с коперниканской, птолемеевскую картину мира. В ней Земля, как материальный центр Вселенной, полагается неподвижной, а планеты движутся вокруг нее. Что касается эфирно-астральных сил, то лемниската их движения в таком случае свое средоточие имеет на Земле (рис. 56).




Кроме того, система Птолемея не только геоцентрична, но и антропоцентрична. В нашей картине она наиболее соответствует зимней констелляции человека, коперниканская же — летней.


Когда мы стоим на Земле, она кажется нам неподвижной, а Солнце — движущимся: в течение суток с востока на запад, а в течение года с юга на север и обратно на юг. И это не кажущийся образ, обусловленный лишь точкой зрения человека. В нем выражается эфирно-астральное дыхание Земли. От этого дыхания зависит все дышащее и произрастающее на Земле. Земля, как материальный центр и одновременно периферия Мироздания, восходит в более высоко расположенные духовные сферы лишь в ходе долгой эволюции, а не за один год. Что же касается астрального тела Земли и ее Духа, то они ежегодно покидают ее и вновь возвращаются к ней. Внешним знаком этого процесса является физическое движение планет. Но поскольку человек имеет тройственное тело, на него влияет все: процессы в эфирно-физическом Земли стремятся превратить его в растение, процессы в ее астральном теле хотят вернуть его к животному состоянию. Человеком сознающим и мыслящим ему надлежит стать самому. И тут на помощь ему приходит Христос, ставший после Мистерии Голгофы Духом Земли. В силу этого задачу духовного "выпрямления" человек ныне может решать, вживаясь в главные христианские праздники года.




Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru