1. Обший план эволюции мира

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Г. А. Бондарев

ТРИЕДИНЫЙ ЧЕЛОВЕК ТЕЛА, ДУШИ И ДУХА

ГЛАВА VI . ЧЕЛОВЕК ВРЕМЕННОЙ

1. Обший план эволюции мира

ГЛАВА VI


ЧЕЛОВЕК ВРЕМЕННОЙ



1. Обший план эволюции мира


С пространством связано бытие, со временем — становление. Пространство, говорит Рудольф Штайнер, мы переживаем физической телесностью; ему свойственно отношение внутреннего и внешнего. Время мы переживаем душой; ему свойственно отношение прежде—позже.


Гностики видели во времени действие духовных существ — эонов, творцов мира и человека. Они были "ранее", и из них произошло все "позднейшее". Поэтому "ранее" переживалось гностиками как Божественное, а "позднейшее" как небожественное. Возвращаясь к началу времен, мы приходим к чему-то всеобъемлющему, к единому Богу, в отличие от триединого Бога пространства.


В какой-то мере реминисценцией древнего учения гностиков, облеченной в форму диалектики, является гегелевское противопоставление бытия и ничто, а также фихтевские Я и не-Я. Немецкие философы пытались через переживание самодвижения мысли в индивидуальном духе примкнуть к мировому становлению, а не только размышлять о нем. Задача эта, несомненно, первостепенной важности, если правильно ее понимать, если видеть в мышлении наисобственнейшую деятельность человека, не просто отражающую мир опыта, а способную обрести бытие как качество.


Становление идет путем семиступенных метаморфоз. По этой причине 7 является числом времени, как 12 — числом пространства. Но нет ничего случайного в том, что в предыдущей главе мы пришли к ряду семичленных структур внутри пространственных отношений. С подобными феноменами мы столкнемся не раз и в дальнейшем. Ибо пространство постоянно перетекает во время, а время— в пространство. Они находятся в постоянном живом взаимодействии, из которого возникает все многообразие форм бытия и сознания, а также все соотношения духа и материи.


В антропософски ориентированной Духовной науке проблема становления, развития во времени решается в форме целого учения об эволюции. Главных ступеней этого учения мы касались уже не раз, но теперь пришло время составить о нем целостное представление, чему должна служить табл. 16. Она составлена на основе разных сообщений Рудольфа Штайнера, главным же образом — на базе того, что дано им в "Очерке тайноведения" (глава "Развитие мира и человек"). Из лекций укажем на том № 93-а в издании полного наследия.


Табл.16


Основу эволюции мира составляют, как мы знаем, семь эонов, или планетных воплощений. В каждом из них существа Божественных Иерархий восходят на одну ступень сознания-бытия. При этом от эона к эону творятся новые миры, новые формы бытия и сознания, самобытия, и среди них — человеческое царство.


Человек в ходе семи эонов вырабатывает семь ступеней сознания. Каждая ступень — планетное воплощение, которое может быть также названо состоянием сознания — разворачивается в семь состояний жизни. Характер их в каждом эоне различный, но главная их суть состоит в том, что первые три состояния направлены к материализации, овеществлению, три другие — к новому одухотворению, а посередине находится переходная ступень. На нашей таблице мы строим геоцентрический и антропоцентрический образ эволюции мира. В другие эоны и с точки зрения других состояний сознания этот образ приобрел бы другой вид, но не просто другой, а все же вытекающий из приводимого нами. То есть этот образ способен модифицироваться, но суть его построения в любых вариациях остается одной и той же. Выбранная нами точка зрения является наиболее удобной для мысленного рассмотрения, но у нее имеется и ряд других, глубоко эзотерических оснований.


Итак, в эоне Земли три прошлых состояния жизни были кратким повторением пройденного в течение прошлых трех эонов. Теперь мы находимся в четвертом, собственно земном состоянии жизни (царстве). В нем субстанция сгущается до минерального состояния.


Каждое состояние жизни, в свою очередь, также представляет собой семичленный цикл метаморфоз, проходит через семь состояний формы. Каждое состояние жизни зарождается на Высшем Девахане и нисходит до той или иной формы материализации, овеществления. Физическое — это наиболее грубое в эволюции мира состояние формы, пройдя через которое материя одухотворяется.


По завершении развития в семи формах приходят к полному исчерпанию все возможности, которые содержит в себе то или иное состояние жизни. Возникает необходимость изменить сами закономерности, правившие в нем. Для этого состояние жизни полностью исчезает из феноменального мира. При этом изменение закономерностей, которое претерпевает состояние жизни, уходя в пралайю (она называется малой), не касается законов развития сознания в данном эоне. Они действуют в течение всех семи состояний жизни.


Состояний формы также семь. В современном состоянии формы метаморфозу претерпевает трехчленная телесность человека; ступени этой метаморфозы носят название коренных рас. Четыре из них мы уже прошли и теперь находимся в пятой.


Каждая коренная раса также состоит из семичленной цепи метаморфоз. Ее ступени называются культурными эпохами. В них эволюционирует душевно-духовное существо человека, его трехчленная душа и "я". Длительность культурной эпохи (2160 лет) определяется временем прохождения Солнечной системы через один знак Зодиака. Культурные эпохи находятся под водительством Духов Личности, Архаев. Наконец, каждая культурная эпоха состоит из семи малых периодов продолжительностью примерно в 300 лет (на табл. не показано). В каждом из них водителем выступает Архангел, Таких Архангелов семь. Они другие по сравнению с теми, которые ведут отдельные народы. Наш период начался в 1879 году и его ведет Архангел Михаил, сменивший Архангела Гавриила.


Такова в общих чертах структура эволюции мира, протекающая во времени и периодически выходящая из него. (Седьмой ряд метаморфоз в ней образует жизнь отдельного человека, состоящая из семи периодов, четвертый из которых длится 3x7 лет — с 21 до 42 лет.) Ее содержание, наполнение, естественно, в каждом эоне разное. Ознакомление с нею может породить вопрос о предопределении в развитии. В известной мере оно действительно существует, но границы его необычайно широки. Предопределены универсальные законы развития: их состав и метаморфоза. Но по мере зарождения индивидуального духа их роль идет на убыль и на смену им приходит нечто более высокое — закон действия свободного духа. В точке перехода одного закона (природы) в другой (Я) возникает свобода выбора, а вместе с нею и возможность зла, возможность действовать против любых законов развития.


Но и внутри предопределения, если даже седьмая ступень метаморфозы в скрытом виде содержится в первой, само течение метаморфозы определяется множеством извне приходящих факторов. Скажем, метаморфоза одного растения может быть подавлена другим или вмешательством животного царства и т. д. Бесконечное многообразие диалектических триад, осуществляющих себя в мыслящем сознании, в каждом индивидуальном духе слагает иное миро- и жизневоззрение и даже позволяет познающему приблизиться к абсолютному Духу. Неизменно во всем существующем только одно: присутствие Божества в мире откровения, как его закон, закон семичленной метаморфозы, из которого разворачивается действие других законов: пространственного, бытия, материального и т. д.


Все, приведенные в табл.16 элементы эволюции мира в сверхчувственном представлены существами, которые являются либо творцами, либо орудиями творения. В результате сущностного взаимодействия духовных существ возникает вся многообразная феноменология сущности. Она захватывает разные элементы многочленного существа человека, с которыми приходят в связь те или иные существа Иерархий. Мы говорили о том, что культурными эпохами управляют Духи Времени, или Духи Личности. Водителями коренных рас выступают Духи Формы. И можно представить себе, сколь велика задача — овладение дарованным ими Я.


Духи Движения все приходящее к явлению бытие низводят из духовной зодиакальной сферы в планетарно-вещественную, где оно принимает эфирно-физическую форму. Духи Мудрости являются регентами семи состояний жизни в каждом эоне, через которые реализуется та или иная степень сознания. Наконец, эонами, планетными воплощениями управляют Духи Воли, Троны. Таким предстает нам мир обоих Божественных откровений, над которым возвышаются еще более высокие существа: Херувимы, Серафимы и Сама Божественная Троица. Их силой удерживается в единстве все происходящее внутри эонов, а также связь творения с Творцом.


Таков лишь самый общий взгляд на эволюцию. Но он совершенно необходим при всяком детальном ее рассмотрении, особенно же — в отношении времени.




Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru