6. Возникновение психического

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Г. А. Бондарев

ТРИЕДИНЫЙ ЧЕЛОВЕК ТЕЛА, ДУШИ И ДУХА

ГЛАВА VII . ПСИХОСОФИЯ

6. Возникновение психического

6. Возникновение психического


Говлря о человеке как о существе, формирующемся на сопряжении сил, приходящих из прошлого и будущего, мы, естественно, и время рассматриваем как феномен двоякого рода. Рудольф Штайнер говорит об этом так: "Мы имеем время в двух потоках: эфирное (время), которое движется в будущее, и астральное, которое стремится назад, в прошлое... Понимание этого совершенно необходимо. Но в таком случае нужно отвыкнуть от того образа мыслей, который считается только с прошлым, когда говорит о причине и следствии (о законе причинности). Мы не должны считаться с прошлым; мы должны говорить о будущем как о чем-то реальном, о чем-то реально идущем нам навстречу, в то время как прошлое мы влачим за собой. Но пройдет много времени, прежде чем у нас появятся такие понятия. А до тех пор не будет никакой психологии" (124;7.ХI).


В правильности утверждения Рудольфа Штайнера мы будем убеждаться тем больше, чем детальнее станем вникать в картину того, что нам способно раскрыть полученное на рис. 116-121. То, что Рудольф Штайнер называет эфирным временем, движется из прошлого в будущее через ряд состояний жизни и формы. В этом процессе время становится трехмерным пространством через феноменологию живых существ, в которых правит ориентация свыше на индивидуальную эволюцию. Семичленная метаморфоза выступает здесь как выражение перехода космического двенадцатичленного пространства во время. В земных условиях двенадцатичленностъ времени выражает переход эмпирического времени в пространство высшего мира: в двух-, одномерное и нулевое (точечное). Этот, второй, процесс становится возможным лишь благодаря времени, текущему из будущего, которое есть чистая личность и сверхсознание.


Психическое в феномене человека есть место встречи одного времени с другим. Они текут навстречу друг другу, и их столкновение в каждом элементе человеческого существа требует соответствующего синтеза. Сталкиваются между собой эфирные потоки, поскольку в каждый член человеческого существа они приходят как снизу, от телесности, так и сверху — свыше. В инволютивном процессе становления человека разнохарактерные потоки сил и субстанций текут параллельно в теле и духе, а сталкиваются между собой в тройственной душе. В эволютивном процессе их столкновение происходит повсюду (ср.рис.116,119 и 118).


Имея перед собой общую картину всех этих процессов, мы получаем возможность глубже и систематичнее понять многие сообщения Рудольфа Штайнера, которые он в самых разных взаимосвязях делал в своих многочисленных лекциях и сам просил нас систематизировать и обдумать их. Рассмотрим на нескольких примерах, как можно это сделать.


В одной из лекций Рудольф Штайнер дает описание действия эфирно-астральных потоков в ритмической и головной системах человека. Он говорит, что от сердца к голове в человеке восходит поток эфиризованной крови, который, пронизав голову, уходит затем в космос. Этот поток сопровождается другим, астральным, который, однако, задерживается мозгом и не пронизывает его. С другой стороны, астральный поток обладает определенной притягательной силой для внешней астральной субъстанции. "Поэтому астральное тело человека, поскольку оно достигает области вблизи головы, состоит из двух видов астральности: из астральности, постоянно стремящейся из космоса, и из той, что в человеческом теле идет снизу вверх и притягивается внешней астральностью". Чем морально совершеннее человек, тем чище сияет это место в виде ореола вокруг человеческой головы. "Когда астральная материя, — продолжает Рудольф Штайнер, — удерживается мозгом, то она отражается назад, и то, что отражается, — это мысли человека, это ваше осознанное чувство, что вы обычно переживаете как вашу душевную жизнь". Знание внешнего мира оказывается возможным именно благодаря указанному соприкосновению двух астральностей (129; 26.VIII).


Если вспомнить, что душа сознательная особенно тесно связана с 2-лепестковым лотосом, находящимся в области нижней части лба, то вышеприведенное сообщение Рудольфа Штайнера можно привести в связь с рис. 119. Тогда поток эфиризованной крови предстанет нам идущим в потоке эфирных сил, восходящих из души ощущающей, опирающейся на 12-лепестковый лотос в области сердца, в сферу Самодуха, потом — в эфирном потоке, восходящем из души рассудочной в сферу Жизнедуха, и, наконец, в эфирном потоке, который из физического тела через душу сознательную восходит в сферу Духочеловека. Этот последний поток, как бы суммируя все три потока, уходит затем в будущее, в космос. Таким образом, поток эфиризованной крови охватывает всего человека, и благодаря связи низшего с наивысшим происходит дематериализация крови, ее эфиризация. А поскольку индивидуальное в человеке играет при этом существенную роль, то, как сама собой разумеющаяся, образуется следующая конфигурация сил: от низшего члена души эфирный поток идет в сферу Самодуха, а в душу сознательную приходит поток из физического тела, т.е. из физической крови. Второй из указанных потоков приходит в душу сознательную вместе с астральным потоком, дальнейший путь которого пролегает в сверхсознательное — к Жизнедуху. Но в душе сознательной он встречается с приходящим из будущего через сферу Самодуха потоком иной астралыюсти. Она приходит из космоса, а то, что идет снизу, — это, как мы уже говорили, иная астральность, которая замыкается в контур всего многочленного существа человека.


В идущий из будущего поток астральности вступает поток эфирных сил, которые не уходят в будущее целиком (т. к. образуется жизнеформа), а в метаморфизированном виде устремляются в физическое тело, вызывая вместе с астральным потоком "осознанное чувство", "душевную жизнь", иными словами: индивидуальную душевную жизнеформу.


Набросанная нами картина получает свое дальнейшее обоснование благодаря другому сообщению Рудольфа Штайнера, где он говорит о том, что ток крови в человеке "так возбуждает на своем пути эфирное тело, что мы видим развивающиеся в эфирном теле потоки, принимающие определенное направление, как бы стремясь присоединиться к крови, струящейся вверх от сердца к голове. А в голове эти потоки сливаются подобно токам электричества, идущим от разноименных полюсов. ...В противовес им другие потоки стремятся из тех частей эфирного тела, которые принадлежит к остальной телесной организации. Эти потоки по большей части исходят из нижнего отдела груди, а также из лимфатических сосудов и других органов и идут таким путем, что противостоят первым, верхним потокам. Итак, мы имеем в мозгу, когда складывается картина памяти, два эфирных потока: один, приходящий снизу, и другой, приходящий сверху, которые противостоят друг другу с величайшим напряжением, подобно двум разноименным потокам электричества. Если между этими потоками достигается равновесие, то восприятие делается картиной памяти и внедряется в эфирное тело" (выделено нами. — Авт.).


Оба потока, говорит далее Рудольф Штайнер, конденсируются с такой силой, что захватывают субстанцию физического тела и уплотняют ее до вещественных органов. Созерцая этот процесс сверхчувственно, можно пережить яркие эфирные световые потоки, струящиеся между органами, служащими физически-чувственным выражением памяти. Органы эти суть шишковидная железа и гипофиз. "Мы имеем здесь определенную точку в человеческом физическом организме, внешнее физическое выражение совместной деятельности души и тела", своего рода, входные врата из чувственного мира в сверхчувственный (128;23.Ш).


Рудольф Штайнер фактически дает нам описание разнохарактерного тока сил, который мы выявили на рис. 116, 118, 119. Прослеживая далее процесс становления самосознания, обратимся еще раз к рис.118, чтобы лучше понять характер столкновения идущих в противоположных направлениях эфирных потоков. На рисунке мы видим, что в душу сознательную один эфирный поток приходит из сферы Жизнедуха, а навстречу ему идет другой — из физического тела. Далее, через головного человека, минуя душу сознательную, т. е. бессознательно, идет поток эфирных сил из эфирного тела и сталкивается с эфирным потоком, идущим из сферы Самодуха [* Осознаются эти потоки в душе рассудочной.]. Эти-то потоки и создают описанное Рудольфом Штайнером напряжение, результатом которого является не только возникновение индивидуальных душевных сил, но даже материализация, конденсация, эфирного в физические органы.


Связь физического с душевным можно рассмотреть подробнее, если привлечь на помощь еще одно сообщение Рудольфа Штайнера, в котором он говорит о возникновении восприятий чувств и в том числе чувства слуха. Звук, слышимый нами в физическом мире, "...возникает благодаря тому, что воздух пронизан звуковым эфиром... . И когда эфир пронизывает воздух, то он сообщает ему живущее в себе, а для нашего восприятия возникает то, что мы называем звуком. Звуковой эфир, который в то же время является химическим эфиром ... он живет в нашем водном организме. ...У нас есть эфирное тело, оно работает и действует, когда образует мысли в нашем водном организме. Но в водный организм постоянно входит и выходит то, что мы называем химическим эфиром. Итак, рассматривая наш организм, мы находим полный эфирный организм, состоящий из химического, теплового, светового, жизненного эфира, и кроме того особо, через водное тело в нас входит и выходит химический эфир.


Астральное тело, выражающее себя в чувствах, связано с воздушным организмом. Но с воздушным организмом особое родство имеет другой род эфира, пронизывающего воздух, — световой эфир. ...Этот световой эфир, несомый воздухом, родственен воздуху...


У нас есть "я", человеческое "я", действующее в тепловом организме через волю. Оно, опять-таки, связано с внешним теплом, с внешним тепловым эфиром".


"Наше "я" само является такой духовной организацией, которая то, что мы носим в себе как тепло, что господствует над этим "я" и дает ему конфигурацию, не только ограничивает внешне, исходя из себя, но насквозь конфигурирует внутренне. И душевное — нам его не понять, если мы не примем во внимание прямое действие "я" на тепло. "Я" в человеке приводит в движение волю, подает волевые импульсы. ...волевые импульсы связаны с земным, а мыслеимпульсы, импульсы представлений — со внеземным. Но когда "я" удерживает волевые импульсы вместе, то где пролегает тот путь, по которому они вступают во все человеческое существо? Это происходит благодаря воздействию воли на тепловой организм человека" (202; 17.XII).


Теперь соединим сказанное Рудольфом Штайнером с тем, что у нас было показано на рис.38 и 119. Тогда получится картина, данная на рис.124.


Рис.124Низшее "я" человека имеет пределом своего восхождения душу сознательную; и оно связано с тепловым эфиром. Высшее Я связано с жизненным эфиром, и его главным местопребыванием является Жизнедух. Оттуда оно простирает свою всеупорядочивающую деятельность на весь тройственный дух, подобно тому как низшее "я" через отождествление с душой рассудочной синтезирует опыт самосознания, рождающийся во всей тройственной душе. Звуковой импульс, несомый в воздухе звуковым эфиром, вступает в наше астральное тело и оттуда проникает в душу ощущающую, связанную с воздухом через химический эфир, затем достигает души сознательной и так приходит в связь с неоднозначной деятельностью низшего "я". Весь процесс движется вдоль цепочки эфиров: звукового, теплового и снова звукового, и вызывается он внешним действием, а импульс должен погрузиться в собственное эфирное тело человека и лишь после того достигнуть светового эфира, связанного с душой рассудочной. С другой стороны, из сферы Жизнедуха в душу рассудочную приходит импульс астрального тела, выражающий себя через воздушный организм и световой эфир. Так в душе рассудочной происходит осознание звука, воспринятого через душу ощущающую. Для этого импульсы астральных сил должны войти в эфирное тело человека и оттуда вернуться еще раз в душу рассудочную.


Разумеется, на этом примере мы не показали полной картины того, как возникает феномен восприятия звука, но лишь взаимосвязанное действие различных членов человеческого существа, благодаря которому это восприятие входит в наше сознание. Здесь, в первую очередь, важно начать процесс понимания феномена слуха, воспользовавшись одним из особенно значительных сообщений Рудольфа Штайнера.


Идя таким путем далее, можно найти у Рудольфа Штайнера различнейшие характеристики многочленного существа человека, усвоив которые, можно в анализе индивидуальной психической и духовной деятельности человека двигаться совершенно свободно. Насколько широки имеющиеся здесь возможности, видно хотя бы из частичного сведения воедино известных в Духовной науке свойств человеческого тела, души и духа (табл. 24).


Манас Буддхи Атма
Мудрость Красота, благочестие, доброта Сила
Влияние на физическое Освобождение (возможность восприятий) Равновесие Стягивание, сжатие
Связь с физическим Сердце, кровь Гортань Акаша — субстанция, наполнение всего человека
Космические астральные силы действуют на человеческое астральное  тело. 

Моральная, культурная жизнь
Космические формообразующие силы действуют на физическое, на Землю.



Религиозная жизнь. Миросозидатель
Формообразующее действие сил головы на обмен веществ и конечности


Самосозидатель
Желания.

Св.Дух


Манас воспринимает
Буддхи — это София, постижение вечного.
Возвышение чувств и ощущений до вечного.
Намерения

Бог-Сын


Высшее благочестие, любовь, стремление к абсолютному совершенству.
Решения

Воля Бога


Господство над дыханием, кровообращением, работой нервов, мышлением
Инволлютивная связь с планетами мотивы и  побуждения
душа ощущающая душа рассудочная душа сознательная
  Марс  Меркурий Юпитер
Эволютивная связь Луна 
Гнев
Меркурий 
Истина
Венера 
Благоговение
Опасности Люциферизация, духи Лемурии Ариманизация, (сатанинские) силы Атлантиды Азуры действуют от настоящего времени и в будущее
Свойства, действия
Аффекты, внешние действия, влечения, инстинкты, страсти Дыхание, внутренняя жизнь Умеренность, рассудительность, чувство "я", Я-Мудрость
Преобразует впечатления в ощущения — сохраняет в памяти как представления Идеалы прекрасного. Христос, работая в душе рассудочной, связан с эф.телом независимо от окружающих Божеств.сил. Рассудок, характер, ум и сердце. "Ах, две души живут в груди моей..." Чистое созерцание, точное наблюдение. Связь с прошлым, способность оглянуться на прошлое и свобода мысли
Отношение к мышлению Мысли пребывают в подсознании Мысли проявляются Мысли осознаются
Отношение к чувствам
Переживание удовольствия и неудовольствия Симпатии и антипатии Истина, добро без симпатии и антипатии
Еще к тройственной душе  относится все то, что приведено в табл.5
Душевно-духовные физическое тело эфирное тело астральное тело
свойства тел носят сверхчеловеческий или подчеловеческий характер
Инстинкт.

Истина, справедливость. 
Питание.
Пространственно-временное.
Склонность.

Красота, рассудительность.
Здоровье.
Эстетика, эстетизм .
Темпераменты.
Временное.
Вожделение.

Добро, сердечность.
Болезнь.
Сострадание, милосердие, совесть, эгоизм, религиозность.
Пространственное.

Табл. 24


Приведенные в таблице качества показывают нам многочленную природу человека как микрокосм, формирующийся на стыке ряда идущих навстречу одна другой деятельностей: высшей и низшей, сознательной и бессознательной (сверх- и подсознательной), ну и, конечно, уже немало анализируемых нами, — тех, которые приходят из прошлого и будущего.


Во всей этой многообразной деятельности более всего нас теперь интересует: каким образом она, так сказать, задерживается в человеке, оставляет в нем неизгладимые следы, образующие неповторимый феномен человеческой личности? Вопрос этот до некоторой степени может показаться запоздалым, поскольку вроде бы лишь на него и давался до сих пор ответ. Так оно и есть, только ставится он на разных уровнях или — с разных сторон. На сей раз мы ставим его в наиболее конкретной форме и в самой непосредственной сфере формирования человеческого самосознания и самобытия, какими они являются в современную эпоху развития. Лишь скрупулезный анализ этой сферы позволит нам завершить наше исследование.




Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru