RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

6. ГЕТЕАНИ3М

II. ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ СУТЬ, ГРАНИЦЫ И СОДЕРЖАНИЕ

1. Происхождение философии и ее отношение к другим формам познания.

2. Философское мироощущение. Мировоззрения

ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ СУТЬ. ГРАНИЦЫ И СОДЕРЖАНИЕ

1. Происхождение философии и ее отношение к другим формам познания.

Греки и Восток

     116
. "Любовью к мудрости является философия. Любовь же представляет собой нечто такое, что коренится не просто в рассудке и в разуме, но во всей человеческой душе, во всем человеческом характере. ... Должен быть захвачен весь человек, когда он занимается философией. Но ведь нельзя же любить в истинном смысле слова то, что является простой теорией, сухой и холодной. Если философия является любовью к мудрости, то это предполагает у тех, кто переживает философию подобным образом, отношение к этой Софии, к этой мудрости как к достойному любви, как к чему-то действительному, существенному, чье бытие не нужно доказывать". "Человеческая конституция грека была такова, что он чувствовал, переживал в своем эф.организме. И когда он так напрягал эф.организм, так приводил его в действие, как это делают с физ.организмом, например, во время дыхания или смотрения, то в эф.человеке возникала философия". И как не сомневаются в истинности дыхания, так не сомневался грек в пережитой им в философии мудрости. "Ибо он осознавал свое эф.тело. Он осознавал, что философствование происходит в его эф.теле; ему это было ясно. ... И если философия снова должна ощущаться как действительность, то сначала должно прийти знание эф.человека. Затем в этом знании сможет снова возникнуть правильное философское переживание. Посредником в этом познании эф.человека на первых шагах должна быть Антропософия". 215(1)




     116а
. "Древняя восточная философия происходит из древнего ясновидения, в то время как греческая целиком выросла из материального. Изречение Фалеса: "Все происходит из воды" стало постепенно пониматься только материально. О духовном, пребывающем за водой, забыли". 266-1, с. 481




     117
. "В имагинативном познании человек обозревает собственные силы роста и жизни. Но переживаемый в этом случае эф., или жизненный, организм не отделен строго от эфирного внешнего мира, как в чувственном созерцании отделено субъективное от объективного ... Что человек теперь переживает через слияние собственного эф.организма с эфирным тканием, движением в космосе — это он в состоянии ввести в строго очерченные образные представления и затем облечь в человеческую речь, выразить это так, что оно может явиться в человеческой речи. Таким образом можно вырабатывать новую философию". 215(2)




     118
. "Ветхозаветное воззрение произвело то изменение, что на место опыта поставило учение, религиозное учение. Египтяне времен древнего Озириса ... говорили: Истинный человек впервые возникает тогда, когда во мне наступает зрелость, когда я воспринимаю то, что ранее я видел в имагинациях. Воздух передал мне истинного человека. ("Через мои глаза, мои уши, — так говорили себе эти люди, — я связан с тем, что приносит день. Через глубокие, заложенные внутри силы человека я связан с совсем другим, с тайной воздуха, которая воспринимаема только в имагинативных переживаниях"). В ветхозаветном учении это было преобразовано в воззрение: Элоим, или Ягве, вдунул дыхание, или воздух, в человека. — Так была извлечена эссенция из непосредственного живого опыта и стала теорией, учением". 180(9)




     119
. "Характерной чертой древнееврейского пророчества было то, что оно оттеснило хаотические силы сивилл и выявило то, что могло говорить через человеческое "я"". 149(5)




     120
. "Индийский народ был подготовлен для признания, что человек из себя рождает дхарму, закон души. Древнееврейский народ был задержан в том состоянии, когда он должен был повиноваться закону, даваемому ему извне. Но благодаря этому еврейский народ дал удивительное завершение тому, что Заратустра сделал для своей и всех других культур".
     Для учения Заратустры характерно то, что оно видело во внешнем мире борьбу Ормузда с Ангра-Манью. В этом учении не было пронизывающего душу морального тепла. Человек рассматривался как арена борьбы духов. И если видели злого человека, то считали, что он одержим злым духом, и не подчеркивали его человеческой в том вины. Древнееврейское учение потому представляет собой завершение учения Заратустры, что к его космологии, открывающейся извне, оно добавляет моральный элемент, вводит понятие вины человека: он не исполняет закон. 114(6)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru