RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

6. ГЕТЕАНИ3М

II. ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ СУТЬ, ГРАНИЦЫ И СОДЕРЖАНИЕ

1. Происхождение философии и ее отношение к другим формам познания.

2. Философское мироощущение. Мировоззрения


     121
. "Философия есть любовь к мудрости. Древняя мудрость не была философией, ибо древняя мудрость рождена не любовью, а откровением. Нет восточной философии, а есть восточная мудрость. Философия как мудрость пришла в мир со Христом. ... Мы должны теперь импульс любви обратить на саму мудрость". 143(12)




     122
. "Что Кришна говорит о йоге, то Павел, только в более конкретной форме, называет верой. ... Веды вновь, но теперь уже конкретно, вступают в историческое развитие в самом Существе Христа... Санкхья выражается в древнееврейском возвещении закона во всем, что является моисеизмом. И когда Павел указывает, с одной стороны, на закон еврейской древности, то он указывает на философию Санкхья". 142 (1)




     123
. "В том смысле, как теперь говорят о философии, в Бхагават-Гите ее вообще нельзя искать. ... Мы совершаем несправедливость по отношению к духовной жизни Востока вообще, когда сближаем ее с тем, что Запад знает как философию". 146(6)




     124
. "Если бы воскресли создатели Вед, основатели философии Санкхья... сам Шанкарачарья пережил в XIX в. творения Соловьева, Гегеля, Фихте, то все они сказали бы: То, к чему мы стремились, на что мы надеялись, когда оно являлось нам в дарах нашего ясновидения, это совершили в XIX в. Соловьев, Гегель, Фихте через способность своего собственного духа. Философия Веданты была тем, к чему стремились как к высшему, а теперь это сошло до обычного сознания. ... Что теперь можно, что называется, найти на улице (впрочем, только для таких умов, как Соловьев, Фихте, Гегель) — это было тем, чего там достигали, применяя всю остроту ума Санкхья и углубленность йоги. Этого достигали всей силой души, всем возвышением духа". 146(8)



Философ и философствование. Теология

     125
. В отдельных науках человек отделяется от природы и рассматривает ее. В философии он ищет, как снова с нею соединиться. "Естествоиспытатель хочет через познание осознать мир и его действия; философ хочет с помощью этого сознания сделаться полным жизни членом этого мирового целого. Отдельные науки в этом смысле являются подступами к философии. ... Все настоящие философы были свободными художниками понятий. Для них человеческие идеи были художественным материалом, а научные методы — художественной техникой. Благодаря этому абстрактное научное сознание возвышалось до конкретной жизни. Наши идеи становятся жизненными силами. Мы не просто знаем о вещи, но мы сделали знание реальным, управляющим собой организмом; наше действительное, деятельное сознание ставит нас выше просто пассивного восприятия истинного". 30 с. 392




     126
. Философией было потрачено много сил на решение вопроса: как человек с помощью понятий и представлений может проникнуть в действительность? И хотя ей не удалось дать ответ и "она не завещала такого знания, но благодаря концентрированной жизни мышления она сделала души способными проникнуть в духовный мир... в большей степени, чем что-либо другое". 156(7)




     127
. "Философия должна господствовать во всей жизни в целом; можно грешить против этого требования, но грех будет иметь свои последствия". 18(предисл.)




     127а
. "Нельзя рассматривать философа на основании его воздействия лишь на его эпоху, на основании того, сколько людей восприняло его идеи. Он, скорее, выражение своей эпохи, ее явленная сущность. Что значительная часть человечества несет в себе бессознательно как строй души, как неосознанные чувства и жизненные влечения — это философ вносит в свои идеи. Подобно термометру, показывающему тепловое состояние своего окружения, он показывает душевное состояние своей эпохи. Философы — столь же мало причины душевного строя своей эпохи, сколь термометры — причины состояния тепла своего окружения". 26(127-130)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru