RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

6. ГЕТЕАНИ3М

VI. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 4)

1. Реакционные мировоззрения

Гегель и Шопенгауэр


     395
. Гегель относится к миру как человек, который стоит перед деревом, изобильно покрытым цветами, в момент, когда начинают завязываться плоды. Но их пока еще нет. Когда выступают только цветы, тогда в дереве действует власть света, тогда в дереве действует то, что является несущими свет мыслями ( ибо мысли — это свет, мир умирает в свете). Так стоит Гегель перед всеми явлениями мира. Он рассматривает внешние цветы, то, что целиком и полностью развертывается в конкретном. Шопенгауэр стоит в мире иначе. Для него важен иной элемент, который мы носим в наших конечностях. Можно ли его увидеть вовне? "Если мы рассматриваем волю развитой силой созерцания, ясновидчески, то мы переживаем нечто такое, что можно видеть внешне. Если мы силой ясновидения рассматриваем мысли, то мы переживаем свет, светящееся. А если силой ясновидения мы рассматриваем волю, то она становится все толще и толще: воля становится материей. Будь Шопенгауэр ясновидящим, это существо воли предстало бы перед ним как автомат материи, ибо внешняя сторона воли — материя. Воля внешне — это материя, как мышление внешне — это свет. Поэтому в прежних рассмотрениях я мог указать, что погружаясь мистически в свою волевую природу, человек занимается глупостями, поскольку в действительности это грубейший эгоизм — стремление к хорошему самочувствию, хотя подобные люди видят, что они находят дух. ... Ибо в действительности это есть не что иное, как погружение в материю. Когда человек погружаетея в волю, то ему открывается истинная природа материи. ... И в этой материи, т.е. в этой воле сокрыто, по сути, то, что является постоянно начинающимся, прорастающим миром". 202(5)




     396
. "В гегелевском миро- и жизневоззрении есть нечто, способствующее возникновению сомнений и вопросов. Исходная точка Гегеля есть чистое мышление, абстрактная идея, которую он сам называет "устричным серым или совсем черным существом" (письмо к Гете от 20/II 1821 г.), относительно которой он, в то же время, утверждает, что ее следует понимать как "изображение Бога, каким он является в своем вечном существе до создания природы и конечного духа". Цель, к которой он приходит — это полный содержания человеческий дух, при помощи которого выявляется то, что в "сером", "устричном" ведет лишь теневое бытие. Его легко можно понять в том смысле, что личности, как живого, самосознающего существа, не существует вне человеческого духа. То полное содержание, что мы переживаем в себе, Гегель производит из идеального, которое мы должны помыслить. Можно понять, что некоторые умы с определенными душевными задатками чувствуют антипатию к такому миро- и жизневоззрению. 18(3)




     397
. "Кто ныне рассматривает внешнюю природу, ставит опыты, тот рассматривает лишь то, что она ему дает, отражает. Он лишь грезит о природе. ... Лишь временами просыпается ныне кто-нибудь и тогда говорит себе: то, что находится вовне, ведь не простое сновидение, в нем что-то живет. Философия Шопенгауэра была таким частичным пробуждением, с которым он не знал, что делать... Шопенгауэр утверждает как бы грезя: в природе живет нечто как воля".




     398
. "... мировоззрение Шопенгауэра, которое также атеистическое". 221(7)




     399
. "Что прежде всего бросается в глаза у Шопенгауэра, если не смотреть на теоретическую часть его системы, но на то, что как содержание чувств и ощущений пронизывает все его мышление? — Глубокое родство этого человека XIX в. с восточным, персидским мышлением и настроением. Везде в его предложениях, в подчеркнутых чувствах живет то, что можно назвать восточным элементом на Западе. И во 2-ой половине XIX в. это перешло на Эд. фон Гартмана". 139(1)



Продолжатели и оппоненты Гегеля

     400
. "Лишь такие самоотверженные, полные самоотдачи мыслители, как Карл Розенкранц (1805-1879) были в состоянии совершенно влиться в ход мыслей Гегеля и в полном согласии с ним создать строй мысли, предстающий как изложение строя мысли Гегеля, но исходящий из менее значительной натуры". 18(8)




     401
. Карл Розенкранц. "Он некоторым образом рассматривал Гегеля сквозь очки кантианства; кроме того, его гегельянство было сильно окрашено изучением евангелической теологии". 221(2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru