RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

6. ГЕТЕАНИ3М

VII. ГЕТЕ

1. Духовный облик Гете

Гете и любовь


     534
. "В то время, когда Кальдерон писал своего "Киприануса", должно было отчетливо быть сказано: здесь, в земной жизни, вы не найдете Божественно-духовного. Вы должны сначала умереть, вы должны пройти через смерть, чтобы найти Божественно-духовное, найти спасение, избавление, которое можно обрести через Христа. Человек тогда был далеко от понимания Мистерии Голгофы, через которую Христос низошел на Землю. ... Гете уже чувствовал необходимость того, чтобы Фауст мог здесь, на земле, найти спасение. Гете должен был поставить вопрос: как Фаусту найти оправдание слов Павла: "не я, но Христос во мне"? Гете должен бы был прийти к тому, чтобы его Фауст вместо: "На свободной Земле с свободным быть народом", сказал бы: "На свободной Земле с Христом в душе людей в земной жизни к духу вести", — так должен был Гете дать высказаться своему Фаусту. Гете, естественно, честен; он этого не говорит, поскольку еще не понимает этого. Но он стремится это понять. Гете стремится к тому, что может исполниться лишь тогда, когда будет сказано: познай человека через имагинацию, инспирацию, интуицию. — А поскольку это так, то приближающийся к Гете получает чувство, что борьба, стремление Гете представляют собой нечто большее, чем все то другое, что перешло в современную цивилизацию". 210(10)




     535
. Приближаясь к вершине свой жизни, Гете "все более рассматривал личности и события как средство для приведения к наглядности вечных закономерностей". "Избирательное средство" написано в 1809 году. 33, с.14




     536
. "В тот момент, когда человек осознал, что высшая потенция бытия отказалась от себя, дабы вновь ожить в человеческой душе и здесь совершать дела свободы, в этот момент всякий бог, стоящий вне его, должен быть объявлен псевдобогом, и он должен воспротивиться его тирании. По сути, с этим созвучен Прометей Шелли, ибо освобождение скованного через мудрость и любовь лишь означает в конечном счете, что оковы упраздняются в тот момент, когда дремлющая во внутреннем высшая потенция бытия, т.е. мудрость и любовь, освобождается. Но тогда человек также замечает, что оковы, которые он носил, — это оковы псевдобога, и они в миг спадают с его членов. Зевс — это бог еще не вполне пробудившегося к самопознанию человека, и он растворяется в ничто". Гете не довел до конца свой образ Прометея, поскольку с годами уже не так, как прежде, верил в силу самосознания. В своем внутреннем он приблизился к Юпитеру*, а с этим рука об руку идет отдаление от Прометея. В поздних стихотворениях Гете обоготворяет природу, а тогда идея абсолютного самоосвобождения человека делается неудобной. 39, с.89-90

_____________________________
* Имеется в виду планета Юпитер, в связь с которой человек приходит после 50 лет. - Сост.



Гете и любовь

     536а
. "Что для Гомера является его языческой верой в богов, для Клопштока — представлениями о Христианстве: тот элемент, который возносит их поэзию над обычным отображением повседневной действительности и пропитывает идеальным миром, делает одушевленной, — для Гете, в его понимании, это есть любовь в широчайшем смысле слова. ... Для Гете любовь есть не одно свойство его существа наравне с другими, но основная черта всего его поэтического творчества и мышления; она — его религия. Лишь поняв это, можно по достоинству оценить все его творения"...
     Говорят, что Гете страстно любил в своей жизни десять женщин. Но о фривольном, унижающем женщину понимании любви в случае Гете не может быть и речи. "Он ищет в женщине те стороны человеческого духа, которых недостает мужчине: естественную грацию, неистощимую свежесть и детскость. Это для него "божественное в женщине", "вечно-женственное", на что он взирает снизу вверх, полный почитания... забывая себя.
     Возлюбленная преображалась в его фантазии в существо мечты, которое затем свободно жило в его внутреннем, паря высоко над действительностью. Этой последней всегда не хватало, чтобы удовлетворить его колоссальный дух. Он стремился к углублению всех ощущений, к возбуждающим, захватывающим все человеческое существо переживаниям. Он должен был творить самого себя в том, где не хватало действительности. Любовные отношения должны были сначала принять облик поэтического вымысла, чтобы стало возможным вместить в груди счастье и страдание всего человечества. Поэзия и правда сплавлялись в нем в такие мгновения в единство; любовь вливала в него фактическое с поэтическим волшебством, он вживался в идеальную ситуацию, в поэтический сон, мечту и поэтическое творчество естественно возникало в его духе".
     "Любовь у Гете была истинно немецкой, пронизанная благороднейшим взглядом на ценность женского существа, не эгоистическая, что возникает из низших влечений". Д. 6, с. 9-10, 12



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru