RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

6. ГЕТЕАНИ3М

VII. ГЕТЕ

2. Мировоззрение Гете

Гете между платоновским и кантовым взглядом на мир

Духовная среда в эпоху Гете

Отношение к мышлению

Учение о метаморфозе

Явления мира красок

Гете и Гегель

2. Мировоззрение Гете

     544
. "Гете не хотел ни науки, ни искусства; он хотел идеи ... Гете искал заключить союз с мировым Духом и хотел открыть нам его господство; он делал это через посредство искусства или науки, в зависимости от потребности. Не одностороннее художественное или научное стремление пребывало в Гете, а неутомимый порыв к созерцанию "всех действующих сил и зародышей"". 1(8)




     545
. "Художник не нуждается в познании движущих сил природы в той форме, в которой их вскрывает философ. Когда он воспринимает вещь или процесс, то непосредственно в его духе возникает образ, в котором законы природы отпечатлены в более совершенной форме, чем в соответствующей вещи или процессе внешнего мира. И нет нужды этому закону вступать в его дух в форме мысли. Познание и искусство родственны внутренне. Они выявляют задатки природы, которые в обыкновенной внешней природе не приходят к полному развитию.
     И когда в духе истинного художника кроме совершенных образов вещей еще высказываются в форме мыслей движущие силы природы, то всеобщий источник философии и искусства особенно отчетливо выступает перед нашим взором. Таким художником является Гете. Одни и те же тайны он открывает нам и в форме своих художественных произведений, и в форме мыслей". (Напр. "Изречения в прозе".) 1(18)




     546
. "Гете требует от нас, чтобы мы работали с ним, мыслили с ним, чувствовали с ним, чтобы мы его задачу исполняли далее, как если бы он при этом постоянно стоял позади нас, похлопывая нас по плечу, и подавал советы. В этом смысле XIX в. и последующее время отпали от Гете. И задача нашего времени — вновь найти путь к Гете". 188(6)




     547
. "Тому методу исследования, который разрушал жизнь, чтобы ее познать, Гете заблаговременно противопоставил иную, более высокую возможность и потребность". 1(2)




     548
. "Гете привел застывшие понятия формы в движение. Это было его великим центральным делом. Это было самое значительное из того, что он ввел в естествознание своего времени". 151(1)




     549
. "Чем платонизм был для гречества, тем гетеанизм является для 5-ой эпохи". От Платона до Гете прошло примерно 2160 лет, т.е. одна культурная эпоха. 185(5)




     550
. "В импульсе, данном Гете естествознанию... заложено то, что будет разрабатываться в столетиях. Так что Гете, вероятно, придя в следующей инкарнации на Землю, найдет возможность работать над тем, что он не смог докончить в своих естественнонаучных воззрениях теперь". 272(2)




     551
. "Мышление, способ рассмотрения, вчувствования в мир, которыми обладал Гете, составляют основное требование 5-й послеатлантической эпохи". "Потребуются не сотни, а тысячи лет, чтобы обосновать то, что заложено в Гете". 171(6)




     552
. "Что Великая герцогиня София сделала для гетеанизма — это неизмеримо значительно". (Издание наследия Гете и пр.). 181(17)



Гете между платоновским и кантовым взглядом на мир

     553
. "Платон пришел к сознанию того, какой вес для человеческого познания имеет тот факт, что мир открывается человеку с двух сторон. Имея в виду значение этого факта, он признавал, что, рассматриваемый сам по себе, чувственный мир не может считаться действительностью. Только тогда человеческий дух имеет дело с истинной действительностью, когда он из душевной жизни может высветлять мир идей и в сознании мира рассматривать идеи и наблюдения чувств как единое переживание познания. Что имеют перед собой наблюдения чувств, не просветленные светом идей, — это мир иллюзий. Рассматриваемая таким образом, позиция Платона проливает свет на суждения Парменида о ложном характере чувственных вещей. И можно сказать, философия Платона есть одно из самых величественных мыслительных сооружений, родившихся из человеческого духа. Платонизм есть убеждение в том, что целью всякого устремления познания является усвоение несущих мир и образующих его основу идей. Кто не может пробудить в себе этого убеждения, тот не поймет платоновского мировоззрения. — Но поскольку платонизм вошел в развитие западноевропейской мысли, то это обстоятельство имеет еще и другую сторону. Платон не остановился на утверждении, что чувственный мир в человеческих воззрениях является чистой иллюзией, если на него не упал свет мира идей, но благодаря своему изложению этого факта он содействовал распространению мнения, что чувственный мир без отношения к человеческим воззрениям является иллюзией сам по себе, и что только в мире идей следует искать настоящую действительность. Из этого мнения вытекает вопрос: в каком отношении друг к другу вне человека находятся идеи и чувственный мир (природа)? Для того, кто не признает наличия вне человека какого-либо лишенного идей чувственного мира, этот вопрос об отношении идей и чувственного мира должен найти решение внутри человеческой сущности".
     Для Гете вопрос: "в каком отношении друг к другу находятся вне человека чувственный мир и мир идей? — являлся недоразумением, поскольку ему было ясно, что вне человека не существует никакого чувственного мира, лишенного идеи. Этот вопрос, коим западноевропейская мысль занималась целые столетия, в Гетевском мировоззрении оказался совершенно праздным". 6(2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru