RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

1. ЭВОЛЮЦИЯ

IX. ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА, СТОЯЩИЕ НИЖЕ ИЕРАРХИЙ

Элементарные существа и человек

551. «Когда пчела пьет нектар из цветка, то ясновидящий может наблюдать, как по краю цветка образуется маленькая аура. Таково действие вкуса: укол, производимый пчелой в чашечку цветка превращается в некое средство вкуса, пчела ощущает вкус, и это излучается в виде цветочной ауры, становясь питанием для сильфообразных существ. Таким же образом элемент чувства, разыгрывающийся между пастухом и овцами, является питанием для саламандр». 98 (5)



552. «Возьмите гномов, ундин. Они пребывают в мире, так сказать, граничащем с миром человеческого сознания. Они находятся по ту сторону Порога. Обычное сознание защищено от видения этих существ, поскольку не все они ` добронравные. Добронравными являются те существа, которых я описал как работающих различным образом над ростом растений. Но не все существа добронравны. И в тот момент, когда человек прорывается в мир, где действуют эти существа, то перед ним оказываются как раз злонравные. И нужно прежде научиться разбираться в том, какие из них добронравные, а какие злонравные. А это не так уж легко сделать. ... Злонравные существа тем отличаются от добронравных, что последние больше держатся в растительном и минеральном царстве, а первые -- в животном и человеческом. Но особенно пышное понятие о злонамеренности существ этого царства можно получить, если рассмотреть то, что те из них, которые хотят подойти к человеку и животным, хотят совершить в голове из того, что высшими Иерархиями предназначено для дел совершаемых добронравными существами в растительном и минеральном царствах.
     Видите ли, среди гномов и ундин имеются злонравные существа, которые, приближаясь к человеку и животным, хотят физическим образом произвести в человеке то, что должно быть отнесено к низшим животным. ... Физическим образом это уже осуществлено в отношении человека и животного. Благодаря присутствию таких злонравных гномов и ундин на человеке и животном живут низшие животные или растительные существа-паразиты. Т. обр., злонамеренные существа производят паразитов. Но в тот момент, когда человек переступает Порог духовного мира, он еще попадается на хитрости того мира. Там повсюду раскинуты сети, и человеку следует сначала кое-чему научиться относительно Вихтельманов и быть осторожным. Этого, например, не могут спириты. Они повсюду сидят в силках. Можно спросить: для чего они вообще существуют, эти злонамеренные гномы и ундины, производящие паразитов? Ну, если бы их не было, то человек не смог бы развить сил для выработки своей мозговой массы. И здесь мы подходим к чему-то исключительно значительному».
     Человек -- трехчленное существо. В нижнем человеке обмена веществ и конечностей происходят процессы выделения через кишечник, через почки. Но говорить при этом только о выделении -- бессмыслица. «В той мере, в какой образуется продукт выделения, в той же мере в нижнем человеке духовно появляется нечто, подобное тому, чем вверху является мозг. Происходящее в нижнем человеке -- это процесс, стоящий на полпути в отношении его физического развития. Он стоит на полпути. Это выделяется, поскольку дело переходит в духовное. Вверху процесс завершается. Там физически образуется то, что внизу остается только духовным. Вверху мы имеем физический мозг, внизу -- духовный. И если бы то, что выделяется вниз, подвергалось дальнейшему изменению, если бы это можно было продолжать преобразовывать, то последней метаморфозе этого предшествовал бы человеческий мозг.
     Человеческий мозг есть дальнейшая переработка продуктов выделения. Тут мы имеем нечто исключительно важное, например, в медицинском отношении, и в XVI-XVII веках врачи об этом кое-что знали. Конечно, сегодня отрицательно говорят, и во многих случаях правильно, о старых «аптеках нечистот», но в прошлом знали, что в нечистотах присутствовала некоторым образом мумия духа. Речь, естественно, не идет о похвале тому, что фигурировало вплоть до последних столетий как аптеки нечистот, но я указываю на истины, имеющие глубокие связи.
     Мозг, вообще, есть высшая метаморфоза продуктов выделения. Отсюда проистекает связь мозговых заболеваний с заболеваниями кишечника.
     Видите ли, когда здесь присутствуют гномы и ундины, то тогда здесь также имеются силы, способные от нижнего человека вызвать (bewirken) паразитов, которые в то же время являются побуждением к тому, чтобы в верхнем человеке продукты выделения метаморфизировались в мозг. Мы бы не смогли иметь мозга, если бы мир не был устроен так, что в нем существуют гномы и ундины.
     Что для гномов и ундин свойственно в отношении сил разрушения -- деструкция ведь исходит от мозга, -- то для сильфов и существ огня свойственно в отношении конструктивных сил. Опять-таки добронравные сильфы и существа огня держатся вдали от человека и животных и заняты ростом растений тем образом, как я уже это описал... Злонамеренные же, прежде всего, несут вниз, в водную и земную области то, что должно быть только вверху, в области воздуха и тепла». Примером этого служит беладонна. «Беладонна -- это растение, которое имеет цветы, если я могу так выразиться, поцелованные сильфами, и в них по этой причине сок становится ядовитым». Это, так сказать, результат сдвижения сфер, когда правильное вверху опускается вниз: гномы и ундины рождают паразитов, сильфы -- яды, являющиеся слишком глубоко ушедшим в землю небесным. Однако посмотрите: люди и многие животные отравляются беладонной, а для дроздов это лучшая пища; ибо к их сфере (птиц) принадлежит то, что содержится в беладонне. Образование паразитов идет от земли вверх, ядов -- сверху вниз.
     «Когда существа огня вносят в плоды те импульсы, которые принадлежат области бабочек и очень необходимы бабочкам для развития, тогда, например, возникает ядовитый миндаль». Однако своим возникновением миндаль обязан существам огня. Они сжигают окружающую фрукт мякоть. Но если их деятельность заходит чуть далее, то вместо образования только скорлупы образуется ядовитое ядро.
     Описанное действие природы отразилось в представлениях индусов о Брахме, Вишну и Шиве. «В древние времена на вершине индийской культуры говорилось: Брахма внутренне родственен со всей природой существ огня (саламандр) и с природой сильфов, Вишну -- с природой сильфов и ундин. Шива -- с природой ундин и гномов».230 (8)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru