RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОСВЯТИТЕЛЬНОГО ПУТИ

1. Условия ученичества

Темпераменты

Темпераменты

     599. "Высшее обучение состоит не только в восприятии понятий и учебного материала. Оно в большей степени состоит в преобразовании свойств нашего жизненного тела. Кто изменяет свой темпера­мент, достигает много большего, чем только усваивая науки". 97(14)




     600
. "При эзотерическом обучении обостряется переживание темпераментов. Например, меланхолик от резкой до ненависти критики внешнего мира переходит к отвращению к себе. Флегматик, если его удает­ся привести к эзотерике — что нелегко, — более спокойно созерцает себя. Он не возмущается, подобно меланхолику, тем, что находит в себе, и поэтому его самонаблюдения идут глубже, чем самонаблюдение меланхолика, который постоянно задерживается ненавистью и злостью на самого себя". Сангвиник подхо­дит к эзотеризму часто благодаря тому, что всем интересуется, но быстро становится флегматиком. Он не любит вглядываться в себя. "Большинство тех, которые подходят к эзотеризму из мимолетного инте­реса и потом отходят, — именно сангвинические натуры".
     "Почти никогда или очень редко удается привести к эзотеризму холерика. ... его эф.тело особенно упруго и не поддается влиянию. ... Эф.тело меланхолика подобно мячу, из которого выпущен воздух: если на него нажать, то углубление остается долго; у холерика эф.тело подобно тугому мячу. Но если холерик все же становится эзотериком, то он может особенно глубоко и закономерно описывать историче­скую и причинную связь фактов. Например, исторические описания Тацита исходят от работы холериче­ского темперамента над эф.телом. Пластические описания Гомера происходят от сознательной эзотериче­ской работы над эф.телом холерического темперамента". 145(3)




     600а
. Оккультно развивающийся человек использует холерический темперамент для исполнения магических действий. Через события физического мира он проходит как сангвиник; в наслаждениях жизни — он флегматик; духовные познания и переживания он высиживает как меланхолик. 266-1, с. 562



Аскетизм

     601
. "Все существо нового посвящения имеет более внутренний характер, ставит более жесткие требования ко внутреннему человеческой души и до некоторой степени не подходит непосредственно ко внешнему человеческой природы. Так что в значительно большей степени, чем в древнем посвящении, внеш­нее должно просветлиться и очиститься, когда внутреннее станет сильным и обретет господство над внеш­ним. Внешняя аскеза, внешний тренинг принадлежат более древней инициации". И те, кто в прошлом уже обрели гармонию между внешним и внутренним, теперь, в новых воплощениях, отбрасываются в их дисгар­монию, ибо должны быть преодолены мертвые включения в человеческую природу, возникшие в ходе времени. Поэтому часто будут появляться натуры типа Гете, сочетающие высокое с "человеческим, сугубо человече­ским". 144(4)




     602
. Работа над собственной душой, над развитием высших способностей, пробуждение познавательных сил, позволяющее направить их на духовный мир — все это и "можно назвать в истинном смысле слова ас­кезой. В греческом языке слово "аскеза" означает управление самим собой, выработку способности что-то делать, привести в действие силы, которые прежде дремали. Таково первоначальное значение слова "аскеза". И таковым оно должно быть и теперь, если не желают расстилать туман перед собственными гла­зами и держаться за заблуждения..." Выполнение оккультных упражнений — это аскеза.
     "Это настроение многих аскетов в Средние века: они умерщвляли силы тела, сокращали его функции, оставляя душу такой, какая она есть, и погружались в состояние ожидания, что извне, без их участия должно принести им то, что составляет содержание духовного мира. ... Но правильный метод требует, чтобы человек просветлял и очищал свое мышление, чувствование и воление ... делал их сильнее, чтобы они победили телесное". 58 с.56, 65-66




     603
. В практике умерщвления плоти скапливается сила астр.тела, которая не расходуется ставшим ма­лоподвижным физ.телом. Эта скопленная в астр.теле сила дает чувство блаженства и превращается в силы ясновидения. В этом смысл аскетизма. "Кто удерживает свое тело в покое и развивает невзыскательность, тот имеет избыточные силы в эф.теле, и астр.тело отражает их как силы познания, а не просто как бла­женство, и тогда выступают имагинативные образы астрального мира". Перенесение физической боли может стать родом познания. Савонарола обладал болезненным физ. телом, и в его эф.теле оставались без упот­ребления силы, которые он мог обращать в силы мысли, в видения будущего, во впечатляющие речи. 107(5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru