RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОСВЯТИТЕЛЬНОГО ПУТИ

1. Условия ученичества

Страх и мужество

Страх и мужество

     613
. "Человек, который тысячи и тысячи раз, стоя перед пугающими событиями, заставляющими других людей бледнеть, не сказал себе со спокойной душой: я стою перед ужасной опасностью, но я знаю, что от страха мое положение не станет лучше, а только лишь — благодаря храбрости, — тот не может считать себя достаточно подготовленным" к открытию сверхчувственных восприятий.




     614
. "Как человек учится смерти, так может он научиться отмиранию чувств. Но первое, что необ­ходимо усвоить, — это умение уверенно и твердо стоять среди завихрений жизни, не знать абсолютно ни­какой боязни и страха, а спокойно и уверенно смотреть в глаза любому событию, с каким бы мы ни столк­нулись". 264 с.207




     614а
. "Никогда не следует испытывать страх. Думать лишь об удачном исходе". 266-1, с.396
     "... в эзотерическом все претерпевает превращение". В трехчленной душе работают мысль, чувство и воля. В высшем мире три душевных члена сливаются в одно и в то же время остаются разделенными. В душе ощущающей живут вожделения, страсти. Противополюсом ее эгоизму выступает страх. Поэтому в сказках, в воспитательных целях, выступают привидения. В детской душе необходимо породить удивление, из чего разовьется почтение к неизвестному. "Эзотерик должен сознательно преобразовать страх в почтительность, благочестие, самоотверженность, в способность на жертву. При вступлении в духовный мир страх должен смениться на почитание". При слабом Я страх может так подействовать на физическое тело, что возникнет бешенство. (Tollwut означает также водобоязнь; тут есть родство: со слабым Я боятся всего несвязанного — воды).
     Для души рассудочной главным является благоразумие, столь часто перекрещивающееся с сочувствием. Они образуют в ней полярность.
     Чувство, что я могу себя выключить, образует один полюс души сознательной, другой, вырастающий из духовного мира, — совесть. 266-2, с. 435-437




     615
. "Именно через многократно повторяющуюся медитацию над мыслью, что вещи нисколько не меня­ются от того, что я о них знаю, человеку можно в значительной мере преодолеть страх". 144(1)




     616
. "Если бы человек смог заглянуть вниз, туда, где в основе его воли лежит прошлое, то он по­чувствовал бы, как оттуда, из его организма, ему навстречу выступил бы страх, коренящийся в доземной жизни. И это должно быть преодолено при посвящении. Когда человек смотрит в себя, то он прежде всего, конечно, видит то, что формирует его самочувствие; и это особенно не укрепить путем воспитания, что­бы, вступая в духовный мир, не впасть в манию величия. Но в основе своих волевых импульсов он повсю­ду находит страх, и он должен быть укреплен против этого страха. Поэтому вы можете видеть, как повсю­ду в упражнениях, данных в книге "Как достигнуть познания высших миров?", преследуется цель научить­ся выносить страх, который человек наблюдает указанным образом. Этот страх есть нечто такое, что дол­жно пребывать под силами развития, иначе человек не смог бы низойти в земное бытие из духовного мира. Он бы не смог уйти от духовного мира. Ему бы не развить импульсов к нисхождению в ограниченное физ. тело. Что он сходит сюда, связано с тем, что в нем пребывает страх перед духовным миром, как совер­шенно естественное свойство души, когда он живет между смертью и новым рождением". 210(8)



Память

     617
. "Обыкновенная память почти всегда ослабевает при эзотерическом развитии ... и кто не хочет, чтобы его память ухудшилась, тот не может идти путем эзотерического развития. Теряется именно та па­мять, которая больше всего развита у человека в детстве и юности и которая имеется в виду, когда го­ворят о памяти. ... Это чувство сказывается довольно скоро. ... проходя через эзотерическое развитие, мы наблюдаем, что легко забываем вещи. То, к чему мы не чувствуем интереса, то, чего мы не можем по­любить, с чем не срослись душой, быстро улетает из памяти. И напротив, тем лучше укрепляется все то, с чем мы срослись душевно. Поэтому нужно совершенно систематически стремиться к этому душевному сра­станию. ... Память становится созерцанием образов, стоящих во времени; это уже начало — но, разумеет­ся, весьма элементарное — постепенно развивающейся способности чтения в Хронике-Акаши. Память заме­щается способностью читать в прошлом ... можно почти полностью утратить память ... но видеть вещи в убегающем назад прошлом. Особенно ясно человек увидит их в том случае, если сам свяжет себя с ними". 145(3)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru