RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОСВЯТИТЕЛЬНОГО ПУТИ

1. Условия ученичества

Память

Память

     617
. "Обыкновенная память почти всегда ослабевает при эзотерическом развитии ... и кто не хочет, чтобы его память ухудшилась, тот не может идти путем эзотерического развития. Теряется именно та па­мять, которая больше всего развита у человека в детстве и юности и которая имеется в виду, когда го­ворят о памяти. ... Это чувство сказывается довольно скоро. ... проходя через эзотерическое развитие, мы наблюдаем, что легко забываем вещи. То, к чему мы не чувствуем интереса, то, чего мы не можем по­любить, с чем не срослись душой, быстро улетает из памяти. И напротив, тем лучше укрепляется все то, с чем мы срослись душевно. Поэтому нужно совершенно систематически стремиться к этому душевному сра­станию. ... Память становится созерцанием образов, стоящих во времени; это уже начало — но, разумеет­ся, весьма элементарное — постепенно развивающейся способности чтения в Хронике-Акаши. Память заме­щается способностью читать в прошлом ... можно почти полностью утратить память ... но видеть вещи в убегающем назад прошлом. Особенно ясно человек увидит их в том случае, если сам свяжет себя с ними". 145(3)




     618
. Способ усиления памяти: нужно взять книгу, прочитанную в юности, и, перечитывая, вспомнить первые вызванные ею переживания. Это способствует вживанию Я в астральный поток. 115(8)



Трудности самопознания
     619. "Что же такое самопознание? Это познание нашего повседневного "я", того, чем мы уже являем­ся, что мы носим в себе. Это, как говорится, вглядывание в свою собственную душевную жизнь. Но необ­ходимо уяснить себе, что таким путем мы не можем прийти к своему высшему Я, ибо когда человек смот­рит в самого себя, то находит то, чем он является. Но именно над этим он должен вырасти, чтобы преодолеть это "я" в обычной жизни. Но как? Многие убеждены, что их свойства наилучшие, и кто также не обладает ими, тот им несимпатичен. Кто перерос это мнение, не только в теории, но и в чувстве, тот находится на пути к истинному самопознанию. Из отражения себя себе самому выходят с помощью осо­бых методов, которые нужно применять всегда, когда есть свободные хотя бы пять минут. Тогда необходи­мо исходить из следующего тезиса: все свойства односторонни; ты должен узнать, в чем заключается од­носторонность твоих свойств и найти способ их гармонизации. Этот тезис особенно подходящ не для тео­рии, а для практики. Кто усерден, должен проверить, а не на ложном ли месте проявляет он усердие. Рас­торопность также односторонняя, я должен дополнить ее осторожностью, рассудительностью. Каждое свой­ство имеет свой противополюс; его нужно освоить и затем искать гармонизации с ним, например: поспеш­ности с неторопливостью, расторопности с рассудительностью; но будучи рассудительным, не следует быть медлительным. Тогда человек начинает работать над своим возвышением. Это не относится к медитации, это должно вырабатываться наравне с ней.
     Эта гармонизация состоит во внимании именно к мелким чертам. Например, у кого есть привычка не да­вать другим высказываться, должен внимательно следить за этим, а однажды в течение шести недель пред­принять следующее. Нужно сказать себе: теперь ты умолкнешь в присутствии других, насколько это только возможно. Затем человек привыкает говорить не слишком громко и не слишком тихо". К низшему самопозна­нию также относится выработка терпения в оккультном смысле. "Высшее самопознание начинается тогда, ко­гда мы говорим себе: в том, чем является наше повседневное "я", совсем не содержится нашего высшего Я. Оно во всем внешнем мире, вверху, в звездах, в Солнце, Луне, в камнях и животных — повсюду пребыва­ет та же сущность, что и в нас. ... Низшее "я" говорит: я стою здесь и мерзну. — Высшее Я говорит на это: Я есть также холод, ибо я живу как единая самость в холоде и делаю самому себе холодно. — Низшее "я" говорит: я нахожусь в глазу, который видит Солнце. — Высшее Я говорит: Я есть Солнце и вижу сол­нечный луч в твоем глазу". 95(14)




     620
. "Это принадлежит к испытанию души, что мы должны следовать призыву "Познай самого себя" в некотором отношении выходя из себя". 129(7)




     621
. "Познай самого себя" означает в то же время "преодолей самого себя". 95(14)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru