RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

VI. ОККУЛЬТНОЕ РАЗВИТИЕ И ОБОЛОЧКИ ЧЕЛОВЕКА

5. Мышление, чувствование и воление

Влияние оккультного развития на тройственную душу

Влияние оккультного развития на тройственную душу

     766
. "Все, что как двойственность разыгрывается в человеческой природе, захватывает прежде все­го душу рассудочную, или характера, и это-то и расщепляется на "две души", одной из которых любо в материи, другая тянется к спиритуальности (Гете "Фауст")... Все, что должен ныне проделать чело­век, чтобы сделать достаточно крепкой одну часть своей двойной природы для проникновения к тайнам спиритуальных миров в новое время, он должен проделать в душе сознательной. ... А все, что разы­грывается в душе сознательной, разыгрывается во всем том, что выкристаллизовалось в образ Парсифаля ...идеал нового посвящения, поскольку оно зависит от души сознательной". 144(4)




     767
. "Душа сознательная у того, кто проходит оккультное развитие, превращается в душу имагинаций. ... И когда человеку удается преодолеть то, что он образовал в себе в обычной жизни как душу рассудочную, тогда его привычное мышление, его проницательность, а также и жизнь повседнев­ных представлений, пронизывающих его на физическом плане, переходят в инспирацию, — душа рассудочная становится душой инспирации. ... Душа ощущающая преодолевается в человеке победой над астр. телом, развитием мировых интересов и непрестанным возвышением над своими личными ощущениями; че­рез преодоление души ощущающей все внутренние импульсы, страсти, аффекты превращаются в интуицию".

     Ни отдельное развитие души ощущающей до интуиции, ни развитие души рассудочной до инспирации не дает хороших плодов. "И только когда человек достигает в своем Я души сознательной, когда он работает над превращением души сознательной в душу имагинации, тогда все остальное является как бы следствием, совершенно естественным следствием, ибо все прочие стадии им уже пройдены. Правильное ясновидение нашего времени должно быть направлено так, чтобы перед человеком прежде всего была по­ставлена задача морального развития, которое вывело бы его вожделения и страсти из области личного и подняло бы их до точки зрения мировых интересов; человек должен стремиться постигнуть себя как Я, но как Я в душе сознательной. Тогда душа ощущающая, душа рассудочная и душа сознательная могут быть совершенно безо­пасно изменены в душу интуи­тивную, инспиративную и имагинативную". Можно предста­вить себе душу в ее естественном состоянии в виде пирамиды с вершиной вверху. "Внизу, у ее основания, лежит вся сово­купность влечений, вожделений, страстей, в ее вершине — точ­ка сознания. Обратная пирами­да рисует нам развитую душу истинного ясновидца; ее осно­вание повернуто вверх,— это все имагинации, которые человек может развить в себе, которые дают нам полное отра­жение мирового созерцания; внизу же — вершина, т.е. все то, что является высшим само­сознанием человека". 145(10)




     768
. Исключительный по зна­чению аспект науки посвящения, раскрытый Р.Штайнером в вышеприведенном отрывке, приобре­тает характер законченной па­норамы восхождения через ин­дивидуальное от чувственного к сверхчувственному, если его дополнить теми результатами, к которым Р.Штайнер приходит в IХ-й главе своей "Философии свободы". Данное там можно резюмировать в виде схемы, раскрыв при этом тот конкрет­ный духовнонаучный смысл, что стоит за философским языком изложенного в книге. Тогда со всей очевидностью обнару­живается, что восходящий из оболочек человека первонача­льный импульс к свободе воли проходит последовательно че­рез три души, осуществляя се­бя, наконец, в сфере Самодуха. На каждом уровне душевного возникают как идущее из ха­рактера побуждение к дейст­вию, к волению, так и поня­тийный по своей природе мотив, хотя облик того и друго­го в каждом душевном пласте меняется. Представленное на схеме показывает путь разви­тия души, идущий навстречу сверхчувственному познанию; сказанное в предыдущей выдер­жке показывает как оно осу­ществляется. При этом следу­ет еще отметить, что достига­емые человеком в сфере чис­тых понятий моральные интуи­ции — это не интуитивное по­знание в полном смысле этого слова. Но все это читатель может легко додумать сам, имея в руках необходимые для этого знания. — Составитель.



6. Развитие лотосов

     769. "Десять силовых центров в человеке: I) Прана — в груди; 2) Апан — в области органов секре­ции; 3) Саман — в пупке; 4) Удан — в середине горла; 5) Вайю — пронизывает все тело; 6) Курм — в глазах, помогает их открывать; 7) Крикала — в желудке, вызывает голод; 8) Наг — вызывает рвоту; 9) Девадатта — вызывает зевоту; 10) Дхапанджайя — то, что тело не раз обрекает на смерть". 264 с.207



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru