RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

VII. СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

1. Ступени и пути посвящения

2. Два посвятительных пути и их синтез

3. Новое и атавистическое ясновидение

4. Первоначальный сверхчувственный опыт

5. Дальнейшие шаги в сверхчувственном

6. Страж Порога

7. Переживание духовной реальности

VII. СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

1. Ступени и пути посвящения

     797
. "Под инициацией — если использовать старый термин, старое выражение — можно понимать всматривание в духовный мир, в тот мир, который от нашего физически-чувственного мира отделен не­коего рода завесой, завесой, способной легко ввести в заблуждение". 198 (8)




     798
. "Исследовать духовное означает в то же время ... познавать вечность духа". 63 с.177




     799
. Понятие посвящения: "Оно, в общем, состоит в поисках пути, как из собственного опыта, сквозь собственные переживания проникнуть в высшие миры, лежащие в основе нашего чувственного ми­ра. При этом мы должны делать различие между посвященным, ясновидящим и адептом. Это три разных рода отношения к высшим мирам". 98(3)




     799а
. "Сфера вопросов обычного сознания (пожирающая жизнь) находится в нижнем человеке. Сфера ответов (насыщающая душевная жизнь) находится в верхнем человеке.
     Здесь (в нижнем человеке) спрашивают боги; в человеке они создали себе инструмент; когда они его переживания переживают на свой лад, то творят новые миры.
     Посвящение переворачивает (выворачивает) отношение: человеку следует область вожделений возвысить до состояния вопросов — всю науку следует сделать вопросом — боль знания — затем дать богам ответить — нужно быть таким, чтобы они могли ответить". Д. 23, с. 21




     800
. "Первые ступени посвящения ныне доступны каждому". 56 с.110




     800а
. "Эзотерический путь не только полон борьбы и терний". Его сопровождает чувство блаженства от взятости в высшие миры. 266-2, с. 345




     801
. "Пока человек не вступил на путь высшего познания, он знает только первую из четырех ступеней познания. Это та ступень, которая свойственна ему в обыкновенной жизни в чув­ственной мире. Так же и в том, что по преимуществу называется "наукой", мы имеем дело только с этой первой ступенью познания".
     "Первая ступень познания называется в тайноведении "материальным родом дознания". К нему примыкают в первую очередь три высших ступени, а потом — дальнейшие. ... Приняв обыкновенное — и вместе с ним чувственно-научное — познание за первую ступень, мы должны различать прежде всего следующие четыре ступени:
     1. Материальное познание.
     2. Имагинативное познание.
     3. Инспиративное познание, называемое также "волевым".
     4. Интуитивное познание.
     О следующих ступенях будет сказано в дальнейшем . 12 (I)
     "Отдельные ступени высшего познания в духе описанного здесь процесса посвящения могут быть обозна­чены следующим образом:
     I. Изучение Духовной науки, при котором человек пользуется сначала способностью суждения, приобре­тенной в физически-чувственном мире.
     2. Достижение имагинативного познания.
     3. Чтение сокровенного письма (отвечающее инспирации).
     4. Вживание в духовное окружение (отвечающее интуиции).
     5. Познание соотношений между микрокосмосом и макрокосмосом.
     6. Слияние с макрокосмосом.
     7. Совокупное переживание предыдущего опыта так, как основа всего душевного строя.*
     Но не следует представлять себе эти ступени т.обр., будто человек проходит их последовательно одну за другой. Обучение может, напротив, протекать так, что в зависимости от индивидуального склада ду­ховного ученика предшествующая ступень может оказаться пройденной им лишь частично, когда он начина­ет делать упражнения, отвечающие следующей ступени. Иногда может оказаться, напр., вполне полезным, чтобы ученик, овладев сначала основательно несколькими имагинациями, начал в то же время делать упра­жнения, приводящие к инспирации, интуиции или к познанию связи микрокосмоса с макрокосмосом". 13 (5)

____________________________________________
*(к № 801): В первоначальном варианте "Очерка Тайноведения" Р.Штайнер 4-ю ступень называет "Работой над камнем мудрых", а 7-ю — "Блаженством в Боге". — Сост.



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru