RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

VII. СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

4. Первоначальный сверхчувственный опыт

Самовоспитание, исключение чувственного

Переход в сверхчувственное

Изменения в жизни сна

Ясновидение и пространство

Имагинативный мир

Сверхчувственное переживание цвета, света, тепла и др.

Переживание боли при переходе Порога

Возраст и сверхчувственный опыт

4. Первоначальный сверхчувственный опыт.

Самовоспитание, исключение чувственного


     857
. "В этом и состоит сущность духовного обучения, чтобы душа путем упражнений и самовоспитания имела в этот момент своего развития полное сознание о том, что сначала она воспринимает саму себя в мире образов (имагинациях), выступающем вследствие описанных упражнений. Правда, эти образы выступают как новый мир; но душа должна знать, что они пока являются не чем иным, как отражением ее собственного укрепленного упражнениями существа. И она должна не только постичь это и в правильном суждении, но и достигнуть такого развития воли, чтобы быть в состоянии во всякое время сна удалять из сознания эти образы, гасить их. Душа должна быть в состоянии действовать совершенно свободно и с полным сознанием среди этих образов. Это принадлежит к правильному духовному обучению. Если бы она не могла этого сделать, то в области духовных переживаний она оказалась бы в таком же положении, как в физическом мире, когда она направляет свой взор на какой-нибудь предмет и этот предмет так приковывает ее, что она не может больше оторвать от него взора. Исключение из этого составляет только одна группа внутренних образных переживаний, которые не подлежат погашению на достигнутой ступени духовного обучения. Она соответствует подлинному ядру душевного существа; и духовный ученик познает в этих образах в самом себе то, что проходит, как его основное существо, через повторные земные жизни. На этой стадии познание о повторных земных жизнях становится действительным переживанием. По отношению ко всему остальному должна господствовать упомянутая свобода переживаний. И лишь после того, как достигнута способность погашения, мы приближаемся к действительному духовному внешнему миру. Погашенное возвращается в иной форме. Тогда мы переживаем его как духовную действительность, мы чувствуем, как мы вырастаем душевно из неопределенного в нечто определенное. От этого самовосприятия нужно затем перейти к наблюдению душевно-духовного внешнего мира".
     "Чем большей обладает человек способностью направлять внимание на некоторые явления жизни, о которых он не составил себе еще предварительного суждения, тем большая у него имеется возможность создать себе основу для восхождения в высшие миры. Следующий пример сделает это для нас наглядным. Предположим, что человек попадает в такое жизненное положение, когда он может совершить известный поступок или не совершать его. Его суждение говорит ему: сделай это. Но в его ощущениях есть что-то необъяснимое, что удерживает его от поступка. Может случиться, что человек не обратит внимания на это необъяс­нимое и просто совершит поступок, как подсказывает ему его суждение. Но может произойти и так, что он уступит давлению этого необъяснимого и не совершит поступка. Если он проследит дальнейший ход со­бытий, то может оказаться, что если бы он последовал своему суждению, то произошло бы несчастье, и что его отказ от поступка принес благие последствия. Такой опыт может сообщить мышлению человека со­вершенно определенное направление. Он может сказать себе: во мне живет нечто, ведущее меня вернее, чем та степень способности суждения, которой я обладаю в настоящее время. Я должен чутко прислуши­ваться к этому "чему-то" во мне, до которого я еще совсем не дорос в моей способности суждения. Это действует в высшей степени благотворно на душу, когда она направляет свое внимание на такие случаи в жизни. Для нее становится тогда ясным, как бы в виде здорового предчувствия, что в чело­веке заключено нечто большее , чем то, что он может обозреть при помощи своей способности су­ждения. Такое внимание вырабатывается расширением душевной жизни. Но и здесь можно опять впасть в опасную односторонность. Кто вздумает усвоить себе привычку постоянно отка­зываться от суждений, потому что "предчувствия" толкают его на то или иное, тот может сделаться иг­рушкой всевозможных неопределенных влечений. А от такой привычки недалеко и до полного отсутствия суждения и до суеверия". 13 (5)




     858
. Из духовного мира можно получить ответ на любой вопрос, но может оказаться, что человек еще не способен его понять. "На абстрактном основании человек испытывает потребность ставить вопросы значительно раньше, чем сумеет их понимать... рассудок, который всегда хочет отвечать, может накол­довывать ответ также и из души обученного оккультиста. И этот ответ будет не только ложен или непод­ходящ, но он надолго отнимет возможность вообще приблизиться к правильному ответу. Поэтому нужно уметь ждать, пока из милости спиритуального мира нам не будет дарован ответ.
     И это относится не только к высшим, но также и к элементарным вопросам. Также и для обученного оккультиста здесь легко впасть в искушение, беря ответ из себя; в результате он может пойти ложным путем. ... Что здесь так необходимо — это чтобы человек, так сказать, не только шел прямым путем, но также был покорен судьбе, не занимался измышлениями; рассудок следует прикладывать к оккультным ис­тинам лишь когда они уже здесь, а не искать их с его помощью; в последнем случае рассудок должен быть совсем выключен. Если же истины уже у нас, то можно воспользоваться рассудком, чтобы их обосновать, он должен дать им логический отпечаток. Здесь можно сознательно упражняться, если хотят двигаться вперед, именно, когда нужны, скажем, некоторые частности, сами по себе элементарные, и их следует привести в общую взаимосвязь".
     "Ведь мы — антропософы и знаем, что карма действует не только для отдельного человека, но и для всех взаимосвязей. Если у нас есть вера, то мы знаем: если какое-либо дело необходимо, то, пусть оно заставляет нас ждать, оно придет и как раз в правильный момент. Нам только не следует вдаваться в суждения о том, какой момент правильный. К этому нам впредь потребуется доверие. Если этот момент не приходит, то, должно быть, дело не для нас. Это не фанатизм, ибо такая вера не удерживает нас от того, чтобы прилагать соответствующие усилия, но она направляет наши усилия в правильную колею. Не следует только делать ложных усилий, исходя из рассудка, а лучше подготовиться с охотой к тому мо­менту, где надлежит проявиться к нам милости. Значительно лучше, вместо, того, чтобы ломать голову над листом бумаги, погрузиться молитвенно в медитацию и попросить карму, чтобы пришел тот момент интуиции (в который нам раскрывается ответ, на возникший в нас вопрос)". 284 с. 155-156



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru