RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

VIII. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРАКСИС

1. Упражнения

2. Медитация

3. Роль дыхания в оккультных упражнениях

4. Переживание минералов и металлов

5. О вопрошании духовного мира

6.Отдельные медитативные упражнения


     975
. "Каждая ступень внутреннего мистического прогресса означает перемещение в другой мир. Мы не можем достичь определенной ступени мистического развития во внутреннем без того, чтобы не перемес­титься в другой мир.
     И если мы при этом не вносим с собой того, что можно обозначить бессамостностью, неэгоисти­чностью, то происходит нечто другое. Представим себе, напр., что мы работаем над собой, достигли опре­деленной ступени развития, на которой с помощью наших внутренних способностей можем жить в мире Ангелов. Но мы при этом остаемся себялюбцами, эгоистами, людьми, лишенными любви; тогда нашу предоп­ределенную для физического мира самость мы вносим в мир Ангелов. И вместо того, чтобы почувствовать покоящийся на нас кроткий взгляд и кроткую волю Ангелов, мы чувствуем те духовные силы, которые мо­гут восстать через нас самих, которые вместо того, чтобы извне смотреть на нас, через нас освобожда­ются из своего, скажем, нижнего мира, когда мы входим в верхний мир. И вместо того, чтобы мир Анге­лов осенил или, лучше сказать, осветил нас, из нас выходит соответствующий мир люциферических су­ществ. А когда мы при тех же условиях вживаемся в мир Архангелов, так что достигаем той ступени мистического развития, благодаря которой мы можем стоять в мире Архангелов, но при этом не развиваем чувства, что мы желаем как милость воспринять влияние духовного мира, и снова вносим нашу самость в мир Архангелов, тогда вместо того, чтобы в этом мире быть пронизанными силами Архангелов, быть пропитан­ными их силами, вместо этого из нас выходят и нас окружают существа ариманического мира, мира Арима­на.
     Поначалу это кажется совсем ужасным, когда говорят: мир Люцифера является на плане Ангелов, а мир Аримана является на плане Архангелов. И тем не менее в действительности в этом факте нет ничего ужасного. Люцифер и Ариман при всех обстоятельствах являются более высокими существами, чем человек. Люцифер — это существо, которое мы можем обозначить как отставшего на предыдущей ступени Архангела, а Аримана — как отставшего на предыдущей ступени Духа Личности. Ужасное заключается не в том, что мы встречаем Люцифера и Аримана, а в том, что, встретив их, мы можем их не узнать. Встре­тить Люцифера в мире Ангелов означает фактически встретить духа красоты, встретить духа свободы. Но все зависит от того, можем ли мы в момент вступления в мир Ангелов также действительно воспринять Люцифера и его воинство. Подобным же образом дело обстоит и с миром Архангелов в связи с Ариманом. Ужасным выступление Люцифера и Аримана в высших мирах является только тогда, когда мы их не узнаем, когда мы переносим их туда и они господствуют над нами, а мы сознательно не имеем их перед собой. ...Если мы действительно хотим заниматься полезным оккультизмом в мире Ангелов, то в момент, когда мы ожида­ем, что Ангелы обратят свой духовный взгляд на нас, мы должны спросить: а где Люцифер? Он должен быть здесь! Ибо если мы не сможем ответить на вопрос: где Люцифер? — то, значит, он находится в нас.
     Но в этой сфере он должен быть вне нас, мы должны его иметь перед собой. В этом заключается все де­ло. ... Как только человек взошел в высший мир, слова: Люцифер и Ариман — это злые силы — не имеют больше никакого значения. Люцифер и Ариман должны быть здесь, в ясновидческой сфере, как должны быть здесь Ангелы и Архангелы. Но конечно, есть разница между тем, как видят Ангелов и Архангелов и Люцифера с Ариманом. Я говорил: мы тогда воспринимаем Ангелов правильно, когда определяющим для них считаем не их облик, а их вливающуюся в нас кротость. Архангелов мы воспринимаем правильно тогда, когда мы даем их силе, их крепости вливаться в наши чувства, в нашу волю. Люцифер и Ариман выступают в духовном мире как облики, только как облики, перенесенные в духовное, с которыми хотя и нельзя соприкоснуться, но которые можно рассматривать как одухотворенное повторение физического мира. Из этого вы видите, что для нас важно в нашем мистическом ясновидческом развитии не только усвоить способность видеть облики в высшем мире, но также развить сознание: тебя видят, на тебе покоится высшая воля. Этот последний род сознания должен добавиться к сознанию, видящему ясновидческие облики". 154 (5)




     976
. "В каждой симпатии заключено в некотором роде люциферическое, а в каждой антипатии — ариманическое. И давая симпатиям и антипатиям вести нас в мире, мы даем вести нас Люциферу и Ариману". 166(2)




     977
. "Скептики чувствуют себя свободными духами, они могут во всем сомневаться. Мистики чувству­ют себя пронизанными Богом, они все охватывают в своем внутреннем любя, познавая. По сути скептики — ученики Аримана, мистики — ученики Люцифера. Человечеству следует стремиться к равновесию: мисти­ческое переживать в скепсисе, скептическое — в мистическом". 184 (8)




     977а
. "Особенность науки посвящения состоит в том, что человек чувствует себя стоящим как бы на высокой скале, что он начинает прозревать мир в его существе, стоя на скале, а справа и слева разве­рзаются пропасти. Эти пропасти присутствуют всегда, но в обычной жизни человек их не видит. ... На одну сторону человека тянет люциферическое, на другую — ариманическое". 210 (1)



VIII. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРАКСИС

     977б
. "Мы стремимся достигнуть состояния (сознания), которое при обычном ходе вещей наступит (только) на Юпитере". 266-1, с.302
     "Эзотерику необходимо понять план, который человечество вырабатывает бессознательно под водительством Белой Ложи". 266-1, с.114
     "Для развития требуется не время, а лишь глубоко внутренний покой". 266-1 с.292
     "Для человека не существует никакого: "назад к природе!"... но: "через природу — к духу"." 266-1, с.555
     "Если очень много образов внешнего мира отпечатлевается в эф. теле, то в нем не остается места для образов духовного мира". 266-1, с. 403
     "Каждое наслаждение искусством укрепляет органы ясновидения. Когда мы, например, рассматриваем статую, то хорошо в мыслях ее формы и линии сопровождать чувством. Это укрепляет творческие способности". 266-1, с. 402
     "Никоим образом ученик не должен чувствовать себя зависимым от какого-либо человека. Если даже жизненное положение, профессия вынуждают нас в повседневной жизни находиться в определенной зависимости от кого-то, то внутренне человек должен сделать себя совершенно свободным. Всякое чувство подавленности, зависимости, несвободы должно исчезнуть из внутреннего существа ученика". Со всей скромностью, но чувствовать себя принадлежащим в духе к свободным и благородным водителям человечества. Он избран ими, чтобы жить и действовать в их общине. Это должно давать радость и утешение. 266-1, с. 161
     "Еще в прадревних (эзотерических) школах учили: если ты намереваешься что-то сделать, но не уверен, следует это делать или нет, то оставь свое намерение. — Ни одному экзотерику такого совета давать не следует, ибо он тогда станет просто ленивым". 266-1, с. 394
     "В субботу покоятся боги — это нужно взять буквально. Тут человек должен работать сам над своими высшими членами". 266-2, с. 178



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru