RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

VIII. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРАКСИС

1. Упражнения

Упражнения для дней недели (восьмичленная тропа)

Упражнения для дней недели (восьмичленная тропа)

     1004. Будда учил, что человек придет к новому знанию о мире, не обремененному прошлыми воплощени­ями, "если он усвоит правильное мнение о вещах, мнение, не связанное с симпатией и антипатией и с тем, чем он располагает. Это есть "правильное мнение".
     Во-вторых, необходимо стать независимым от всего, оставшегося от предыдущих воплощений, стремиться решать согласно нашему правильному мнению, а не другим влияниям... Таково "правильное решение".
     В-третьих, следует научиться правильно выражать то, что мы хотим сообщить миру из того, о чем мы имеем правильное мнение и решение. Влагать в слова и во все проявления человеческого существа лишь наше мнение. Это есть "правильное слово" в смысле Будды.
     В-четвертых, не совершать поступков из симпатии и антипатии, из темного в нас, из самскары, но лишь из того, что составляет наше правильное мнение, наше правильное решение и правильное слово. Это есть "правильный образ действий".
     В-пятых, стремиться освободиться от всего, что есть в нас, приобрести правильную позицию, положе­ние в мире". Многие люди не удовлетворяются своим положением в мире, но из любого положения следует извлекать все лучшее, все силы для правильного действия в мире. Это есть "правильная позиция".
     В-шестых, необходимо все предыдущее сделать привычкой и изжить привычки, возникающие из самскары, с рождением. Таковы "правильные привычки".
     В-седьмых, внести в жизнь порядок, помня о том, что случалось с нами в прошлом. Это есть "правиль­ная память".
     В-восьмых, непредвзято отдаваться вещам, не давая говорить в себе тому, что идет из предыдущих ин­карнаций. Погружаться в вещи, каковы они есть, и давать им высказываться. Такова "правильная созер­цательность". 114 (3)




     1005
. Тела, одушевляемые Бодисаттвой, не вмещали его полностью, его эф.т. далеко простиралось за пределы человеческих оболочек. "Он жил в одно и то же время в духовном теле и в физ.теле. При перехо­де от Бодисаттвы к Будде впервые появилось тело, в которое он вошел полностью и смог развивать в нем свои способности. ... так был дан пример того, что человечество само из моральных переживаний ду­ши может найти восьмичленную тропу".
     "Все, чего до сих пор человечество достигло во всех философских и моральных учениях, представляет собой лишь слабое начало в достижении данного однажды Буддой. Можно удивляться различным философиям, восторгаться кантианством и т.п. — все это мелочи, элементарное, по сравнению со всеобъемлющими прин­ципами восьмичленной тропы". В 6-й культуре будет уже значительное число людей, способных из себя по­нять, что заложено в тропе. Еще очень далеко то время, когда люди в своей душе уподобятся Будде. Раз­витие 16-лепесткового лотоса связано с восьмичленной тропой Будды. Развитие человечества обусловлено мерой развития в нем 16-тилепесткового лотоса. Его развитие дает душевно-духовному власть над физичес­ким. Люди, развивающиеся в эзотерическом смысле, могут считать себя стоящими на пути овладения тро­пой. Остальные являются лишь изучающими ее. 114(6,8)




     1006
. Восьмичленная тропа ведет к очищению, облагораживанию Я, к знанию, что есть совершенное Я. В мыслях человек обретает совершенное Я как мудрость. "Когда наше астр.тело становится целиком продуктом восьмичленной тропы, тогда мы знаем, что должны знать о законе, об учении восьмичленной тро­пы".
     "Пройдет еще примерно 3000 лет земного развития. Тогда люди в большом числе так далеко уйдут в развитии, что из собственного морального чувства, из собственной души и сердца смогут развивать вось­мичленную тропу, мудрость Будды", а не принимать ее извне. Но одного знания будет недостаточно. Нуж­на будет сила, способность для развития тропы. Эту силу даст Христос, силу из инди­видуального человеческого "я" излучать любовь к людям. 114 (9)




     1007
. "Необходимо обратить внимание и заботу на определенные душевные процессы, которые обычно ос­тавляют без внимания и заботы. Существует восемь таких процессов.
     Лучше, естественно, за один раз брать только одно упражнение, напр., в течение восьми или четырнад­цати дней, затем переходить к другому и т.д., а потом начинать все сначала. Восьмое упражнение при этом лучше всего выполнять ежедневно. Тогда постепенно достигают правильного самопознания и видят также, какой сделали прогресс. Позже, вероятно, начиная с субботы, ежедневно можно выполнять одно упражнение в течение хотя бы 5 минут вместе с восьмым (ежедневным) упражнением; тогда на каждый день будет приходиться его собственное упражнение. ...
     Суббота. Следить за своими представлениями (мыслями). Думать лишь значительные мысли. По­степенно научиться в своих мыслях отделять существенное от несущественного, вечное от преходящего, истину от простого мнения.
     Слушая речь других людей, пытаться стать совсем тихим в своем внутреннем и от всякого одобрения, а особенно от всяких отрицательных суждений (критики, отказа) отказаться как в мыслях, так и в чувс­твах.
     Это есть т.наз. "правильное мнение".
     Воскресенье. Лишь после основательного обдумывания решаться даже на незначительное. Все бездумные действия, незначительные поступки должны быть удалены от души. Ко всему нуж­но постоянно иметь хорошо взвешенные основания. И безусловно, нужно отказываться от всего, к чему не побуждают значительные основания.
     Если же человек убежден в правильности принятого решения, то должен твердо, с внутренней стойкостью придерживаться его.
     Это есть т.наз. "правильное решение, которое принимается вне зависимости от симпатии или антипатии.
     Понедельник. Лишь то, что имеет смысл и значение, должно исходить из уст того, кто стремится к высшему развитию. Всякий разговор ради разговора — напр., для препровождения времени — в этом смысле является вредным.
     Обычный способ общения, при котором обо всем говорится сразу, вперемешку, должен быть исключен; но избегать общения не следует. Именно в общении речь должна постепенно развиться до значительной. Человек постоянно обдумывает каждое слово и дает осмысленный ответ в каждом направлении. Ничего не говорить без оснований! Охотно молчите. Старайтесь произносить не слишком много и не слишком мало слов. Сначала спокойно выслушайте, а потом переработайте.
     Это упражнение называют также "правильным словом".
     Вторник. Внешние действия. Они не должны мешать окружающим нас людям. Там, где человек побуждается своим внутренним (совестью) к действию, тщательно взвешивать, как это побуждение могло бы наилучшим образом послужить благу целого, продолжительному счастью окружающих людей, вечному.
     Там, где человек действует исходя из себя — из собственной инициативы, — там последствия своего образа действий необходимо заранее взвесить, насколько они будут основательны. Это называют также "правильным поступком".
     Среда. Устройство жизни. Жить сообразно природе и духу, не входить в безделицы жизни. Избегать всего, что вносит в жизнь беспокойство и спешку.
     Не спешить чрезмерно, но и не быть медлительным. Рассматривать жизнь как средство для работы, для высшего развития и сообразно этому действовать.
     В этом отношении говорят также о "правильной точке зрения".
     Четверг. Человеческое стремление. Наблюдают за тем, чтобы не де­лать того, что выше сил, и не упускать того, что посильно.
     Смотреть далее повседневного, мгновенного и ставить себе цели (идеалы), связанные с высшим дол­гом человека, напр., желать развиваться в смысле данных упражнений для того, чтобы затем быть в со­стоянии больше помогать и советовать окружающим людям, хотя, может быть, и не в ближайшем будущем.
     Сказанное можно объединить следующим образом: "Всем предыдущим упражнениям дать сделаться привычкой".
     Пятница. Стремиться как можно больше учиться от жизни.
     Мимо нас не проходит ничего такого, что не давало бы повода собрать опыт для жизни. Сделал чело­век что-либо неправильно или несовершенно — это становится поводом сделать подобное позже правиль­нее или совершеннее.
     Когда видят действующим другого, то наблюдают за ним с подобной же целью (однако не безжизнен­ным взглядом). И ничего не делают без того, чтобы не оглянуться на переживания, которые могут быть полезны при принятии решений и при исполнении действий.
     От каждого человека, даже от ребенка, можно многому научиться, если уметь присматриваться.
     Это упражнение называют также "правильной памятью", т.е. памятью о познанном, о проделанном опыте.
     Соединение. Периодически обращать взгляд в свое внутреннее, хотя бы на пять минут еже­дневно и в одно и то же время. При этом следует погружаться в себя, заботливо советоваться с собой, проверять свои жизненные установки, заниматься их познанием или, наоборот, пробегать их в мыслях, взвешивать свой долг, размышлять о содержании и об истинной цели жизни, иметь серьезное недовольство своими ошибками и несовершенствами, говоря при этом: нужно постараться найти существенное, пребываю­щее и серьезно поставить себе соответствующую цель, напр., выработку добродетели. (Не следует совер­шать ошибку, предаваясь лишь мыслям о том, что не плохо бы было сделать что-нибудь хорошее, — но по­стоянно стремиться дальше, к высочайшим образцам.) Это упражнение называют также "правильной созерцательностью." 42/245 (1)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru