RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

VIII. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРАКСИС

2. Медитация

Как следует медитировать?

Ступени медитации

     1046б
. "Человек в свете Антропософии.
     1). Четыре члена человеческого существа.
     2). Сознание во сне помрачается из-за желания, вожделения вновь иметь физ. тело. Это желание следует отвести на физический и эфирный организмы.
     3). После смерти вожделение физ. тела пропадает — Я пронизало все физ. тело — эф. тело выделяется — астр. тело и Я выталкивают его.
     4). Теперь необходимо отделиться от физического мира — движение в обратном порядке. Это развитие в обратном порядке совершается в соответствии с тем, что происходит в голове, т. е. устраняются все препятствия к метаморфозе. Из чувств должны образоваться суждения, из волений — ощущения. Устраняется время, существующее на Земле; потом исчезает пространство". Д. 21, с. 12-13
     Ступени медитации: сначала вызывается пустое сознание. "Через дальнейшее интенсивное напряжение воли душа должна быть приведена к тому, чтобы как бы из ничего заполнить себя (душевную жизнь) сильно действующим представлением. Оно должно ...какое-либо значительное дело сформировать символически. Символ в таком случае действует как опосредующий элемент между обычным представлением и воображением (Phantasma). Он имеет отношение к чему-то действительному, но не отображает ничего действительного. Концентрируя все, что живет в душе, на таком символе, можно стянуть внутреннее души в себе и освободиться от того состояния, которое внутреннему человека известно только благодаря инструменту внешнего". Д. 9, с. 4
     "Медитация состоит из двух частей:
     1. из технической части,
     2. из части, переходящей в тела; тут имеется в виду род мышления, чувствования, действия, изменяющегося у человека, делающего медитацию правильно.
     Терпение и добросовестность необходимы для упражнения в медитации. Что делает человек, когда медитирует? Он подражает божественно-духовным существам высших Иерархий". Они творили-мыслили по принципу: вода камень точит. 266-2, с. 141




     1046в
. "Когда мы выключаем медитацию, выключаем всякое мышление, то вызываем нашу душу на борьбу с Люцифером". 266-3, с. 194




     1047
. "В медитации человек сначала покоится на определенном представлении или комплексе представ­лений и этим укрепляет душевную жизнь. Но этого не достаточно для того, чтобы полностью войти в сверхчувственные миры. Для этого необходимо еще упражняться — кроме удержания представлений — не толь­ко в том, чтобы всю душу концентрировать на этих представлениях, но постоянно по произволу быть в состоянии эти представления из сознания удалять. Как в обычной жизни человек может смотреть на пред­мет, а может от него отвернуться, так необходимо научиться в сверхчувственном развитии строго конце­нтрироваться на душевном содержании, а потом быть в состоянии это из души удалить.
     В обычной жизни это сделать не так просто. Подумайте, как мало человек держит в руках свои мысли, чтобы быть в состоянии их удалить, когда это ему нужно. Иногда мысли, особенно если они неприятны, преследуют его целый день. Он не может их отбросить. Но это станет еще труднее, когда мы введем в свой обиход концентрацию на мыслях. Мыслесодержание, на котором мы концентрируемся, оно в конце концов начинает держаться в нас, и нам потребуется приложить все наши усилия, чтобы его устранить". Однако, продолжая упражняться, человек, наконец, обретает способность устранять панораму своей жизни до рождения, которую он до того созерцал в своем эф.теле, т.е. мы убираем из сознания уже вошедшее в него наше временное, или эф., тело. "Естественно, это ступень развития, на которую здесь необходи­мо возвести эф.тело. Мы должны сначала созреть; через исключение медитативных представлений мы дол­жны усвоить силу этого душевного колосса, чтобы этого душевного колосса устранить; ужасная "акула" нашей жизни, протекающей от данного момента до рождения, целиком стоит перед нами, и ее мы должны ус­транить. И если мы ее устраняем, то для нас наступает нечто такое, что я мог бы назвать "бодрственным сознанием". Тогда мы остаемся просто бодрственными, безо всякого содержания сознания. Но оно теперь наполняется. Как воздух течет в пустые легкие, нуждающиеся в нем, так течет теперь в пус­тое сознание, возникшее описанным образом, действительный духовный мир.
     Это инспирация. Струится нечто, не являющееся тонкой материей, но относящееся к материи так, как позитивное относится к негативному. Что является противоположностью материи, струится теперь в став­шее свободным от эфирного человеческое. Это важнейшее, что мы должны усвоить: дух — это не тонкая, ставшая эфирной материя. ... Описанным методом устраняя эф.тело, я прихожу не к еще более тонкому эфиру, но к чему-то противоположному эфиру; как долг (денежный) противоположен наличию. Теперь я впервые из опыта узнаю, что такое дух. Дух входит через инспирацию, и первое, что мы теперь пережи­ваем, есть то, что было с нашей душой и духом до рождения, до зачатия, в духовном мире. Это предсуществование нашего душевно-духовного. ... Для науки посвящения подобные вещи являются не фило­софскими истинами, которые придумывают, а опытом..." 214 (8)



Как следует медитировать?

     1047а
."Подготовление к медитации идет через изучение, чтобы восприимчивей сделать почву".
     "Проведение медитации есть дело единственно лишь воли. Она, естественно, должна быть укреплена и развита. Но при этом должна освятиться вся внутренняя жизнь..." 266-2, с. 29, 72
     О медитации думают правильно, полагая, "что никогда ее содержание полностью исчерпать нельзя..." 266-1, с. 58



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru