RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

Доклад  1               Берлин, 26 сентября 1905 года


При всяком эзотерическом обучении речь идет о том, чтобы научиться, как следует рассматривать окружающие нас вещи. Разумеется, каждый человек что-то ощущает при встрече, например, с цветком или какой-либо другой вещью окружения. Здесь, однако, речь идет о том, чтобы достичь более высокого взгляда на вещь, вглядеться в нее глубже, связать с ней определенные представления. На основе такого взгляда возникла, например, глубоко проникающая в суть вещей медицина Парацельса. Он чувствовал, ощущал, видел силу определённого растения и его родство с соответствующей силой в человеке. Так, например, он видел, на какой человеческий орган действует сила растения Digitalis purpurea (красной наперстянки).


Мы хотим пояснить такой подход к рассмотрению вещей на особом примере. Все религии имеют символы. Об этих символах сегодня можно услышать всевозможные вещи, которые в действительности являются лишь произвольными поверхностными интерпретациями. Но важнейшие религиозные символы извлечены из сущности самих вещей. Рассмотрим, например, символ змеи, как он был преподан Моисею в тайных школах Египта. Мы обсудим, что его вдохновляло, что давало ему интуицию.


Существует глубокое различие между теми животными, которые имеют позвоночник, и теми, которые, как, например, моллюски, жуки, черви и им подобные, его не имеют. Все животное царство распадается на два основных класса: позвоночные и беспозвоночные. Относительно беспозвоночных можно спросить: где у этих животных нервы? — Ведь главный нервный ствол проходит, как мы знаем, через позвоночник. Но беспозвоночные тоже имеют нервную систему, причем такой нервной системой обладают и человек, и позвоночные животные. У последних она проходит по периферии вдоль позвоночника, заполняя затем полости тела. Называется она симпатической нервной системой с солнечным сплетением. Это та же система, что и у беспозвоночных; просто у позвоночных животных и у человека она играет не такую важную роль. Но она гораздо теснее связана с прочим миром, нежели нервная система головы и спинной мозг. В состоянии транса деятельность последних можно приглушить, и тогда вступает в действие симпатическая нервная система. Это происходит, например, у лунатиков. Сомнамбулическое сознание простирается на жизнь окружающего мира и переходит на другие существа вокруг нас. Сомнамбулы ощущают вещи в себе. Жизненный эфир является элементом, который струится всюду вокруг нас. Он имеет своего посредника в солнечном сплетении. Если бы мы могли воспринимать солнечным сплетением, мы жили бы в интимном сообщении со всем миром. Такое интимное сообщение имеет место у беспозвоночных животных. Они чувствуют, например, цветок в самих себе. Беспозвоночное животное в земной системе является тем же, что глаз или ухо для человека. Оно часть единого организма. И действительно, существует единый духовный организм, который воспринимает — видит, слышит и т. п. — через беспозвоночных животных. Этот общий организм суть Дух Земли. Все, что нас окружает, является телом этого общего духа. Как наша душа создает себе глаза и уши, чтобы воспринимать мир, точно так же и Земная душа, чтобы видеть и слышать, создает, как свои глаза и уши, беспозвоночных животных.


Затем в развитии Земли наступает момент, когда во всеобщее сплетение жизни Духа Земли входит нечто особенное. Одна часть замыкается сама на себя, как трубка. Только начиная с этого момента становится возможным появление существ, способных к обособлению; остальные существа остаются членами единой Земной души. Теперь впервые возникает особая степень обособления. Только теперь возникает возможность того, что кто-то когда-то скажет себе "Я". Этот факт существования в развитии Земли двух эпох, первой эпохи, когда на Земле еще не было животных с замкнутой в костяной трубке нервной системой, и второй эпохи, когда такие животные уже появились, особо отмечен во всех религиях. Змея замыкает вначале бессамостное, необособленное созерцание Духа Земли в трубку и создает, таким образом, основание для возникновения Я-сущности [Ichheit]. Эзотерические учителя запечатлевали это в своих учениках, так что те могли при этом чувствовать: когда я смотрю на змею, я вижу знак моего Я. — При этом они должны были живо ощущать эту связь самостоятельного Я с образом змеи. Так развивали это ощущение значения окружающих нас вещей. Так ученик проницал всякое природное существо с верным чувственным содержанием. Способность такого чувствования приобрел в тайных школах Египта и Моисей; поэтому он и использовал образ змеи как символ. В подобных школах обучались не так абстрактно, как обучаются сегодня, но учились пониманию мира из собственного внутреннего переживания.


Существует внешнее описание человека на основе изучения отдельных частей его организма. Но описания человека можно равным образом обнаружить и в древних мистических и оккультных текстах. Источник их возникновения, однако, был совершенно иной, нежели анатомические исследования. При этом эти описания правильнее и точнее описаний современных анатомов, поскольку последние описывают лишь мертвое тело. Они возникали через медитацию, через внутреннее просветление, когда ученик делал видимым самого себя. Человек может созерцать самого себя изнутри посредством так называемого огня кундалини. Имеются различные ступени этого созерцания. Точное и верное созерцание выступает вначале символически. Если человек концентрируется, к примеру, на спинном мозге, он фактически всегда видит змею. Возможно, он видит змею также во сне, поскольку это существо, появившееся внешне в мире в то же самое время, когда возник и спинной мозг, но застрявшее на той стадии развития. Змея суть внешне представленный в мире спинной мозг. Такой образный способ рассмотрения является астральным созерцанием (имагинацией). Полное же значение и смысл вещи достигается посредством ментального созерцания (инспирации).


Такой путь познания приводит к пониманию связей между Микрокосмом и Макрокосмом, так что человек может разделять в природе, определять, к какой части мира принадлежит каждый его орган. Так в древнегерманском мифе был распределен в мире великан Имир. Из его черепа был создан небесный свод, из его костей горы, и так далее. Это мифологическое представление внутреннего созерцания. В каждом фрагменте мира эзотерик видит связь с чем-то в себе самом. Тогда выявляется внутреннее родство. Такому созерцанию необходимо интенсивно учиться. Все религии указывают на такое интенсивное обучение; такие указания есть и в Евангелиях. Эзотерик говорит себе: все вещи окружающего мира — камни, растения, животные — являются вехами моего собственного развития; меня бы не было, если бы не было их. — Такое сознание наполняет нас не только ощущением того, что мы возвышаемся над этими царствами, но и познанием того, что без них не было бы и нас.


Существует семь ступеней человеческого сознания: трансовое сознание, сознание глубокого сна, сознание сновидений, бодрствующее сознание, психическое сознание, сверхпсихическое сознание и спиритуальное сознание. В целом же насчитывается двенадцать ступеней; пять оставшихся — ступени созидающего сознания. Это ступени сознания творцов, созидающих Богов. Все это связано с двенадцатью знаками Зодиака. Человек должен пройти все двенадцать ступеней. Он уже поднялся через транссознание, сознание глубокого сна и сновидческое сознание к теперешнему бодрствующему сознанию, а на следующих ступенях планетарного развития он достигнет и более высоких состояний сознания. При этом все пройденные состояния сознания он сохраняет в себе. Физическое тело обладает смутным трансовым сознанием; таким сознанием, которое человек обрел на древнем Сатурне. Эфирное тело человека имеет сознание глубокого сна без сновидений, возникшее на древнем Солнце. Астральное тело сновидит, как сновидит человек во время обычного сна. Сновидческое сознание имеет место со времен древней Луны. В настоящие времена Земли человек достигает бодрствующего сознания. Я имеет ясное дневное сознание.


Дальнейшее развитие состоит в том, что все, что имеется в самом существе, выносится наружу, как человеком в свое время была вынесена наружу змея, которая на более высоком уровне, в качестве спинного мозга, в нём и осталась. На еще более высокой ступени развития люди выделят в мир не только камни, растения и животных, но и ступени сознания. Пчелиный улей, например, содержит три вида существ, имеющих одну общую душу. Кажущиеся совершенно обособленными существа действуют сообща. Подобное будет происходить и с человеком; он будет обособлять свои органы. Он должен будет сознательно управлять каждой отдельной ячейкой своего мозга извне. Тогда он станет существом, более высокого порядка. Так же будет обстоять дело и со ступенями сознания. Можно представить себе существо, которое выделило из себя все двенадцать ступеней сознания. Оно само было бы тогда тринадцатым и могло бы себе сказать: я не смог бы стать тем, что я есть, если бы не выделил из себя эти двенадцать ступеней сознания. — Такой случай мы имеем в лице Христа и двенадцати Апостолов. Двенадцать Апостолов — это ступени сознания, пройденные Христом. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна, в тринадцатой главе, где описывается Омовение ног. Из этого описания видно, что своей более высокой ступенью сознания Христос обязан Апостолам: "Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его". — Более развитое существо оставило других позади себя и теперь стало им слугой. Немногие понимают смысл этих слов, но, слушая сказанное в Евангелии, чувствуя, вы подготавливаетесь к такому пониманию. Уже в первые столетия после Рождества Христова эти рассказы подготавливали нас к такому пониманию в чувствах. Иначе наше каузальное тело не было бы готово к тому, чтобы воспринять эту истину сейчас. Душа подготавливается через образные формы. Поэтому великие мудрецы прошлого рассказывали людям сказки с учетом будущего. И в настоящее время Учителя уже знают, какое влияние на будущее окажет теософское учение. Сегодня человек содержит добро и зло в себе. В будущем это проявится внешним образом   как возникновение отдельных царств Добра и Зла. И то, как должны будут тогда добрые вести себя по отношению к злым, закладывается в душе через теософские понятия уже сегодня. Вначале человеку давались образы, теперь он получает понятия, а в будущем он должен будет действовать практически.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru