RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

Доклад  3           Берлин, 28 сентября 1905 года*


[ *Примечание к  тексту 3-го доклада: Уже при печати информационного листка 1942 года Гюнтер Шуберт указывал, что текст второй части не может считаться достоверным, поскольку сам ход мысли зафиксирован неясно. По всей вероятности, речь шла о некоторых трудных для понимания местах из 3-го тома "Тайной доктрины" Блаватской. Самое существенное, однако — упоминаемые Блаватской формы сознания, и особенно их последовательность, которые должны были быть соотнесены с основополагающей систематикой духовной науки, — в записях отсутствует. Об этом не упоминается и в прочих докладах.] 


В развитии есть три вещи, которые необходимо различать: форма, жизнь и сознание. Сегодня мы будем говорить о формах сознания.


Растения и низших животных мы можем рассматривать так, как если бы более высшие существа простирали через них свои органы восприятия в мир, чтобы видеть через них мир. Начнем с органов чувств растений. Говоря о последних, нам должно быть ясно, что мы имеем здесь дело не только с органами чувств отдельных растений, но с существами высших миров. Растения — это как бы щупальца, протянутые более высокими существами. Более высокие существа получают информацию через растения.


Все растения имеют клетки, по преимуществу в кончике корня, но также и в других частях, содержащие крупинки крахмала. Даже если растения в прочих своих частях таких крахмальных зернышек не содержат, в кончиках корней они все же имеются. Например, лилейные, которые содержат крахмал только в корнях. Эти крахмальные зернышки никак не закреплены, подвижны, и потому важно, в каком месте они располагаются. Когда  растение немного поворачивается, крахмальные зернышки оказываются на другой стороне. Рис. 1


Растению это невыносимо. Оно тогда снова поворачивается так, чтобы крахмальные зернышки могли занять правильное положение, а именно, симметрично относительно линии притяжения Земли. Растение растет вертикально, поскольку чувствует направление действия силы тяжести. Крахмальные зернышки чувствуют силу тяжести. Наблюдая за действием этих зернышек, мы знакомимся со своего рода чувственным органом. Для растения это орган восприятия тяжести. Он принадлежит не только растению, но всей земной душе, которая согласно этому органу чувств ориентирует рост растений.


Это имеет, прежде всего, первичное значение. Растение следует силе тяжести. Если мы возьмем колесо, например, водяное колесо, поместим туда растение и будем его вращать, то к силе тяжести прибавится еще одна сила, связанная с вращением. Эта сила будет действовать в каждой точке растения, и потому и корень, и стебель его будут расти не в направлении действия силы тяжести, а в направлении касательной колеса, в направлении действия касательной силы. Согласно этой силе будут выбирать тогда свое положение и крупинки крахмала.Рис. 2


Рассмотрим теперь человеческое ухо. Тут мы имеем сначала внешний слуховой проход; затем барабанную перепонку, и — во внутреннем ухе — слуховые косточки: молоточек, наковальню и стремечко, — совсем крошечные косточки. Мы слышим благодаря тому, что через эти косточки приводятся в колебательное движение другие части. Следуя далее внутрь, мы находим три полукруглых перепончатых канала, расположенных в направлении осей трех измерений. Они заполнены жидкостью. Еще далее располагается лабиринт, некое спиралевидное образование, содержащее множество тончайших волосков, каждый из которых, как струна в рояле, настроен на определенный тон. Этот лабиринт соединен со слуховым нервом, идущим в мозг.


Нас интересуют, главным образом, три полукруглых канала. Они расположены относительно друг друга так же, как располагаются оси трех пространственных измерений. Эти каналы заполнены частицами, подобными крахмальным зернышкам в растении, отолитами. Если они повреждены, человек не в состоянии сохранять вертикальное положение. Например, при обмороке, из-за прилива крови к голове организм может получить повреждения в этих трех каналах.[*Примеч.:  Обморочное состояние обычно наступает при оттоке крови от мозга. Но здесь Рудольф Штайнер указывает на потерю чувства ориентации. Здесь следует помнить, что речь идёт о фрагментарных записях со слуха.]    На эти три полукруглых канала опирается чувство ориентации человека. Это то же чувство, тот же воспринимающий орган, что находится в кончике корня растения как орган чувства равновесия. То, что у растения находится внизу, в кончике корня, у человека располагается вверху, в голове.


Если охватить взглядом всю эволюцию, растение, животное и человека, то между последними обнаружатся определенные связи. Растение — это перевернутый человек. Животное занимает место между ними обоими. Растение погружает свой корень в землю и обращает свои сексуальные органы вверх, к Солнцу. Поворачивая растение из вертикального положения в горизонтальное, мы получаем животное. Перевернув его вверх ногами, мы получаем человека. Изначальный смысл креста: растительное царство, животное, и царство человека. Растение погружает свой корень в землю. Животное — наполовину перевернутое растение; человек — полностью перевернутое растение. Поэтому Платон говорил: мировая душа распята на кресте мирового тела.


Рис. 3У растения орган ориентации расположен в кончике корня, у человека в голове. То, что у человека является головой, у растения — корень. Связь чувства ориентации со слухом объясняется тем, что слух это чувство, которое подняло человека на более высокий уровень. Последней способностью, которую обрел человек, является способность говорить. Речь, в свою очередь, связана с прямохождением, которое без чувства ориентации и чувства равновесия было бы невозможным. Звуки, производимые человеком в процессе речи, являются активным дополнением к пассивному слушанию. То, что у растения было простым чувством ориентации, у человека стало слухом, сохраняющим в себе ранее сформированный орган ориентации в трех полукруглых каналах, расположенных по осям трех пространственных измерений.


Каждое существо имеет сознание. Им обладает и растение; но сознание растения находится на деваханическом плане, на ментальном плане. Если мы захотим изобразить сознание растения, нужно сделать это следующим образом:Рис. 4


Растение тоже может отвечать нам, только для этого мы должны научиться воспринимать его на ментальном плане. Там растение назовет нам свое собственное имя.


В человеке сознание достигает физического плана. Здесь сознание связано с тем же органом, которым растение закрепляется в почве. С человеком мы, по сути, знакомимся лишь тогда, когда видим, как он говорит и в его речи появляется слово "Я". Это Я коренится в ментальном плане. Без этой способности произносить "Я" человеческая форма являлась бы лишь одной из животных форм.


Растение коренится в ментальном плане, и человек, как раз благодаря органу слуха, является жителем ментального плана. Поэтому мы связываем "думание" с речью. Ухо — это усовершенствованный орган ориентации. Поскольку человек как бы перевернут по отношению к растению и обращен к духу, он имеет в своем органе слуха рудимент старого органа ориентации. Он сам задает себе направление. Таким образом, есть два противоположных вида сознания: сознание растения на ментальном плане и сознание человека, перенесшего свое существо из ментального плана в физический мир. Такое земное сознание человека называется кама-манасическим.


Наши органы чувств обладают, однако, собственным сознанием. Эти различные сознания — зрительное,  слуховое, обонятельное и пр.     — объединяются в душе. Манасическим сознание становится только оттого, что отдельные сознания суммируются в душевном центре. Без такого суммирования человек был бы расщеплен на сознания своих отдельных органов. Они первоначально были образованы через солнечное сплетение, через симпатическую нервную систему. Когда человек представлял собой своего рода растение, он еще не обладал сознанием на физическом плане. Органы создавались тогда более высоким сознанием.


В состоянии глубокого транса центральное сознание молчит. Тогда становятся сознательными отдельные органы, и человек начинает воспринимать подложечной впадиной, солнечным сплетением. Таким сознанием обладала провидица из Префорста. Она совершенно верно описывала световые образы, которые, однако, могли наблюдаться только сознанием органов. Самым низшим является сознание минералов. Более центрированное сознание, стоящее немного ближе к сознанию сегодняшнего человека — астральное сознание. То, что обуславливает сознание в астральном теле в целом, имеет свое представительство в спинном мозге. Здесь человек воспринимает мир в образах, аналогичных образам сновидений. Таким сознанием обладают люди, чей физический головной мозг еще не задействован. В образах видят мир, например, идиоты; их душевная жизнь подобна жизни в сновидении. Они ничего не знают о том, что происходит вокруг них. Есть и другие существа, имеющие подобное сознание.


Если развить астральное сознание, так чтобы сознательно переживать сновидения, можно предпринять следующее: предположим, мы в состоянии достичь такого сознания и имеем перед собой "венерину мухоловку", дионею. Если мы будем смотреть на этот цветок достаточно долго, оставаясь открытыми только для его воздействия, в какой-то момент мы вдруг ощутим, что центр нашего сознания отделяется от головы и погружается в растение. Мы становимся тогда сознательными в растении и начинаем через него смотреть в мир. Нужно вложить свое сознание в растение. И тогда будет ясно, как  обстоит дело в этом существе с душевным. Тогда можно будет ощутить переживание этой души. В случае особо сенситивных растений их сознание сходно с сознанием идиотов; это не просто ментальное сознание, оно простирается до астрального плана. В связи с этим различают два вида растений: сознательные только на ментальном плане и сознательные также на астральном плане.


Определенные виды животных тоже имеют сознание на астральном плане, являющимся одновременно и планом сознания идиотов. Елена Петровна Блаватская особо указывает в этой связи на ночных насекомых Индии, в частности, на мотыльков. Астральным сознанием обладают, например, пауки; искусные паутины ткутся, собственно, из астрального плана. Пауки — это лишь инструменты астральной деятельности. Сами же нити ткутся из астрального плана. Подобно паукам, на астральном плане находится и сознание муравьев. Там находится душа муравейника. Поэтому деятельность муравьев и организована с таким совершенством.


Минералы тоже обладают сознанием. По отношению к сознанию растений оно находится на более высоких уровнях ментального плана. Блаватская называет его кама-праническим сознанием. В будущем человек сможет достичь и этого сознания, сохраняя при этом свое теперешнее состояние сознания. Тогда он не будет больше нуждаться в физическом теле и, следовательно, в инкарнациях. Камни живут в низших слоях физического плана, а сознание их находится в высших слоях ментального плана. Это сознание управляет кристаллами сверху. Когда человек сможет возвыситься до сознания этого уровня, он будет создавать свое физическое тело из минералов сам.


В будущем три части головного мозга должны будут существовать раздельно (мышление, чувство, воля). Тогда сознание человека должно будет управлять своим мозгом подобно тому, как высшее сознание управляет муравейником. Как в муравейнике различаются муравьи мужского пола, женского пола и рабочие муравьи, так и в мозгу человека будут четко различаться три части. Тогда  человек станет планетарным духом, творцом, который создает вещи сам. Как Земной дух возделывает земную кору, так собственную планету будет сооружать и человек. Для этого он должен будет обладать кама-праническим сознанием. Сегодня человек обладает только кама-манасическим сознанием, которое состоит в том, что сознание органов пронизывается разумом (Манасом). Как говорит Блаватская, сознание стало рационалистичным. Этот процесс рационализации охватывает и животное, и человека. Простое сознание органов может познать цель, но не средство достижения этой цели. Рациональное сознание может управлять средством. Блаватская говорит совершенно верно: "Например, запертая в комнате собака обладает инстинктом рваться наружу; но она не может этого сделать, поскольку ее инстинкт недостаточно разумен для того, чтобы овладеть необходимым средством, в то время как человек мгновенно схватывает ситуацию и освобождается".


Итак, вместе с Блаватской мы различаем:


1.  Сознание органов.


2. Астральное сознание животных, некоторых растений, а также идиотов.


3.  Кама-праническое сознание камней, которого позднее достигнет и человек.


4.  Кама-манасическое сознание, разумность.


В этом смысле надо понимать и стороны креста мирового бытия.


Собственно смысл креста лежит бесконечно глубоко. Древние сказания тоже являются образами, извлеченными из этой глубины. Этими сказаниями человеческим душам была оказана неоценимая помощь в те времена, когда человек мог понимать истины, заложенные в них, чувством, интуитивно. Мы знаем, например, древнее предание о Сфинксе. Сфинкс загадала загадку: утром ходит на четырех, днем на двух, а вечером на трех. Что это? — Это человек! В начале, утром Земли, в своем животном состоянии, человек ходил на четырех. Передние конечности были тогда еще органами передвижения. Затем он выпрямился; передние и задние конечности стали выполнять различные функции, и органы разделились на физически-чувственные и духовные. Человек оказался на двух. В будущем отпадут нижние органы и правая рука; останутся только левая рука и двухлепестковый цветок лотоса. Тогда человек будет на трех. Поэтому Вулкан и хромает. Его ноги будут постепенно деградировать, пока не отпадут совсем. В конце эволюции, когда метаморфоза Земли достигнет стадии Вулкана, человек станет существом с тремя конечностями, что как идеал представляет предание.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru