RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад  4                    Берлин, 29 сентября 1905 года


Мы говорили о сознаниях различных царств природы. Свое собственное сознание имеют человеческие органы; аномальным образом это сознание проявляется у идиотов. Последние обладают астральным сознанием, которое имеют также ночные насекомые, муравьи, пауки и прочие. Совершенно другой  вид сознания мы встречаем у пчел. Мы возьмем пример с пчелами, чтобы показать, как приходят к подобным истинам и используют их затем для ориентации в мире.


Оккультное обучение представляет собой нечто совершенно иное, нежели наше привычное обучение; оно не исходит из задачи вбить в головы учеников как можно больше знаний. В одном строго оккультном обучении ученик вообще не получает никакого учебного материала, лишь одно, но исполненное внутренней силы предложение. Так было и в прежние времена. Над этим предложением ученик должен был медитировать при полном внутреннем молчании. Результатом такой медитации является полное внутреннее просветление. Когда же человек достигает способности пронизывать внутренним светом самого себя, он оказывается в состоянии погружать свое сознание и в других существ. Для этого он должен точно охватить точку, расположенную позади межглазного центра, и оттуда опустить сознание вниз до сердца. После этого можно помещать свое сознание в другие предметы; например, можно проникнуть в жизнь муравейника.


Тогда можно понять и жизнь пчелиного улья. При этом выявляется то, что невозможно иначе пережить на Земле. В деятельности пчелиного улья мы переживаем нечто, выходящее за пределы нашего земного бытия, что в иных, случаях не существует на Земле. Нельзя выдумать то, что происходит на других планетах. Нельзя узнать, например, что происходит на Солнце или на Венере, если мы не будем в состоянии осуществить процедуру, подобную той, которую мы осуществляем, погружаясь в жизнь и деятельность пчелиного улья. Пчелы прошли не совсем тот же эволюционный путь, который прошли мы. В начале этого пути они еще не были связаны с тем эволюционным звеном, к которому принадлежат другие животные и человек. Пчелиный улей — не отдельные пчелы! — обладают неизмеримо более высоким сознанием. Мудрость этого сознания человек постигнет лишь на ступени Венеры. Тогда он будет обладать сознанием, необходимым для того, чтобы создавать нечто из вещества, производимого из самого себя. Муравьи строят свой муравейник из всевозможных материалов, но они не могут строить клетки. Строительство клеток — это на высших планах нечто совершенно иное. Посредством погружения сознания в пчелиный улей, посредством приобретения сознания Венеры, сознания совершенно иного рода, нежели то, что мы имеем теперь на Земле, человек получает представление о том, что вступит в силу лишь на ступени Венеры, а именно, об абсолютном отступлении сексуального. У пчел с сексуальным связана только царица (матка). Камически-сексуальное почти полностью исключено; трутней убивают. То, что станет реальностью для будущего человечества, здесь мы имеем как модель, где работа — высший принцип. Поставить себя в положение пчелиного государства возможно, однако, только посредством духовного импульса.


Для того чтобы пойти дальше, мы должны выработать верное представление об алхимии. Статью об алхимии можно было прочесть ещё в 18 веке в немецком журнале "Имперский Вестник". Кортум, автор "Jobsiade", был крупнейшим алхимиком 18 столетия. Одним из обсуждаемых в тогдашней прессе вопросов был вопрос о так называемой праматерии, отождествляемой с философским камнем. Кортум, обладавший глубоким пониманием сути проблемы, говорил тогда: "Искать философский камень очень трудно, однако, он всюду; вы встречаетесь с ним ежедневно и потому очень хорошо с ним знакомы. Каждый день вы держите его в своих руках и не знаете, что это он". — Это верное описание. 


В природе все устроено бесконечно мудро, с бесконечно мудрой экономией. Все камически живущие существа — животные и люди — и все пранически живущие существа — растения — тесно связаны друг с другом. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. То же относится и к животным. Если бы на этом все и заканчивалось, весь воздух очень скоро превратился бы в углекислый газ. Но есть еще и растения, которые ассимилируют углекислый газ и выделяют кислород. Животные и человек не могут жить без растений. Далее, углекислота состоит из углерода и кислорода. Углерод растения удерживают в себе, а кислород выдыхают. Человек, наоборот, вдыхает кислород и в жизненном процессе, присоединяя к нему углерод, преобразует его в углекислый газ. Растения из удержанного углерода строят себе тело.


В прежние времена Земля выглядела иначе, нежели теперь. Тогда всюду, и здесь тоже, росли гигантские папоротники и хвощи. Они погибли. Поверхность Земли покрылась слоем торфа, образовавшегося из останков этих растений; затем эти леса из папоротника и хвощей превратились в гигантские залежи угля. Так из растительного и животного царств постепенно образовались минералы. Взяв в руки кусок угля, мы можем сказать себе: этот камень был когда-то растением. Возвращаясь в более ранние времена, мы смогли бы обнаружить растения, из которых позже возникли горный кристалл, малахит и другие горные породы. Центральный горный массив Альп возник, например, из растений, еще более древних, нежели те, из каких образовался каменный уголь. Алмаз — это тот же самый уголь. Природа создала алмаз из более древних углей. Из растений возник и горный хрусталь.


Известняковые породы были выделены из животных. Примером такого выделения служит юрский период. Места теперешнего скопления известняка раньше были покрыты морем; это отложения костей и раковин морских животных. Таким образом, более юные известняковые породы образовались из животных, а праминералы из растений. Царство растений постепенно преобразуется в царство камней. Все твердое на Земле возникло из растений. И этот процесс минерализации можно изучить на примере образования угля.


Царство минералов, в том виде, как оно существует сейчас, появляется только в четвертом круге. В будущем все минеральное царство будет одухотворено человеком. Оно будет как бы пропахано человеческим духом. Все, чем сегодня занимается человек, вся индустрия — это процесс переработки минералов. Когда расщепляют скалу, чтобы использовать камни для постройки дома, когда возводят собор — все это преобразование минерального царства. В четвертом круге человек может искусственно перерабатывать минеральное царство. С растительным царством человек в настоящее время ничего подобного сделать не может. Минеральное же царство будет переработано человеком целиком. Это произойдет в основном при помощи колебательного электричества, не нуждающегося в проводах. Здесь вторжение в царство минералов будет осуществляться вплоть до молекул и атомов. К концу четвертого круга будет переработано все царство минералов.


Начиная с пятого круга, то же самое человек будет проделывать с растительным миром. Он сможет сознательно осуществлять те процессы, которые сейчас осуществляют растения. Как растения, вдыхая углекислоту, формируют себе тело из углерода, так человек пятого круга будет сам создавать свое тело из веществ окружающего мира. В пятом круге то, что связано с полом, завершится. Человек будет тогда сам работать в своем теле, восстанавливая его. Процесс переработки углерода, сегодня бессознательно осуществляемый растениями, будет тогда  сознательно осуществляться человеком, то есть человек будет преобразовывать вещества так же, как сейчас растения преобразуют воздух в углерод. Это и есть истинная алхимия. Философский камень — это обычный уголь. Человек, говоривший об этом в 18-м столетии, указывал на процесс трансформации, который сейчас осуществляют растения и который в будущем будет производиться людьми.


Наблюдая работу сознания на высших планах, как она выражается, например, в жизни пчелиного улья, мы приходим к пониманию того, как в будущем человек сможет воспроизводить материю из самого себя. В будущем человеческое тело также будет состоять из углерода; оно станет подобным мягкому алмазу. Человек не будет жить в нем, как сейчас, воспринимая мир изнутри, а будет обладать им как чем-то внешним. Так существуют сегодня планеты, созданные планетарными духами. Из существа, которое нуждается в теле, изготовленном для него другими, человек трансформируется в существо эманирующее, творчески-созидающее. Он станет существом, которое, по словам Сфинкс, вечером ходит на трех. Уже произошла дифференциация четырех имевшихся ранее органов: руки, бывшие органами движения, стали органами для духовного. В будущем же останутся только три органа: сердце как буддхи-орган, двухлепестковый цветок лотоса в центре между глаз, и левая рука как орган движения. Этого периода будущего касаются и указания Блаватской [относительно второго позвоночника]. Шишковидная и слизистая железы сформируют второй позвоночник, который затем объединится с уже имеющимся. Второй позвоночник будет располагаться спереди, проходя от головы вниз.


Для получения подобных знаний нужно поместить свое сознание в существо, стоящее на более высокой ступени развития.


Всему этому учили и, в определенном смысле, помогали овладевать практически, в тайных школах. Подобный образ мысли требует привычки. Тогда разовьется чувство, позволяющее познавать ценность каждой вещи: ничто не является бесполезным. В природе нет ничего, что можно было бы исключить, не разрушив при этом всё остальное.


Организм муравейника также обладает сознанием, гораздо более высоким, нежели сознание современного человека. Сознание муравейника находится в высших слоях ментального плана; сознание пчелиного улья — в высших слоях буддхи-плана. Каким же образом сознание муравейника оказалось на нашей Земле? Это произошло благодаря высшим существам, уже прошедшим в своём развитии стадию создания своих собственных тел. Самцы, самки и рабочие муравьи являются телом более высокого духовного существа. Человеческий дух тоже постепенно придет к тому, чтобы расщепить себя на три части. Воля, чувство и мышление эзотерического ученика уже существуют обособленно друг от друга. Молекулы мозга разделяются при этом на три группы. Такой ученик должен уметь, исходя из себя, связывать с представлением определенное чувство. Если он, например, видит чужое горе, то для того чтобы почувствовать сострадание, он должен присовокупить это чувство сознательно. Части мозга, связанные с мышлением, находятся в передней части головы, связанные с чувством — в верхней, с волей — в затылочной части. Ученик тайной школы учится приводить их во взаимодействие сознательно. Позднее эти три части полностью отделятся друг от друга. Тогда ими нужно будет управлять точно так же, как сознание муравейника управляет самцами, самками и рабочими муравьями.


Теперь можно спросить себя, почему высшие существа манифестируют себя через муравейники? Но если бы не производилась муравьиная кислота, Земля выглядела бы совсем по-другому. Чтобы определить момент необходимого введения в земное развитие муравьиной кислоты, нужна была мудрость предвидения высшей разумности.


Так можно охватить сознанием всю Землю, проникая в каждое отдельное проявление ее жизни. Мы видим это на примере Парацелъса. Он формировал свои представления в соответствии с задачей, которая заключалась в поиске различных вещей, пригодных для лечения, и он 
знал, как каждая из них связана с человеком и его органами. Например, Digitalis purpurea действительно имеет связь с сердцем, и потому всегда с полным правом может быть использована для его лечения. Сейчас новые лекарства вводят в употребление на основании экспериментов; при этом их действие испытывается на определенном количестве людей. В старые времена лечебные средства находили интуитивно, поскольку тогда могли наблюдать внутренние связи. Найденные таким способом, они всегда остаются действенными. Лекарства же, вводимые сейчас, очень скоро обнаруживают недостатки, не замеченные в первых экспериментах.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru