RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад  7            Берлин, 2 октября 1905 года


В своём труде "Тайная доктрина" Елена Петровна Блаватская называет Иегову лунным Богом. Для этого имеются глубокие основания, понять которые можно, прояснив дальнейшее развитие человека. Сегодня высшие силы человека находятся в состоянии взаимосмешения. Поднятие на более высокую ступень развития состоит в том, что высшая самость очищается от низших сил и органов.


Мозг распадается на три действующие части: на мозг мыслительный, мозг чувственный и мозг волевой. Эти три части, подобно трем частям муравейника, будут позднее  управляться человеком извне. Однако части, из которых это высшее вылущивается, не остаются такими же, каковы они сегодня; они опускаются на ступень ниже. Поэтому при одностороннем духовном развитии многие люди становятся в моральном отношении хуже. В условиях западной культуры опасность этого не так велика, поскольку западная наука еще не принуждает высшее духовное в человеке оставить низшее тело. С теософией же человек действительно усваивает некую мудрость, благодаря которой его Я частично извлекается из обычного окружения органов. Если человек, воспринимающий теософское учение, раньше был приличным только благодаря рамкам окружавших его общепринятых норм, то теперь действительно может проявиться его низшая натура, остававшаяся до этого скрытой. Это можно видеть. Худшее часто выходит наружу из-за того, что человек, занимаясь духовным, не укрепляет при этом моральное. В этом содержится определенный трагизм, и Теософское Общество также этим страдает. Так, многие ученые, бывшие в научных кругах вполне порядочными людьми, при своем вступлении в Теософское Общество изменились далеко не в лучшую сторону; их низшая натура проявилась быстрее, нежели ею овладела высшая.


Тот же закон проявляется и в более крупном масштабе. Существа, которых мы застаем на древней Луне, ещё не связывали силу своего мышления с физическим мозгом. Сила мышления лунных Нирманакай, Бодхисаттв, Питри и чистого человека еще действовала не в физическом мозгу, а в окружающей их эфирной массе. Древняя Луна была окружена не просто воздухом, но наполненным мудростью эфиром. Мысли не содержались тогда в отдельных существах, а носились в этом эфирном окружении. Из-за этого Луну в оккультизме называют также Космосом мудрости. Она была окружена различными формами эфира, в котором жили разум и рассудок, как сейчас последние живут в мозгу человека. Это состояние, однако, подлежало развитию. В начале лунного развития мудрость проявлялась еще в прекрасных образах. Существа, обладавшие только низшими частями, физическим, эфирным и астральным телами, управлялись потоками  
мудрости. В результате дальнейшего развития эти три низших тела опустились еще ниже. К концу лунного развития существа, обладавшие мудростью, но не связавшие ее с мозгом, продвинулись настолько, что смогли эти более низкие тела оставить совсем. Эти существа, ставшие теперь Питри, которые не испытывали больше необходимости входить в физическое, эфирное и астральное тела, были сонмом Элохимов различных рангов. Низшим чином этих Элохимов является Иегова. Иегова, таким образом, действительно является Лунным Божеством, прошедшим на Луне этап физического развития. Иегова, однако, никогда не мог мысленно перерабатывать физическое окружение Луны посредством мозга. Он перерабатывал физическое окружение своими физическим.эфирным и астральным телами. Но он перерабатывал их как образы. Мышление парило поверх этого. Имя Иегова обозначает не единичное существо, а иерархический чин. В таком чине могут состоять многие существа. Элифас Леви неустанно повторял, что обозначения Иеговы, Архангелов, Ангелов и так далее относятся к иерархическим рангам.


Первые люди, получившие обучение от Иеговы, получили его в образах. Поэтому Книга Бытия представляет собой собрание величественных образов; образов, которые Иегова пережил на Луне.


В то время как на древней Луне, с одной стороны, формировались только низшие члены человека, физическое, эфирное и астральное тела, высшая троица, с другой стороны, также не оставалась без внимания и заботы. После того как на древнем Сатурне были заложены основы Атмы, на древнем Солнце Буддхи, а на древней Луне Манаса, она также достигла опредеденной степени зрелости и могла теперь развиваться дальше на Земле. То же, что от лунных физических, эфирных и астральных тел перешло на Землю, проявилось в образах причудливых животных, послуживших формами, в которые постепенно могли внедряться Атма-Буддхи-Манас. Лунные Питри, оставившие свою худшую часть, могли, благодаря этому, вполне объективно заботиться об этой троице. Они довели подготовку последней до уровня, необходимого  для возникновения на Земле мыслящего существа. Если бы мы посмотрели на творения древней Луны, мы увидели бы не самого человека, а лишь окружавшие его оболочки. Эти оболочки нужны были для того, чтобы в них могло вызреть то, что необходимо... (пропуск в тексте). Прочая материя могла теперь концентрироваться в мозгу. Согласно замыслу, вещество для мозга было готово, но конденсироваться оно смогло лишь после того, как Питри удалились.


Процесс, имевший место до лемурийского периода, был подготовительным. Человеческое тело было проработано до такой степени, что в него могла теперь низойти троица Атма-Буддхи-Манас. Последняя была окружена кама-массой. Представьте себе теперь это слизистое желеобразное существо, образовавшееся из того, что перешло с древней Луны. Это было физической основой. Кроме того, имелось астральное тело, которое организовывало вокруг себя Атма-Буддхи-Манас. Эти начала обрабатывали слизистую массу извне, до тех пор пока не смогли овладеть ею изнутри. В результате духовное пронизало физическое. Теперь, собственно, два существа различного вида объединились. Мозг образовался как раз в то время, когда они вошли друг в друга.. Благодаря этому в земное развитие вошли также рождение и смерть. Раньше человек создавал себе физическое тело сам; и он снова сможет это делать в будущем. Но поскольку соединились две сущности, лишь приблизительно подходящие друг другу, мы имеем рождение и смерть; и каждый период между рождением и смертью является непрекращающейся попыткой притереть эти два существа друг к другу как можно лучше — своебразное раскачивание туда-сюда, пока, наконец, не установится некое ритмическое состояние.


Процесс достижения этого ритмического состояния, пока одна сущность не подойдет полностью другой, будет еще продолжаться вплоть до середины шестой коренной расы (основного периода). Карма — это не что иное, как мера согласия, уже достигнутая человеком. В каждом воплощении достигается определенная степень приспособления. После каждой инкарнации человек должен снова подниматься в Девахан, чтобы охватить взглядом то, что еще предстоит сделать. Только когда установится полное равновесие, карма будет преодолена, и человек сможет тогда воспринять нечто новое — истинную мудрость, Буддхи; до тех же пор она нуждается в заботе и внимании.


Будущее развитие должно быть подготовлено. Такой уже сейчас осуществляемой подготовкой для появления человека будущего является слово, речь. Все сказанное человеком остается в Акаша-хронике. Это первое, из чего возникнет будущий человек. Речь — это половина имевшейся ранее способности к размножению. Посредством речи человек размножается духовно. С этим связано изменение голоса у мужчин. Половина сексуального перенесена в речь. Голос это будущий орган размножения. В древнееврейском языке для сексуального и для речи употреблялось одно и то же слово. Сегодня человек мыслит, и мысль выходит наружу через гортань. Следующей ступенью будет выход наружу чувства, тепла. Тогда слово будет выражением внутреннего телесного тепла. Это произойдет, когда будет развито слизистое тело (гипофиз). Следующая ступень состоит в развитии шишковидной железы (эпифиза). Тогда наружу будет выходить не пронизанное теплом слово, а посредством воли образованная из слова форма, в которой будет жить сама воля. Если человек произнесет тогда какое-то слово, это слово станет реальным существом.


С этим связано: "Я мыслю, я чувствую, я есть" (воля). Слово в этом смысле есть "Слово", которое преобразуется из мысли в чувство, а затем в волю. Это тройственный процесс: вначале слово является "сознанием" (в мышлении), затем "жизнью" (пронизанным теплом словом), и, наконец, "формой" (словом, сформированным волей). Последнее это слово, ставшее объективностью. Таким образом, и здесь следуют друг за другом: сознание, жизнь, форма. Все, что сегодня имеет форму, возникло из прошлого посредством такого процесса. Физическое тело является самой совершенной, зрелой формой; менее зрелым является эфирное тело, жизнь, и еще менее зрелым астральное тело, сознание.





Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru