RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

Доклад   9              Берлин, 4 октября 1905 года


Сегодня мы попытаемся проникнуть в физическое тело несколько глубже. Пока при обсуждении человека мы различали четыре члена: физическое тело, эфирное тело, астральное тело и Я. Теперь нам предстоит подробнее изучить физическое тело. Ведь человек был чем-то уже и тогда, когда от некоего очень отдаленного от нас в прошлом бытия он перешёл на Сатурн. Физическое тело представляет собой самый старший и совершенный член теперешней человеческой организации. Физическое тело, в отличие от других тел, четырехчастно. Основа его была заложена уже на древнем Сатурне. Эфирное тело присоединилось лишь на Солнце, где физическое тело стало уже более совершенным. На Луне появилось астральное тело; физическое тело при этом поднялось в своем развитии еще на одну ступень. На Земле к этим трем телам добавилось Я, а физическое тело поднялось на четвертую ступень. Таким образом, физическое тело находится уже как бы в четвёртом классе, в то время как эфирное лишь в третьем, астральное — во втором, а Я — в первом классе.


Самосознанием обладает поэтому только физическое тело; три других тела — нет. В тот момент, когда человек отключает свои физические органы чувств, когда он спит, отключается и самосознание; самосознание у человека связано с раскрытием вовне. Самосознание достигается посредством того, что человек получает возможность воспринимать окружающее. Только физическое тело развито настолько, что оно может раскрыть свои органы наружу. Если бы эфирное и астральное тела могли своими органами воспринимать окружение, человек достиг бы самосознания и в них. Физическое тело обладает самосознанием также только благодаря своим органам. Органы физического тела это органы чувств.


Мы рассмотрим чувства в порядке их возникновения. Всего существует двенадцать чувств. Пять из них уже являются физическими, и еще два станут физическими в процессе дальнейшего земного развития. Пять уже имеющихся чувств — это обоняние, вкус, зрение, осязание и слух. Два других разовьются в физические органы позже; основы их заложены в настоящее время в слизистом теле (гипофизе) и шишковидной железе (эпифизе). Они станут еще двумя чувствами, выраженными в физическом теле. В связи с физическим телом принимаются во внимание семь чувств. Чтобы получить представление об их возникновении, мы должны понимать, что человек как существо, обладающее самосознанием, стоит на нисходящей дуге. Хотя само тело находится на восходящей дуге, его чувства, тем не менее, на нисходящей.


Высшие части человека развились на Сатурне (Атма), на Солнце (Буддхи) и на Луне (Манас). Монада слилась в единую сущность тоже не сразу, а по частям, а затем в лемурийский период вселилась, так сказать, в собственноручно построенный дом. Сейчас она спустилась на четвертую ступень: Атма, Буддхи, Манас, Кама-манас. Нисходящая дуга проявляется в развитии чувств. Вначале, на древнем Сатурне, имелось только одно чувство, чувство обоняния. Чувства, возникшие позже, должны были спускаться с высших во все более и более глубокие регионы.


В природе мы различаем твердое, жидкое, газообразное, тепловой эфир, световой эфир, химический эфир и жизненный эфир. Это семь ступеней вещественного. Спускаясь, человек проходит эти ступени сверху вниз. В самом начале этого процесса первый человеческий зародыш мог появиться только в жизненно-эфирном. Последнему соответствует чувство обоняния. Тогда человек обладал только этим чувством, это было его первое чувство, от которого сейчас остался лишь слабый отголосок. Твердое, как мы уже видели несколько дней тому назад, обладает жизнью на махапаринирвана-плане, жидкое — на паринирвана-плане, газообразное — на нирвана-плане, тепловое-эфирное — на буддхи-плане, световое-эфирное — на ментальном плане, химически-эфирное — на астральном плане и жизненно-эфирное — на физическом плане; здесь мы можем говорить также об атомистическом эфире.


Соотношение планов, состояний вещества и чувств.


1. Физический план жизненно-эфирное обоняние
2. Астральный план химически-эфирное вкус
3. Ментальный план свето-эфирное зрение
4. Буддхи- или шушупти-план тепло-эфирное осязание
5. Нирвана-план газообразное, воздух слух
6. Паринирвана-план жидкое слизистое тело
7. Махапаринирвана-план твердое шишковидная железа

Вещь может обладать запахом лишь в том случае, если она подступает к самому органу обоняния, приходит в соприкосновение с ним. Орган обоняния должен стать единым с веществом. Ощущать запах, значит воспринимать органом, который сродняется с самим веществом.


В качестве второй ступени выступает химически-эфирное. Тут развивается чувство вкуса. Вкусовое ощущение возникает благодаря тому, что воспринимаемое нами вещество растворяется. Здесь мы имеем дело не с самим веществом, а с тем, что из него получилось. Процессом, посредством которого одно вещество преобразуется в другое, является физико-химический процесс. Он осуществляется при помощи языка, который вначале растворяет вещество, а затем опосредует вкусовое ощущение.


Третья ступень находится в свето-эфирном. Здесь развивается зрение. Мы воспринимаем здесь не нечто расщепленное физико-химическими процессами, а образ предмета, возникающий посредством наружного света.

Четвертое — тепло-эфирное. В нем развивается осязание. Здесь воспринимается не образ, а нечто меньшее, чем образ. Тепло является преходящим состоянием тела, состоянием, присущим телу лишь на какой-то момент. О чувстве осязания мы говорим здесь как об ощущении тепла и холода. Это и есть собственно "чувство тепла".


Пятым мы имеем воздухообразное. Оно соответствует чувству слуха. Здесь мы воспринимаем не состояние какого-либо тела, а то, что нам это тело говорит. Мы проникаем во внутреннее тела. В звучании колокола нас интересует не сам колокол как внешний образ или вещественность, а то, что он сообщает нам о своем внутреннем. Слушание является соединением себя с тем, что проявляется в вещественном как духовное. На этой ступени чувственная деятельность переходит от пассивной стадии к активной. Пассивно воспринятый тон становится активным в человеческой речи. В речи человек изливает из себя душевное.


В качестве шестого следует жидкое. Орган чувств для жидкого представляет собой слизистое тело, которое локализуется в продолговатом цилиндрическом образовании в мозгу.


Седьмым следует твердое. Орган чувств для твердого — шишковидная железа.


В будущем человек сможет оказывать влияние на жидкое так же, как сейчас он оказывает влияние на воздух посредством речи. "Я мыслю" и мысль вообще выражает себя в воздухе, а именно, в формах, как, например, кристалл. На следующей ступени развития в мышлении будет действовать также и чувство. Развитие следует в обратном порядке. Сердечное тепло проявляется в вибрациях и выходит наружу вместе с мыслью. И последней ступени человек достигает тогда, когда через слово он будет изъявлять волю, создавая при этом реальных непреходящих существ. Выражение чувств является лишь переходом. Только если человек станет создавать посредством воли, созданные им существа будут существовать действительно.


Позже человек будет изливать наружу то, что он чувствует. В этом будет задействован жидкий элемент. Все жидкое следующей после Земли планеты (Юпитера) будет проявлением того, что человек чувствует. Сегодня человек выражает себя посредством слов; они записываются в Акашу, и они останутся там, даже если исчезнут воздушные волны. Потом из них будет сформирован Юпитер. Поэтому если сегодня человек говорит что-то недостойное, на Юпитере возникнут "недостойные" образования. Именно поэтому необходимо тщательно следить за тем, что говоришь; именно поэтому так важно владеть своей речью. Потом человек сможет изливать наружу и свои чувства; состояние юпитерианской жидкости будет результатом состояния чувств на Земле. То, что сегодня произносится человеком, будет формировать Юпитер; то, что человек чувствует, даст тому внутреннее тепло. То же, что человек производит сегодня своей волей, станет отдельными существами, которые будут этот Юпитер населять. Так Юпитер будет сотворен из основных сил человеческой души.


Как происхождение теперешних гор связано с предыдущими состояниями Земли, так и происхождение юпитерианских гор будет результатом того, что мы говорим сейчас. Моря Юпитера, его тепло возникнут из чувств теперешних людей. Существа Юпитера возникнут из человеческой воли. Население предыдущей планеты действительно создает таким образом основание для последующей. А существа, которые сегодня еще парят над... (пропуск в тексте), как когда-то парили над Землей монады, будут воплощаться в этих жителей Юпитера. Это станет своего рода лемурийской расой на Юпитере. Там будут и существа, которых мы создали как Питри. Так же, как мы обживали гротескные формы, образованы еще на древней Луне, так и эти существа будут заселять формы, образованные нашей шишковидной железой.


Мы продолжаем строительство дома, в котором будут жить последующие монады. Тот же процесс имел место, когда человек переходил с лунной ступени развития  на земную. Это дает нам прекрасный пример того, как все внешнее создается из внутреннего.


Физическое тело как таковое сложно отделить от того, что образовалось в силу заблуждений человека. Горбун обязан своим горбом астральному, карме. Внешний вид, физиогномика и т. п. находятся в зависимости от кармы. То, что модифицирует физическое тело, находится, таким образом, в зависимости от высших тел. Если отбросить все, что зависит от кармы, физическое тело станет действительно мудро организованным. Все нездоровое является результатом заблуждений, которые проявляют себя в физическом теле. Все болезни — это результат заблуждений в прошлом; всякое заблуждение становится болезнью в будущем. Если люди станут достойными, исполненными мудрости будут они образовывать и тела создаваемых ими существ.


Мудрость, чувство и воля действительно будут существовать в позднейшей эволюции как форма и сущность. Во всех древних религиях физическое тело, благодаря своей мудрой организации, называлось храмом. Неправильно говорить о нем как о низшей человеческой природе, поскольку низшее содержится как раз в более высоких телах человека, находящихся сейчас в младенческом состоянии.


Здесь мы можем наблюдать одну важную кармическую взаимосвязь. Мы живем во время материализма, которое, в свою очередь, является следствием предшествующего времени. Это материалистическое время изменило многое не только внешне, но и внутренне. Подумайте, например, о том, как, благодаря гигиеническим мероприятиям, уменьшилась смертность. Это прогресс, достигнутый благодаря внешней организации. Такой внешний прогресс всегда является кармическим следствием прогресса, ранее достигнутого во внутреннем. В частности, вышеупомянутый прогресс, проявленный сейчас на физическом плане, является следствием внутренних достижений Средневековья. Совершенно напрасно Средние века рассматривают сегодня как время мракобесия и застоя. Все наши выдающиеся материалисты — Геккель, Бюхнер, Молешотт — были вначале воспитаны идеалистически. Их мыслительные системы обладают цельностью именно благодаря их идеалистическому воспитанию. Сегодняшний материализм в действительности является выражением предыдущего идеалистического периода.


Будущее подготавливается уже сейчас. Как материализм является кармическим следствием предшествующего идеалистического периода, так на смену ему должен снова прийти новый период идеализма и спиритуализма. Этим законом руководствовались ведущие индивидуальности, вызывая к жизни теософское движение.


На четырнадцатый век приходится пик основания городов. В продолжение немногих столетий во всех культурных европейских странах возникли самостоятельные города. Основателем материализма в практической жизни стал гражданин, бюргер. Лоэнгрин, посланец Ложи Святого Грааля, был тем, кто подготавливал это время основания городов; период его деятельности приходится как раз на Средние века. Символом Лоэнгрина был Лебедь; Лебедем являлся посвященный третьего ранга. Сознание всегда представляется как нечто женское. Эльза фон Брабант представляет сознание городской материальной культуры. Духовная жизнь, однако, должна была быть спасена; это произошло благодаря основанию Христианом Розенкройцем Ордена розенкрейцеров. Спиритуальная жизнь сохранилась, таким образом, в тайных школах. Сегодня на вершине находится материализм. Поэтому сегодня и должен быть внесен новый импульс. В то время проявляло себя то же самое движение, которое сегодня распространяет основы учения о духовной жизни посредством теософии; задачей этого движения является создание во внутреннем того нового, которое в будущем сможет проявиться внешне. Внутреннее всегда выражается затем во внешнем. Болезнь — это кармическое следствие предшествующего неверного действия, например, лжи. Становясь реальностью, это действие проявляет себя в виде болезни. Эпидемии берут свое начало в заблуждениях целых народов. Они являются несовершенством, перенесенным из внутреннего наружу.


Шестым чувством является свет кундалини в излучающем чувстве тепла; седьмым синтетичное чувство.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru