RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

 Доклад   13         Берлин, 8 октября 1905 года


Этот доклад должен быть вставлен среди прочих, поскольку он может пролить свет на многое, имеющееся в других докладах. Сегодня мы будем говорить о сущности Девов и об их влиянии.


В наше время говорить о Богах, или Девах, очень сложно, поскольку даже люди, имеющие веру в Бога и придерживающиеся позитивных религиозных взглядов, не имеют все же никакой живой связи с Божественно-духовными сущностями. Эта живая связь с Богами, то есть с существами, стоящими гораздо выше человека, исчезла как раз в период материализма. Особенно слабой эта живая связь с Богами стала в ходе материалистического развития того цикла, который начался на рубеже 15-16 столетий и продолжается еще теперь. Для этого периода разница, придерживается человек дарвинистско-материалистической точки зрения, или же он более или менее религиозно говорит о Боге, малосущественна. Здесь гораздо существеннее оживить в себе сознание того, что мы сами поднялись с низшей ступени бытия и поднимемся еще на более высокую ступень в будущем. Необходимо ощутить свое родство со всем, что находится ниже и выше нас.


Первым, кто привел учение о Богах в единую систему, был ученик Апостола Павла, Дионисий Ареопагит. Записано же это учение было только в шестом веке. По этой причине ученые отрицают факт существования Дионисия Ареопагита и говорят о писаниях псевдо-Дионисия, который будто бы составил древние предания воедино лишь в шестом веке. Истинное положение вещей может быть установлено только посредством чтения в Акаша-хронике. Акаша-хроника же говорит о том, что Дионисий действительно жил в Афинах, был посвящен Павлом и от него получил задание положить начало учению о высших духовных существах и передать его особо посвященным. Определенные особо высокие учения в те времена никогда не записывались, а распространялись только в устной форме. Так передавал, учение о Богах и Дионисий: оно переходило от ученика к ученику. При этом ученик, которому учение передавалось непосредственно, также получал имя Дионисия. Поэтому и последний ученик из этого ряда, записавший учение о Богах, звался Дионисием.


Учение это, как оно было дано Дионисием, охватывает три уровня Божественных существ, каждый из которых состоит из трех членов. Трое высших это:


Серафимы, Херувимы, Престолы. Следующая ступень охватывает: Господства, Силы, Власти. К третьей ступени принадлежат:  Первосилы или Начала, Архангелы и Ангелы.


Всюду в тех местах Библии, где говорится "В начале...", речь идет об этих Первосилах, или Началах. "В начале сотворил Бог небо и землю..." — означает: Бог Начала, то есть, Бог, занимающий иерархический уровень Начал, сотворил небо и землю. — Это было одно из существ Первосил третьего иерархического уровня.


Над Серафимами стоят еще более возвышенные Божественные существа, постичь которых человеческий разум уже не в состоянии. Ниже третьей ступени расположена четвертая иерархия: Человек, десятый в этом ряду.


Названия иерархий не являются собственными именами: это имена определенных ступеней сознания великого Универсума, где существа продвигаются от одной ступени к другой. Элифас Леви видел это совершенно ясно. Он всегда подчеркивал, что эти имена касаются рангов, иерархий.


К Дионисию, систематизировавшему учение о Богах, восходит и принцип организации церкви. Церковная иерархия должна была быть лишь внешним отражением внутренней мировой иерархии. Эту грандиозную задачу можно было бы осуществить только в том случае, если бы люди достигли определенной зрелости для правильного ее понимания. Дионисий оставил своим ученикам такое учение о церкви, которое, будь оно предано гласности, представило бы могущественную и величественную организацию. В те времена старались передавать учения так, чтобы не обрывалась нить, ведущая от одного к другому, и, таким образом, сохранялась бы преемственность имени. Поэтому совсем неудивительно, что оба этих учения были записаны неким Дионисием только в шестом веке. Но и тогда они не могли претендовать на всеобщее понимание, поскольку человечество еще не было для этого достаточно зрелым. Они остались своего рода заветом.


Чем дальше мы возвращаемся в прошлое, тем более живыми становятся понятия, которыми обладал человек, о высших существах.


Теперь давайте попытаемся создать себе представление о том, каким образом человек — обычный человек нашей сегодняшней усредненной культуры — входит в соприкосновение с Богами. После смерти человек, прежде всего, переживает камалоку, состояние, в котором он постепенно прерывает связь с привычками земной жизни и становится свободным от вожделений. Пребывание в камалоке может показаться страшным и ужасным только на первых порах. За этим следует период очистки от более тонких связей с земным миром. Этот период важен уже не только для самого человека. Как мы увидим позднее, деятельность человека в высших состояниях камалоки может быть использована и в других мирах. После камалоки человек переходит в состояние Девахана, в котором он вырабатывает все необходимое для того, чтобы, благодаря приобретенным способностям, создать себе новое эфирное тело. На арупа-плане Девахана он должен сложить с себя все, что было приобретено на физическом плане. Поэтому греческие посвященные и называли душу пчелой, арупа-план ульем, а физический план цветочным полем.


Человек не должен, однако, пребывать на высших планах в бездеятельности. Может показаться, что когда он проходит камалоку и низший Девахан, он просто позволяет созреть начавшемуся ранее, и ничего более. Но это не так, человек там вовсе не бездеятелен; прохождение человека через эти состояния становится важным для всего мира.


Итак, новая инкарнация приобретает смысл лишь тогда, когда человек получает при этом возможность пережить состояния, существенно отличающиеся от прежних. Обычно он возвращается в условия настолько измененные, что все предстает перед ним в совершенно новом виде; он должен все начинать сначала. В мировом масштабе это происходит при переходе Солнца из одного созвездия в другое. Так, в период приблизительно с 800 года до Христа и до 1800 года после Христа, ранней весной Солнце стояло в созвездии Овна. Теперь оно находится в созвездии Рыб. Продолжительность пребывания Солнца в одном знаке составляет, в этом смысле, две тысячи шестьсот лет. За это время условия изменяются основательно. Перевоплощение поэтому лежит в пределах этого периода; на две тысячи шестьсот лет обычно приходятся одно женское и одно мужское воплощение индивидуума. Одна инкарнация представляет собой, собственно, только половину воплощения. Мужская и женская инкарнации сливаются в одну. Благодаря полному изменению физических условий на Земле становится значимой и новая инкарнация. Воплощение, имевшее место,  например, во времена Гомера (созвездие Овна, Золотое Руно, Ясон), человек переживал совершенно иначе, нежели в наше время.


Эти инкарнации, рассматриваемые сами по себе, могут представляться как чисто механический процесс. Но нет ничего внешнего, не обусловленного внутренним. Нужно приучать себя всегда говорить о конкретном духе, отыскивать его и видеть то, что имеет место в действительности.


Если обратиться к европейской флоре и фауне, то в современный мировой период мы различаем три пояса: западный, центральный и восточный. Восточный пояс соотносится со славянскими народами, центральный с германскими, и западный с романскими. Материалист полагает, что люди просто приспособились к существующим условиям, но это не так. Народы сами создают себе физические условия. Дух народа соучаствует, прежде всего, в работе в почве, в растениях и животных, входит в них. Западно-европейская почва была подготовлена романскими народами, центрально-европейская германскими, и восточно-европейская славянскими. Так люди вначале строят себе дом, а лишь затем вселяются в него. Теперь спросим себя: когда все это происходит? Когда человек занят работой над внешней конфигурацией Земли? — Как все прочее на Земле является судьбой человека, которая подготавливается им самим, так, отчасти, обстоит дело и здесь.


В камалоке человек занимается животным миром. Там он работает над тем, что называется преобразованием видов. Ученые называют действующую в этом силу приспособляемостью. Но во всем том, что называют приспособляемостью, скрыта деятельность человека по ту сторону бытия. Все, что имеет отношение к трансформациям в животном мире, что оказывает влияние на животные инстинкты и меняет их, изменяя при этом облик животного, происходит благодаря человеку, проходящему период подготовки в камалоке к своей следующей инкарнации. Там человек подготавливает себе дом для следующей инкарнации. В камалоке он работает над фауной, а в Девахане над флорой. Преобразование растительного мира есть результат воздействия деваханических сил. Изменение же непосредственно физического мира, то есть внешних природных условий, происходит под влиянием арупа-плана (верхнего Девахана). Тут человек является сотрудником в работе над миром камней, над минеральным царством Земли. Уже для того, чтобы быть в состоянии на соответствующем месте делать подобные наблюдения, нужны некоторые оккультные силы. Поэтому не случайно, что такие наблюдения доступны именно горнякам, работающим под землей. То, то Новалису было известно оккультное, связано как раз с тем, что он был горным инженером.


Если учесть, что человек развивает некие силы в сверхчувственных областях, находясь там в неполном сознании, станет понятным, что эти силы управляются высшими существами, Девами. Различают Девов нескольких ступеней: астральной, рупа-ментальной и арупа-ментальной. Так же как мы, в качестве низшего тела, имеем физическое тело, астральные Девы, в качестве низшего тела, имеют астральное тело. Астральный Дева, как и человек, состоит из семи членов; седьмым является член, стоящий ступенью выше Атмы. Все Девы организованы по тому же принципу, что и человек. Развившись до более высокого плана, любое существо одновременно достигает и сознательной власти над соответствующими низшими планами. Находясь на физическом плане, человек господствует сегодня только над царством минералов. Здесь он может создать нечто сам. Но он не может еще создать растение или животное. В случае же минерального мира человек совершенно ясно представляет себе весь процесс его образования. На следующей ступени своего развития он сознательно сможет производить растения (пятый круг), затем животных (шестой круг) и, наконец, самого себя (седьмой круг).


Способности существ, которых мы называем Девами, неизмеримо выше, нежели способности человека седьмого круга. Они могут использовать все области, лежащие ниже их собственного мира. Для выполнения определенной задачи они могут создать себе на короткое время такое тело, какое им необходимо. Таким образом, астральный Дева, при желании, может на какое-то время воплотиться и физически.


Мы можем получить некоторое представление о действиях Дева, исходя из действий людей. Человек, до определенной степени, свободен, своеволен в своих действиях. Но люди не действуют гармонически вместе, поэтому различные силы, исходящие из людей, должны быть гармонически упорядочены. Из того, что совершается людьми, должен получиться некий общий эффект. Этот общий эффект должен быть поставлен на службу потребностям мира. Существа, которые приводят к этому общему эффекту, и есть Девы. Они же регулируют коллективную карму. В тот момент, когда люди объединяются какой-либо общей целью, у них возникает общая карма, которая их связывает и ведет, образуя общую кармическую нить.


В России, например, существовала секта духоборов. Эта глубоко религиозная секта обладала — в наивной, но прекрасной форме — теософским учением. Члены этой секты были репрессированы, и видимого влияния на мир теперь — по крайней мере, внешне — не оказывают. Материалисты скажут: какой же всё это имело смысл? Духоборов больше нет! — Однако в своих следующих воплощениях все, кто был соединен в секте духоборов, объединятся снова, чтобы в дальнейшем передать человечеству то, чему они научились. Так подобные группы действуют на человечество в своих последующих воплощениях. Идеи, которыми они жили, снова изливаются в мир. В этих группах мы обнаруживаем те же самые идеи, но в более углубленной форме. Так, например, в Средние века существовала секта манихеев. Их тайну составляло знание о появлении в будущем двух типов людей: злых и добрых. В пятом круге закончит своё существование минеральное царство, но зато возникнет царство злых. Манихеи знали об этом. Поэтому они поставили себе задачу уже сейчас воспитать людей, которые позднее смогут стать воспитателями этих злых. Эти идеи в среде манихеев затем постоянно углублялись.


Мы различаем, таким образом, отдельные проявления воли отдельных людей и силы, стоящие за ними для того, чтобы объединить их в одну общую волю. Так возникает коллективная карма.


Розенкрейцеры говорили о сущностях, принадлежащих к человеческим группам. Физическое тело целиком принадлежит одному человеку; астральное тело уже принадлежит группе. Одной своей частью астральное тело человека связано с групповой душой. То, что сегодня человек еще не может делать, делают за него Девы. Над астральным телом человека тоже еще работают Девы. Еще большее участие принимают они в деятельности эфирного тела человека. Мы уже видели, что на одном из уровней камалоки человеческие силы используются в работе над животным царством. Направляются, однако, эти силы Девами. С их помощью человек всё дальше и дальше продвигается по пути к Девахану.


Особый вид Девов представляют собой Планетарные духи, Дхьян-чоханические существа. Они уже давно достигли той ступени, на которую человек поднимется гораздо позже. Они находятся на ступени, на которую человек поднимется в шестом и седьмом кругах. Каждый Планетарный дух принимает участие в осуществлении какой-то отдельной части планетарного развития.


В настоящее время человек деятелен на физическом, астральном и деваханическом планах. Все является деятельностью. Какое же значение имеют Планетарные духи для человека, находящегося в определенном состоянии? Планетарные духи осуществляли на предыдущих ступенях, на предыдущих планетах, ту же деятельность, которую человек выполняет сегодня. То, что они тогда восприняли, сегодня сохраняется в них как мудрость. Благодаря этой мудрости они могут стать Учителями следующей планетарной ступени. Девы, участвовавшие в формировании Земли, еще не могли познать законы; на это способны лишь существа более высокой ступени, ступени мудрости. Еще выше располагается ступень воли, ведения, проявления. Собственно руководителями планетарного развития являются Духи мудрости (Кириотес) и Духи воли (Престолы).


Девы воздействовали на человека, формируя в нем то, что проявилось позднее, уже в то время, когда последний был еще астральным существом, то есть в долемурийский период. Перед лемурийским периодом внутри человека впервые поднялся образ окружающего мира. В виде образов поднялись в нем также чувства симпатии и антипатии. Все это было результатом воздействия Девов. Человеком правило тогда целое регентство Девов. Затем, в определенной степени, человек взял правление на себя. До этого он был исполняющим членом правления Девов. Теперь же он стал отчасти оставленным Богами. Эзотерический ученик, чела, снова, на этот раз сознательно, позволяет ожить в себе тому миру, с которым человек долемурийского времени знакомился в образах. Тогда вожделения и страсти представали перед ним в виде аурических образов, внутри которых жили мысли Девов; все это, однако, воспринималось в состоянии сильно замутненного сознания. Теперь же, когда все это утеряно, человек должен обрести сознательное видение окружающего мира. В сознательном завоевании всего этого и состоит дальнейшее развитие человека, развитие на ступени челы. Человек должен обладать полным сознанием. Медиум, то есть медиумизм, напротив, является возвратом к прошлому.


То, что человек переживает на физическом плане, представляет собой скелет его творчества, основание для следующих периодов развития. Посредством соприкосновения с внешним миром в нем закладываются способности, которые цозже станут основой его дальнейшей планетарной деятельности, когда человек сам станет Планетарным духом.


Мы создаем основу для возникновения последующих планет в наших словах. Как камни образуют основание Земли, так и там основанием станет то, что мы сегодня говорим. Опыт инволюционирует в одной области, для того чтобы иметь возможность эволюционировать в другой. Индивидуальность божественна в той степени, в какой она способна выдохнуть то, что восприняла. Девы становятся Девами в тот момент, когда они становятся способными вернуть назад воспринятое.


Древняя мудрость есть не что иное, как то, что было воспринято ранее и оказалось возвращенным теперь. А  поскольку когда-то учителями людей были сами Боги, это суть Теософия.


Карма есть закон. Дева является исполнителем закона. Ангелы времяобращения осуществляют закон, под которым стоят целые группы людей. Единичный человек, находящийся в группе, действует инстинктивно. Дева правит душой народа; он, в сущности, является душой народа. Народная душа, таким образом, не абстракция, а живой Дух.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru