RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад  14               Берлин, 9 октября 1905 года


Сегодня мы будем говорить о пребывании человека в Девахане между двумя инкарнациями.


Мы должны, однако, постоянно помнить о том, что в этот период человек находится не где-нибудь, а там же, где мы находимся обычно. Девахан, астральный мир и физический мир — это три вставленные друг в друга мира. Наиболее верную картину Девахана мы получим, представив себе мир электрических сил, до того как человечество открыло электричество. Тогда все это уже содержалось в физическом мире, но тогда это был мир оккультного. Все оккультное когда-то становится раскрытым. Разница между жизнью в Девахане и жизнью в физическом мире состоит в том, что в теперешнем цикле человек оснащен органами, позволяющими ему воспринимать физический мир, но не органами для наблюдения того, что разворачивается в Девахане.


Войдем в положение души какого-то человека, находящейся между двумя инкарнациями. Он уже передал всеобщим силам свое физическое тело, и жизненным силам эфирное. Затем он отдал также еще непроработанную часть астрального тела. И вот, наконец, он в Девахане. Он не обладает больше тем, что в его эфирное и астральное тела внедрили Боги; все это отброшено. Он обладает теперь только тем, что в продолжение своих многих земных жизней проработал сам. Это остается с ним в Девахане. Все, чем занимался человек в физическом мире, служит тому, чтобы в Девахане сделать его все более и более сознательным.


Рассмотрим отношения одного человека к другому. Возможно, эта связь обусловлена чисто природно; это могут быть, например, отношения между братом и сестрой, которые просто природно обусловлены. Но даже здесь отношения природны лишь отчасти, поскольку в чисто природное постоянно вмешиваются моральное и интеллектуальное. Человек рождается в определенной семье благодаря своей карме; но не все является обусловленным кармически. Природные отношения без всякой примеси мы находим у животных. В отношениях между людьми всегда присутствует также моральная связь, образованная посредством кармы. Но может быть и так, что в отношениях двух людей вообще нет ничего, что было бы обусловлено природой. Например, вопреки внешним условиям, может завязаться глубокая дружба между двумя мужчинами или двумя женщинами. Представим себе радикальный случай таких отношений, когда будущие друзья или подруги поначалу даже испытывают друг к другу чувство антипатии, но затем, несмотря на это, оказываются способными выстроить отношения на чисто интеллектуальных и моральных основаниях, от души к душе. Таким отношениям мы противопоставляем естественные отношения между двумя братьями или сестрами. В таких отношениях, от души к душе, мы имеем мощное средство для образования деваханических органов. Более легкого пути развития деваханических органов в настоящее время просто нет. Такие отношения, по сути, являются бессознательно деваханическими.


То, что сейчас человек развивает в чисто душевной дружбе как душевную способность, в Девахане становится мудростью, возможностью испытать духовное в действительности. Насколько человек способен вживаться в подобные связи, настолько он подготовлен к Девахану. И наоборот, неспособность устанавливать душевные отношения есть показатель неподготовленности к Девахану. Как для слепого не существуют красок, так и для такого человека не существует душевного. Насколько человек заботится о чисто душевных связях, настолько вырастают его глаза для Девахана. Тут действует правило: кто участвует в жизни духа здесь, тот там воспримет от духа лишь столько, сколько он снискал своей деятельностью здесь. Отсюда огромная важность жизни на физическом плане. В человеческой эволюции не существует другого средства для пробуждения деваханических органов, кроме духовной деятельности на физическом плане. Это созидающая деятельность, которая возвращается к нам в виде деваханических органов чувств. Для подготовки к восприятию в Девахане нет ничего лучшего, чем создание чисто духовных человеческих связей, связей, в которых первоначально отсутствуют какие-либо природные основания.


Чтобы завязывать такие чисто духовные отношения, люди и должны объединяться в общества. Так Мастера стремятся влить жизнь в поток человечества. Все, что происходит в таком обществе с верным настроем, означает для каждого его члена открытие духовного ока в Девахане. Каждый способен тогда видеть там то, что находится на одинаковой ступени с возникшим здесь. Если возникла духовная связь на физическом плане, то эта связь входит в разряд всех тех вещей, которые сохраняются после смерти. Она сохраняется как для уже умершего, так и для ещё живущего. Находящийся там остается связанным тем же поясом, что и оставшийся здесь. Умершие даже сознают эти духовные отношения сильнее.


Таким образом человек воспитывает себя для Девахана. Умерший сохраняет связь со своим любимым. Прежние связи становятся причинами, вызывающими следствия в Девахане. Поэтому деваханический мир называют миром следствий, а физический миром причин. Высшие органы можно вырастить только из семян, посеянных на физическом плане, и никак иначе. Для этого человек и находится здесь. Теперь нам будет понятным и значение так часто употребляемого выражения "разорвать обособленность". До погружения в физическое бытие мы жили содержанием нашего астрального тела, созданного одним  из Девов. Симпатии и антипатии возбуждались тогда Девами; человек не был еще ответственным за это. На следующей ступени человек сказал себе: теперь я вступил на физический план как существо, которое должно во всем разобраться само. Раньше я просто не мог сказать слово "Я"; только теперь я стал существом, особым для себя. До этого, конечно, я тоже был особым существом, но лишь как особый член деваханического существа. На физическом же плане я являюсь особым существом для самого себя, отдельным "Я", поскольку я заключен в физическое тело.


Высшие тела пронизываются друг другом; например, Атма представляет собой нечто общее для всего человечества, как общая атмосфера. Атму единичного человека можно представить себе как нечто отсеченное от всеобщей Атмы — будто там сделали надрезы, обособив отдельные участки. Эту обособленность, однако, мы должны преодолеть. И мы делаем это, как раз завязывая чисто душевные отношения с другими людьми. Посредством этого мы уничтожаем обособленность и познаем единство Атмы. Образуя такие человеческие связи, я пробуждаю в самом себе симпатии и, таким образом, беру на себя работу по включению самого себя в мировые планы как существа, лишенного самости. Благодаря этому во мне пробуждается Божественное. В этом состоит смысл раскрытия себя миру.


Сегодня мы окружены физической реальностью, Солнцем, Луной и звездами. То, что внешним образом окружало человека в бытии древней Луны, сегодня содержится в нем. Лунные силы живут теперь в самом человеке. Не был бы человек на Луне, у него не было бы теперь и этих сил. Тайное египетское учение называет поэтому в эзотерике Луну Исидой, богиней древнего плодородия. Исида — душа Луны, предшественница Земли. Тогда кругом жили все те силы, которые сегодня живут в растениях и животных как силы продолжения рода. Как сейчас нас окружают огонь, магнетизм, химические силы и прочее, так древнюю Луну окружали силы, ставшие теперь в человеке, животных и растениях силами размножения. Силы, действующие сейчас в качестве земной среды, будут в будущем играть в человеке особую роль. То, что сегодня действует в отношениях между мужчиной и женщиной, на Луне было внешними физическими силами, подобными теперешним вулканическим выбросам. Тогда эти силы окружали человека, находясь вне его; он всасывал их в себя посредством своих лунных органов чувств, чтобы эвольвировать их сейчас. То, что человек инвольвировал на Луне, на Земле проявляется как эволюция. То, что в послелемурийское время человек вычленил как сексуальную силу, является душой Луны, Исидой, живущей в нем сейчас. В этом состоит родство человека с теперешней Луной. Она стала шлаком, поскольку оставила свою душу людям.


Приобретая опыт на Земле, мы накапливаем силы, которые на последующих планетах станут нашими собственными. То, что мы испытываем теперь в Девахане, есть подготовительные этапы. Сегодня, глядя на Луну, человек говорит себе: она дала нам силы для продолжения рода; в будущем он будет видеть другую Луну, образовавшуюся из нашей теперешней физической Земли и вращающуюся вокруг будущего Юпитера в виде лишенного души куска шлака. То, что сегодня на Земле человек воспринимает как свет, тепло и прочие физические явления, на Юпитере станет новыми силами. Тогда все, воспринятое органами чувств, он будет излучать. Воспринятое душой станет реальностью.


Таким образом, теософское воззрение ведет нас не к недооцениванию мира физического плана, а к пониманию того, что на этом плане нами приобретается опыт, который позднее будет излучаться наружу. Земное тепло и солнечный свет, которые струятся к нам сегодня, в будущем будем излучать мы сами. Эти новые силы будут исходить из нас подобно тому, как сегодня из нас исходят сексуальные силы.


Теперь мы попытаемся уяснить себе значение следующих друг за другом деваханических состояний. Вначале пребывание в Девахане непродолжительно. Затем, по мере формирования духовных органов ментального тела, время пребывания там увеличивается, пока человек не вберет в себя всю земную мудрость и не завершит образование органов деваханического тела окончательно. Это станет реальностью для всех людей ко времени завершения всех земных кругов. Тогда все станет человеческой мудростью. Тепло и свет станут мудростью. Между земной манвантарой и следующей планетой человек пребывает в пралайе. Здесь нет ничего окружающего человека снаружи; все силы, приобретенные человеком на Земле, остаются в нем. В это время все внешнее переходит внутрь. Оно пребывает в виде семени и переходит в следующую манвантару. В целом это представляет собой состояние, подобное моменту глубокого размышления, когда мы полностью отстраняемся от окружающего нас внешнего мира и погружаемся в воспоминание, извлеченное из нашей памяти. В пралайе пережитое вспоминает целое человечество; затем оно может этим опытом воспользоваться.


Подобные промежуточные состояния, представляющие собой своего рода воспоминания, возникают постоянно; состояние Девахана — одно из них. Посвященный уже сейчас может провидеть факты, которые лишь постепенно будут проявляться для человека в состоянии Девахана. Это промежуточное состояние. Все подобные состояния являются промежуточными. Посвященный описывает мир так, как он проявляется в Девахане, по ту сторону, в промежуточном состоянии. Минуя Девахан и достигнув еще более высокого состояния, он снова описывает промежуточное состояние.


Первая ступень посвящения состоит в том, что ученик через завесу внешнего мира учится наблюдать мир потусторонний. Посвященный лишен приюта на Земле. Он должен создать его по ту сторону. Когда ученики Иисуса находились с ним "на горе", они были в деваханическом мире, по ту сторону времени и пространства; они строили себе жилище там. Это первая ступень посвящения.


На второй ступени посвящения происходит нечто подобное, но уровнем выше. На второй ступени состояние сознания посвященного соответствует состоянию в промежутке между двумя формосостояниями (глобами), то есть состоянию пралайи, наступающему, когда достигнуто все, что только может быть достигнуто в физическом формосостоянии, и когда Земля трансформируется в так называемое астральное формосостояние, или в астральную глобу.


Третье состояние сознания посвященного соответствует состоянию между двумя кругами, между старой арупа-глобой предьгдущего круга и новой арупа-глобой следующего круга. В пралайе между двумя кругами посвященный достигает того момента, когда он поднимается к третьему состоянию; он становится тогда посвященным, третьей степени. Теперь становится понятным, почему Иисус мог предоставить свое тело в распоряжение Христа, только достигнув этой третьей стадии. Только посвященный, поднявшийся над кругами, мог предоставить свое тело Христу.


Человеческое Я-сознание должно очиститься, освятиться христианством. Христос должен был очистить, возвысить эгоистическое Я, которое вместе с этим, достигнув самосознания, бессамостным умирает. Этого он мог достичь только в теле, ставшим единым с... (пропуск в тексте). Поэтому только посвященный третьей степени мог принести свое тело в жертву Христу.


В наше время прийти к полному осознанию этих высоких состояний чрезвычайно сложно. Субба Роу обладал собственным знанием; он описывает эти три состояния ученичества, челы.


Луна представляется нам в виде лишенного души остатка нас самих, а мы, в свою очередь, содержим в себе силы, которые когда-то дали жизнь Луне. В этом причина особых сентиментальных чувств поэтов, воспевающих Луну. Все эти поэтические восприятия — лишь слабый отзвук живущих в человеке оккультных течений.


Теперь представим себе существо, которое как бы срослось с тем, что должно отпасть в виде шлака. От Земли ведь должно остаться то, что позднее превратится в нечто подобное теперешней Луне. Такого срастания необходимо избежать. Но человек может все же этого желать, и тогда он соединится с предметом своих желаний. Человек, глубоко проникнутый чувственным, все больше и больше соединяется с тем, что должно быть отброшено  в виде шлака. Это произойдет по исполнению числа 666, числа зверя. Тогда наступит момент, когда Земля должна будет выйти из планетной эволюции. Если к этому моменту человек останется в тесном родстве со сходящими с пути развития чувственными силами, он будет отброшен вместе с этим куском шлака, отброшен вместе со всем, что с ним связано и не может перейти в следующую глобу, станет обитателем этого шлака, подобно существам, населяющим теперешнюю Луну.


Здесь мы имеем дело с понятием восьмой сферы. Человек должен пройти семь сфер. Семи планетам соответствует семь тел:


Сатурну соответствует физическое тело, 


Солнцу соответствует эфирное тело, 


Луне соответствует астральное тело, 


Земле соответствует Я, 


Юпитеру соответствует Манас,


Венере соответствует Буддхи, 


Вулкану соответствует Атма.


Наряду с этим имеется восьмая сфера, куда идет все то, что не смогло примкнуть к этому развитию. 


Зачатки ее образуются уже в деваханическом состоянии. Если человек использует жизнь на Земле только для накопления того, что служит ему одному, только для возвышения его эгоистического Я, тогда в Девахане все это приводит к состоянию авичи. Человек, неспособный выйти из собственной обособленности, приходит к авичи. Все эти авичи-люди когда-нибудь станут обитателями восьмой сферы. Остальные люди включены в непрерывную эволюционную цепь. Религии называют восьмую сферу адом, преисподней.


При возвращении человека из Девахана астральные, эфирные и физические силы группируются вокруг него в соответствии с двенадцатью кармическими силами, называемыми в индийской эзотерике ниданами. Это:


1.  avidya (авидья)  незнание
2.  sanskara (санскара) организующие  тенденции
3.  vijnana (виджняна) сознание
4.  nama rupa (нама рупа) имена и формы
5.  shadayadana (шадаядана) то, что образует из вещи разум
6.  sparsha (спарша) соприкосновение  с бытием
7.  vedana (ведана) чувство
8.  trishna  (тришна)   жажда бытия
9.  upadana (упадана) наслаждение  бытием
10.bhava (бхава)   рождение
11. jati (джати)    то, что толкает к  рождению
12. jaramarana   то, что освобождает (джарамарана)  от земного бытия
                  

Эти важнейшие аспекты кармы мы рассмотрим более подробно в следующих докладах.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru