RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

 Доклад  17             Берлин, 12 октября 1905 года


В оккультизме при рассмотрении человека мы различаем, прежде всего, его дела, то есть все, что исходит из деятельности, связанной с его руками; затем речь, и, наконец, мысли. В этом смысле все, что человек осуществляет своими руками, через карму воздействует на его следующее земное бытие. Все то, что мы произносим, касается уже не только лично нас, но целой группы людей, говорящих на том же языке, и участвует в карме группы или расы. Слова требуют большей ответственности, нежели просто дела; словами мы подготавливаем конфигурацию следующей расы. То же, что мы мыслим, действует уже на образ будущей Земли. Мы различаем поэтому три ступени: первая — индивидуальная деятельность человека, за исключением деятельности "из ничего". Вторая — человек не может говорить лишь для себя; слова касаются группы людей. Третья — мысли касаются всего человечества.


Со всем этим связано и нечто другое. Действуя, мы стоим за нашими поступками каждый сам по себе. Разговаривая, в словах, мы уже не одиноки. За нашими словами действует вместе с нами духовное существо. Как верно то, что высказанные нами слова совершенно точно отпечатываются в Акаше, так же верно и то, что с каждым произносимым нами словом мы вторгаемся в тело духовного существа, воплощенного в эту Акаша-материю, в которую вливаются наши слова. Мы должны это ощущать; поэтому мы и должны так осторожно обходиться с тем, что произносим. Когда мы мыслим, кажется, это касается только нас самих; но в наших мыслях вместе с нами также действует духовное существо, причем духовное существо более высокого ранга, нежели то, что участвует в нашей речи.


Эти вещи заключают в себе не только всю мировую историю. Благодаря им объясняется и многое другое. Отметим какую-нибудь нашу мысль. За ней стоит одно из духовных существ. Если представить себя со всех сторон окруженным телом этого духовного существа, то мысль будет лишь отпечатком тела этого действующего в нас духовного существа. Каждый раз, когда нашу душу пронизывает мысль, мы должны понимать, что она есть лишь отпечаток, своего рода след одной из высоких духовных сущностей; точно также, как, заметив следы на влажном полу, мы говорим: "Здесь прошел человек". — Это духовное существо состоит из того же вещества, что и мысль. Мысль может стать в нас отпечатком духовного существа потому, что это существо обладает телом, состоящим из того же вещества, что и наша мысль.


Наш след, оставленный на влажной земле, является негативом, отражением нашей стопы. Так же обстоит дело и с нашими мыслями. В высших духовных мирах каждая мысль имеет свой отраженный образ. Образ и отраженный образ соединяются друг с другом, как печать и отпечаток. Сам образ, духовная сущность, соответствует в нашем примере печати. Мысль, соответствующая этой печати, называется интуицией, а ее отпечаток — абстрактной мыслью. Когда человек думает, он может сказать себе: "Я ощущаю следы того, что происходит в высших мирах". — С этой точки зрения используется в религиозных текстах, например, в Откровении Св. Иоанна, изображение "печати". Он соответствует действительности. Если в наших словах действует высокое духовное существо, то каждое слово также является отпечатком. Отраженный образ слова у мистиков называется "имагинацией". Таким образом, мы имеем три ступени мыслительного: интуитивное, имагинативное и обычное абстрактное. Если человек достигает определенной ступени развития, если сами абстрактные мысли достигают ступени, на которой инкарнированы существа, соучаствующие, когда человек говорит, тогда человек становится челой, эзотерическим учеником. Быть Мастером означает: действовать в том веществе, в котором инкарнированы существа, действующие в наших мыслях. — Имагинация дает образ. Поэтому великие религиозные учителя прошлых времен говорили образно; имагинация дает не абстрактную мысль, а образ. Во всех религиях говорится в образах. Образ обычно считают чем-то второстепенным, но если человек способен каждую мысль снова обратить в образ, он достигает более высокой ступени. Такая способность является предпосылкой для принципиально нового вида восприятия. Речь идет о том, что человек становится в состоянии не просто абстрактно думать, а каждый раз воспринимать мысль в образе.


Как правило, человек формирует лишь мысли. Более развитый человек должен думать в образах, то есть "имагинировать". Смысл лежит уже в самом выражении: иметь власть запечатлевать нечто в какой-то вещи (имагинировать). В фантазии поэта или художника мы находим лишь очень слабое отражение имагинации. Человек, желающий развиться до ступени имагинации, говоря, должен стараться иметь перед собой образ-отражение, Imago. Отсюда потрясающие образы в религиозных писаниях. Человек, поднявшийся до продуцирования таких образов, достигает ступени духовных сущностей, создающих расы. Тот же, кто развивает в себе не только образы, но интуиции, принимает участие в творчестве следующего планетарного бытия. В образах находит отзвук то, что уже имеется на Земле; тот же, кто творит из интуиции, создает нечто, чего ещё нет и никогда не было, то есть он творит из нирваны. Это понятие всякого Апокалипсиса: то, что только будет реальностью, можно создать лишь из интуиции.


Благодаря абстрактному мышлению создается отображение того, что есть. В имагинации человек внутренне оплодотворяется формообразующим Духом. Имагинации соответствует скрытая реальность, возникшая посредством оплодотворяющей деятельности высоких духовных сущностей; в этом случае этих духовных сущностей можно видеть на астральном плане. Предпосылкой к этому служит развитие языка, являющегося не отражением абстрактных мыслей, а отражением образов. Медиумы поэтому тоже выражаются в имагинациях, в образах и символах, но бессознательно. За ними символообразующе действует Дух. Эзотерический ученик делает это в полном сознании, хотя все же и не самовольно. При этом он позволяет оплодотворить себя Духом.


Так же, как человек достигает сейчас способности к созданию образов и интуиции, так и внешний мир до человека воздействовал таким образом, что во всем, что окружает нас теперь в виде минерального мира, то есть в чисто физическом мире, в качестве созидающих сил действовали интуиции. Кристалл, так, как он является нашим органам чувств, представляет собой нечто внешнее; но он создан интуициями. За физическим миром скрыт мир интуиции, который, в свою очередь, является созданием Планетарного духа, существа, производящего эти интуиции. За всеми языками стоят сущности имагина-ций, Духи рас. Во всем живом действуют духи той же ступени. За растениями скрывается действие имагинаций. Растение, в том образе, в котором мы его воспринимаем, происходит из имагинаций; за этой имагинацией стоит духовное существо. А все сознательное и чувствующее возникло из самого мышления.


А теперь рассмотрим весь Универсум целиком, прежде всего как нечто физическое: Земля, Солнце, Луна и звезды, Млечный Путь и так далее. Но за всем этим стоит великий интуитивный Дух. Это тот же самый Дух, который выражает себя в наших действиях; он же стоит за целым Универсумом. Христианство называет его "Отец". О нем мало что известно, поэтому его называют также непознаваемым Богом. В теософской литературе это Первый Логос.


За всем живым стоит Дух имагинаций. Это тот же Дух, который стоит за нашей речью, поэтому в христианской религии его называют "Слово". Это название подразумевает нечто совершенно реальное и конкретное. Дух, стоящий за всем живым и ещё сегодня действующий в нашем языке, в каждом нашем слове, назван поэтому "Словом" с полным правом; он имеет еще и другое обозначение: "Сын" или "Христос". Это Дух, живущий во всем живом как имагинация.


Затем мы подходим к тому, что обладает сознанием, что в какой-то степени способно чувствовать, сознавать, ко всему животному и к тому, что в человеке является животным. Это можно уже охватить мыслью. Это каждый имеет в себе. То, что происходит в животном, происходит прежде всего в нем самом: абстрактное сознание. Все сознание мира живет также и в человеке, в абстрактном мышлении. В самом себе человек называет его Духом; когда же тот действует извне, в созидающей природе, он называет его Святым Духом. Это то, что лежит в основе любого ощущения и сознания. Болезнь существует только в отдельном бытии. Дух сам по себе не может быть больным, только если он инкарнирован в низшее тело. Слово "святой" [нем. heilig] означает "здоровый, целый, невредимый" [heil sein]; оно выражает то, что этот Дух, пронизывающий мир снаружи, здоров. "Святой Дух" — это не что иное, как совершенно здоровый Дух; поэтому тот, кто действительно соединяется со Святым Духом, получает целительные силы. Они должны иметь дело с пронизывающим мир Святым Духом. Это Дух, который действительно действует через человека на другого человека исцеляюще.


Говоря о физическом плане, мы имеем в виду прежде всего то, что мы воспринимаем нашими органами чувств. За этим стоит интуитивный Дух. Все физическое создано этим Духом. Таким образом, за всем тем, что имеет четкую форму, что может быть воспринято органами чувств, стоит Дух-Отец, Первый Логос. Нашим восприятием мы все это не изменяем. Но изменение происходит, когда мы действуем. Тогда мы изменяем не только окружающий нас внешний мир, но и действующие там силы. В тот момент, когда мы совершаем какой-либо поступок, происходит изменение на физическом плане. Это изменение, однако, вызывается изменением силы того, что соответствует Первому Логосу. На это мы оказываем воздействие нашими делами, и это остается; оно есть и не может исчезнуть, если только мы это не уничтожим посредством той же силы, которая это вызвала. А изменение, вызванное в великих мировых интуициях нашими делами, является тем, что снова возвращается к нам как карма. То, что снова тянет человека в физический мир, называют, имея в виду карму, рупа. Это название объясняется тем, что вышеописанный процесс осуществляется в рупе, то есть посредством тела, посредством внешнего. Когда мы воздействуем на внешние интуиции, мы совершаем это в теле, в рупе.


Второй областью, в которой человек сегодня также не самостоятелен, и соучаствует другой Дух, является речь. С помощью последней мы оказываем воздействие на мир, за которым стоит уже не только физическое, за которым стоит живое. В этом мире жизни остаются имагинации того, о чем мы говорим, формирующие силы, которые создают новые расы. Наша теперешняя раса образовалась из того, что стояло за словами прошлых рас. Эти силы встроены в нашу расу. Кроме того, в рассмотрение входят также имагинации сами по себе. Все это указывает на то, что нашими словами мы вызываем отклик в царстве Сына, царстве Второго Логоса. Эти воздействия возвращаются к нам в виде коллективной кармы целой расы, поскольку мы производим слово не одни, а с помощью духа расы. Что же является основанием такой формы кармы? Где действует Дух расы? — Дух расы действует в человеческих чувствах, пронизывает весь мир чувств. Тут находит отклик то, что является у человека общим с группой.


То, что в гораздо более широком смысле действует на карму, это чувство - ведана. Таким образом, мы имеем: первое — рупа, телесность; второе — ведана, чувство. — Для людей, еще не ставших челой, при восприятии Второго Логоса и всего живого чувство является чем-то очень важным. Наука хочет рассматривать животное и растение без жизни. Даже величайшие ученые не продвинулись сегодня дальше постижения жизни чувством. Способность проникать в жизнь придет к ним только с имагинативным пониманием.


Мышлению в окружающем мире соответствует все, что может ощущать, сознавать. Все это имеет с нами нечто общее: восприятие. То, что мы вообще способны воспринимать в физическом пространстве внешний мир, как мир звуков и красок, возможно лишь благодаря тому, что мы можем перевести его в мысли. Мы улавливаем восприятие; обдумываем его. Если бы в восприятии не было мысли, то желание образовать об этом восприятии мысль было бы для человека величайшей глупостью. Мысли были бы просто иллюзиями, если бы восприятия не осуществлялись через мысли. Что дает комбинацию восприятий, так это то, что эти восприятия сначала были надстроены мыслями, которые мы извлекаем: природные законы. Законы природы есть не что иное, как мысли; созидающее, это Святой Дух. Восприятие представляет собой границу между обоими, где наши мысли соприкасаются с внешними созидающими мыслями. Таким образом, нашими мыслями мы можем воздействовать не на жизнь саму, а на все то сознательное, что вовне является мыслями как таковыми.


Нашими мыслями мы оставляем след во всех тех духовных существах, которые произвели сознание. То, что человек формирует на основании своих восприятий как мысли, снова воздействует на все то, что делает эти восприятия необходимыми. Поэтому в том, что оказывает влияние на карму, мы различаем еще и третье: восприятие, или санджня.


Всеми нашими действиями мы вызываем кармические противодействия, поскольку мы вторгаемся в мир интуиции: рупа.


Посредством наших слов мы вторгаемся в мир созидающих чувств, создавая вокруг нас противоположные чувства: ведана.


Всем тем, что мы думаем о восприятиях, мы вторгаемся во внешний мир мыслей: санджня.


Когда мы снова появимся на Земле, того, что мы теперь воспринимаем, больше не будет. Поэтому все то, что мы думаем о мире восприятий, никак не может повлиять на наши будущие воплощения; все это имеет кармаобразующую силу только в этой инкарнации. Мысли влияют на наш теперешний характер.


То, что исходит из наших чувств, уже имеет дело с нашим окружением; то, что вливается в мир имагинаций, в последующих инкарнациях возвращается назад в виде наших склонностей и возможностей. То есть, своими кармически обусловленными склонностями человек создает себе возможности, которые образуют его судьбу. Мысли формируют характер, склонности кармически вызывают соответствующие возможности. Внешние действия обуславливают внешнюю судьбу, все физические обстоятельства, в которых человек рождается. То, что мы производим рулой, нашей телесностью, кармически возвращается в виде нашей действительной судьбы.


Только если человек поднимется до имагинаций, он сможет сознательно взращивать в себе склонности для будущих инкарнаций. В этом заключается секрет того, почему великие основатели религий могли распространять свое влияние далеко за пределами своего времени. Образы, которые они дали людям, стали причиной склонностей для последующих инкарнаций. Каждый образ, который они заложили в души, выступает в виде целого мира человеческих чувств. Либо человек приобретает такие имагинаций сам, либо он получает их от какого-либо Учителя. Сами мы имеем их в том случае, если мы овладели всей жизнью чувств; это уровень эзотерического ученика. Он чувствует то, что считает нужным; о чувствах прочих людей заботятся основатели религий. Любая религия есть мир чувств будущих рас; поэтому если этот мир и прекратит свое существование внешне, впоследствии он оживет в склонностях. В настоящее время, например, проявляются склонности, заложенные в человечестве еще в XIII и XIV веках. Поэтому так важно, чтобы в человеческие сердца не закладывались материалистические образы современности, которые — в случае, если они не будут преодолены духовными представлениями, — оснастят будущего человека склонностями к чудовищной жестокости, склонностями, целиком направленными на чувственный мир. Это те живущие в человеке страсти  и желания, которые исходят из имагинации. Это его санскара. Все, что в человеке интуитивно, что является великими импульсами, воспринятыми им от высоких посвященных, все это преодолевает фактическую карму. Тот, кто поднимается до самих интуиции, проникает сквозь физический мир к Духу-Отцу. Обладающий интуитивным знанием может воздействовать на действительную карму. Он начинает ее сознательно ограничивать.


Обычному человеку понятны лишь существа, также обладающие сознанием. Если он приходит к имагинации, ему становится понятной жизнь; достигнув интуиции, он может продвинуться вплоть до интуитивных сил.


Насколько человек может влиять на свою карму, настолько он должен обладать интуициями, или он должен иметь их в качестве обязующего завета великих посвященных. Сознание, необходимое для преодоления кармы, называют виджняна. Теперь посмотрим на человека, который в этом мире живет, действует и умирает. Когда он умирает, после него в этом мире нечто все же остается: это рула, ведана, санджня, санскара и виджняна. Эти пять вещей — его счет: личная судьба как рупа; судьба народа, в котором он был рожден, как ведана; то, что он вообще бы рожден на этой Земле, как санджня. Помимо этого, действуют также санскара, желание, и виджняна, сознание. Это пятерка скандх.


То, что человек вносит в мир, живет там как пять скандх. Они являются основанием для нового бытия. Они постепенно становятся менее действенными, если человек развивал одну из последних сознательно. Чем больше он, например, сознательно развивает виджняну, тем больше в его власти будет сознательное воплощение в физическое тело. Скандхи, по существу, идентичны карме.



1.  Рупа телесность, физические воздействия
2. Ведана чувство
3. Санджня восприятие
4. Санскара желание
5. Виджняна сознание, необходимое для преодоления кармы



Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru