RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

 Доклад   18                      Берлин, 16 октября 1905 года


Если мы хотим подробнее рассмотреть, как осуществляется карма, мы должны вернуться немного назад, в более ранние времена развития человечества. Европа, например, несколько тысячелетий тому назад была покрыта льдом. Альпийские глетчеры простирались вплоть до северных границ теперешней Германии. Те области, в которых сейчас живем мы, были в то время холодны и суровы. Люди пользовались тогда в высшей степени простыми и примитивными орудиями труда. Если же мы углубимся теперь в прошлое на миллион лет, мы обнаружим тропический климат, примерно такой же, как сегодня в самых жарких районах Африки; в отдельных частях мощного древнего леса жили попугаи, обезьяны, в основном гиббоны, и слоны. Едва ли, однако, мы встретили бы там следы того человека, которого мы знаем сейчас. То же относится и к более ранним периодам земного развития. Исследуя определенные пласты поверхности Земли, образовавшиеся в период между этими двумя временными пунктами, ученые-естественники обнаружили останки человека с недоразвитым передним мозгом и далеко отодвинутыми назад лобными частями черепа. Развитой была только задняя часть мозга. Эти находки относятся к тем временам, когда люди еще не знали огня и изготавливали себе оружие, шлифуя камни. Естествоиспытатели охотно сравнивают уровень развития таких людей с уровнем развития дикаря или беспомощного ребенка. Останки подобных людей были обнаружены в Неандертале и в Кроатии. Они обладали обезьяноподобным черепом, и, согласно результатам раскопок в Кроатии, были в свое время зажарены чуть ли не живьем, то есть тогда там имелись каннибалы.


Теперь ученый-материалист говорит себе: мы изучили человека, начиная с тех времен, когда он был еще неразвит и беспомощен, и теперь полагаем, что эта детская ступень человеческого бытия была отправной точкой развития человечества; примитивный же человек произошел, в свою очередь, от человекоподобных животных. — В этой своей теории развития он просто делает скачок от человекоподобных животных к примитивному человеку. Естествоиспытатель полагает, что совершенное всегда развивается из несовершенного. Это как раз верно не всегда. Проследив развитие отдельного человека, мы видим, что вначале он был ребенком. Но этот ребенок появился на свет от своих родителей, которых никак нельзя назвать менее совершенными. То есть, таким образом, мы приходим к примитивному состоянию, которое, в свою очередь, образуется из некого высшего состояния. Это очень важно, поскольку подобное наблюдение связано с тем, что ребенок уже при рождении обладает задатками своего будущего совершенства, в то время как животное остается на низшей ступени.


Если этот естествоиспытатель доберется в своем исследовании до эволюционной ступени, на которой человек еще не обладал передним мозгом, и у которого еще не было рассудка, он должен будет себе сказать: "Я должен допустить, что происхождение человека надо искать где-нибудь в другом месте".


Так же, как ребенок происходит от своих родителей, так и все эти примитивные люди произошли от других людей, уже достигших определенной степени совершенства. Этих людей мы называем атлантами. Они жили на территории, покрытой сейчас Атлантическим океаном. У атлантов был еще менее развитый передний мозг, и еше более сдвинутый назад лоб. Но имелось и другое отличие. Они обладали гораздо более сильным эфирным телом. Это эфирное тело, однако, в определенном смысле еще не имело связей с физическим мозгом; эти связи появились лишь позднее. Так, над головой у них имелся нарост в виде мощной эфирной головы; физическая голова была относительно мала и вчленялась в огромную эфирную голову. Функции, которые у современных людей исполняются при помощи переднего мозга, у атлантов исполняли органы эфирного тела. Благодаря этому атланты могли вступать в контакт с существами, доступ к которым теперь закрыт как раз в связи с развитием переднего мозга. Из верхушки физической головы, в том месте, где имелось открытие в эфирную голову, поднималось что-то вроде разноцветного пламени. Атлантический человек мог в немалой степени оказывать влияние на свое физическое окружение. Такая голова, мыслящая как эфирная голова, обладала властью над эфирным, в то время как голова, мыслящая посредством физического мозга, имеет власть только над физическим, над чисто механическими связями между предметами. Она может создавать физические орудия труда. Человек же, который мыслит еще в эфире, может вызвать прорастание зерна, так что оно действительно пустит росток.


Атлантическая культура действительно еще была связана с природным, вегетативным ростом. Эта связь сегодня утрачена. Атлант, например, приводил в движение свои машины не силой пара, а силой семян растений. Формирование переднего мозга передней частью эфирной головы происходило, начиная с последней трети атлантического периода, то есть со времен прасемитов, и вплоть до затопления Атлантиды водами Атлантического океана. Вследствие этого процесса человек потерял власть над ростом растений, а взамен приобрел способность физического мозга, разум. В отношении многих вещей он должен был теперь все начать заново. Он должен был начать изучать механические взаимосвязи. Тут он действительно был подобен ребенку, неловкому и беспомощному, в то время как до этого, в области вегетативного развития, он достиг высокого мастерства. Человек должен был пройти ступень интеллекта, чтобы затем снова обрести те способности, которые он имел раньше. На несвободную волю атлантического человека влияли тогда высокие духовные силы; они воздействовали своим разумом через открытый проем в эфирной голове.


Углубляясь в прошлое еще дальше, мы оказываемся в Лемурии. Здесь мы имеем дело со ступенью человеческого развития, на которой, в сущности, впервые имело место слияние отцовского и материнского принципа. Эфирная голова, естественно, имеет разветвления в астральном теле, которое окружает человека в виде своего  рода излучения... (пропуск в тексте). Если теперь эту голову и астральное тело изъять, произойдет нечто особенное: человек потеряет возможность сохранять вертикальное положение. Тогда же осуществлялся как раз обратный процесс; благодаря ему человек стал постепенно выпрямляться.


В лемурийский период человек, однако, находился на той ступени развития, когда он этой способностью еще не обладал, Мы можем поэтому предположить, что вышеуказанные компоненты можно было еще извлечь из человека. В предшествующем периоде у человека еще не было этой эфирной головы и астрального тела. Они были еще не здесь. Земной человек был тогда фактически согнутым пополам существом. Оба рабочих органа, руки, были сбиты назад, также образуя органы движения, так что человек передвигался тогда на четырех конечностях. Можно представить себе двух теперешних людей, мужчину и женщину, как бы наполовину проглоченными друг другом, так что верхние части тела оказываются поглощенными друг другом, и остаются лишь две нижние половины: человек действительно был тогда двуполым. Тогда он тоже имел астральное и эфирное тела, но не такие, какие он приобрел позднее. Это было другое астральное тело, а именно, тело, которое достигло своей высшей степени совершенства на Луне. Там, в соединении с эфирным телом, астральное тело приобрело способность формировать физическое тело, имевшее тогда крабовидную форму. Человек мог стоять на одной паре ног и исполнять подпрыгивающие движения.


Астральное и эфирное тела были тогда совсем другого рода. Они имели не совсем яйцеобразную форму; она более напоминала форму колокола, который сводчато нависал над четырехногим человеком. Эфирное тело обеспечивало все необходимые жизненные функции этого лемурийского человека. В своем астральном теле человек имел приглушенное, сумеречное сознание, подобное нашему сознанию в сновидении. Но это сознание было не реминисценциями сегодняшних сновидений, а сновидениями реальности. Если к такому человеку приближался другой, скажем, несимпатичный, человек, в нем возникало определенное световое ощущение, которое интерпретировалось им как несимпатичное.


Способностью в некоторой степени использовать свои передние конечности в качестве хватающих органов, благодаря которой наступило время прямохождения, человек обладал еще на Луне. Прочие живые существа, сопровождавшие человека в лемурийское время, имели гротескные рептилевидные формы, от которых сегодня не осталось и следов. Ихтиозавры и им подобные являются потомками тех животных. Действительно, тогда Землю населяли существа, носившие рептилевидный характер; человеческие тела тогда также имели подобный рептилевидный характер. В результате выпрямления этого рептилевидного человеческого существа стало заметно совершенно открытое спереди головное образование, из которого выходило нечто подобное огненным облакам. На основании этого факта позднее появились сказания о драконах. В действительности же это были гротескные формы самого человека в прошлом. Страж порога, низшая природа человека, также возникает обычно в подобных формах. Это низшая натура с открытым головным образованием. В то же время возник союз между этими образованиями на Земле и вышеописанными существами. Астральное тело с головной формой соединилось с драконообразным телом, из которого выходил огонь. Это было оплодотворением матери-Земли Духом-отцом.


Так происходило оплодотворение манасическими силами. Низшее астральное тело слилось с высшим астральным телом. Большой кусок этого низшего астрального тела отпал. Одна часть образовала нижнюю половину человеческого астрального тела, а другая, новая часть астрального тела вместе с головой, соединилась с верхней половиной человека. Исключенная часть, связанная раньше с астральным телом драконоподобного образования, уже не могла развиваться дальше на Земле. В виде конгломерата она образовала астральную сферу Луны, так называемую восьмую сферу. Луна фактически предоставила убежище астральным существам, возникшим из того, что человек отбросил.


Это соединение отцовского духа с материнской материей в Египте было описано как соединение Осириса с Исидой. То, что при этом возникло, назвали Хором. Сплавление червеобразной формы, имевшей эфирную голову, с вновь добавленным астральным человеческим телом и головной формой привело к концепции образа Сфинкс. Сфинкс — это воспроизведение этой мысли в пластике.


Имелось семь видов или классов таких форм, отличавшихся друг от друга, начиная от самых прекрасных, приближавшихся к почти благороднейшим человеческим формам, и вплоть до самых гротескных. Все эти семь видов человеческих форм должны были быть оплодотворены. Схождение "Сынов Манаса" надо представлять себе в таком образном виде. Только так можно понять, как возникло астральное тело человека. Оно было образовано из двух различных членов.


Рассматривая развитие человека, мы обнаружим, что одна часть его астрального тела постоянно стремилась подчинить себе другую часть: высшая натура стремилась преодолеть низшую, и наоборот. Сегодняшний человек состоит из астрального, эфирного и физического тел, но только последнее, физическое тело, является законченным; два других тела охвачены постоянной борьбой. Эфирное тело ведь также состоит из двух частей, которые постоянно ищут возможности соединиться.


Когда человек умирает, его физическое тело целиком передается силам Земли; эфирное же тело вначале расщепляется на две части. Ту часть, которая относилась к верхнему образованию, человек берет с собой. Другая часть эфирного тела отпадает, поскольку человек не имеет над ней никакой власти; она была получена им извне. Распоряжаться ею человек сможет лишь после того, как он станет эзотерическим учеником. В случае же смерти обычного человека эта часть эфирного тела передается эфирным силам Вселенной.


Часть, которая принадлежит к лунному астральному телу, принуждает человека к пребыванию некоторое время в камалоке, до тех пор, пока он для этой отдельной жизни не освободится от нее. Но человек обладает и той  частью астрального тела, которая уже обрела равновесие; с ней он проделывает путь через Девахан к новой физической жизни. Поэтому в астральном пространстве можно видеть движущиеся с огромной скоростью колоколо-подобные образования. Это стремящиеся к воплощению человеческие души. Если такой колокол мечется в астральном пространстве Европы, а человеческий эмбрион, стоящий к нему в кармическом родстве, появляется в Южной Америке, он мгновенно должен очутиться там. Поэтому эти возвращающиеся на Землю души и носятся в астральном пространстве. Вышеупомянутые колоколо-подобные образования напоминают соответствующие образования лемурийского периода; они отличаются от последних только тем, что они уже нашли свой баланс с высшим астральным телом.


Мы знаем, что развитие человека заключается в том, что он, исходя из своего Я, прорабатывает три прочих тела. Я представляет собой не что иное, как то, что действовало тогда в качестве оплодотворяющей силы: верхняя аурическая часть вместе с эфирной головой. Таким образом, человек сформировал физическое, эфирное и астральное тела.


Верхнее эфирное тело, или ментальное тело
Астральное тело как Буддхи
Астральное тело
Нижнее эфирное тело
Физическое тело.

Физическое тело возникло посредством преобразования и облагораживания того драконоподобного тела, которое существовало в лемурийский период. Оно было женско-мужским. Теперешний человек также двуполый. Мужчина имеет женское основание верхних членов, а женщина — мужское основание верхнего эфирного тела. Физическая природа человека фактически также является двуполой.


Эфирное тело состоит из двух членов: части человеческой натуры, которая в свое время перешла к нам с Луны, и ее противоположности. Вначале эти две части  вообще не были соеденены, затем они стали постепенно сближаться и, наконец, соединились. Один из этих полюсов является животным, другой духовным. Животный полюс называют эфирным телом, духовный ментальным телом. Ментальное тело — это материальный эфир.


Между ними находится астральное тело, также возникшее из объединения двух. По существу, это также двойное образование. В нем различаются части низшей и высшей природы. Часть высшей природы изначально соединена с ментальным телом. То от астрального тела, что находится в ментальном теле, то есть то, что спустилось сверху, является другим полюсом для нижнего астрального тела. Одно из свойств нижнего астрального тела — то, что оно имеет желания. В верхней части вместо этого любовь, отдача, способность дарить. Эта часть астрального тела называется Буддхи. Это описание человека в космическом освещении. Когда человек сам начинает работать над своими оболочками, это уже другое. Одно описание представляет человека так, как он сформирован Космосом, другое — как он преобразовал себя сам.


Буддхи, таким образом, представляет собой облагороженное астральное, ментальное — облагороженное эфирное, а физическое находит свой противоположный полюс в Атма.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru