RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад   19                     Берлин, 17 октября 1905 года


Вчера мы рассмотрели, как человек связан с астральными силами. Сразу же после смерти он вступает прежде всего в астральный мир. Но и тогда он продолжает сохранять отношения с астральным планом. Дело обстоит так, что на астральном плане все время можно наблюдать существ, которых не было бы, не будь человека. Их присутствие на астральном плане обусловлено человеком и, в определенном отношении, в еще большей степени животными. Эти существа отличаются от прочих существ этого плана. Там, на астральном плане, становится видимым то, что человек прежде только чувствовал. Радость, горе, побуждения существуют там так же, как на физическом плане существуют внешние предметы, стул или стол. Существо, являющееся нам на астральном плане как радость, даже если его астральное вещество совсем тонкое, прежде всего воздействует на наши чувства.


Все, что появляется на астральном плане, существует там обычно как зеркальное отражение относительно физического плана; например, число 563 является там числом 365. Также и чувство ненависти возникает там так, будто оно исходит от человека, к которому оно направлено. Это относится ко всем вещам астрального плана. Душевное астрального плана, проявляясь на физическом плане, воспринимается здесь с противоположными свойствами. Если душевное ощущение проникает с астрального плана, где оно было, например, ощущением тепла, на физический, то здесь, как зеркальное отражение, оно проявляется в виде чувства холода. Это вещи, относительно которых нужно иметь совершенно ясное представление.


С другой стороны, мы не должны забывать о том, что существа астрального плана состоят из материи, которую мы называем [внутренним] чувством. Они выражают себя в чувстве. Если эти существа проявляют себя недостаточно сильно, мы можем их в этом качестве и воспринимать, например, как ощущение холода. Если же они становятся сильнее, если их материя возрастает, они воспринимаются как светящиеся существа. Это объясняет нам, почему во время спиритуальных собраний, когда материализация становится достаточно плотной, возникает световое явление. В подобной ситуации это естественное явление. Тот, кто ничего об этом не знает, говорит о чуде. Чудо же есть не что иное, как проникновение в наш мир более высокого мира. Это естественный процесс. Так происходит всегда, когда в человеческой жизни проявляет себя существо более высокого плана.


Понятно, что просто трезвая, сухая мысль на астральном плане менее действенна, чем мысль, окрашенная душевным импульсом. Когда человеку нашей нынешней культуры удается достичь состояния бесстрастности, — ведь наша культура обладает некой рафинированностью — то есть когда он посылает в астральный план голые мысли о происходящем в мире, эти мысли проявляют себя там как пустоты; они делают в материи дыры. В обычное пространство можно внести материю, которая пространство заполняет. Иначе обстоит дело с материей, вливающейся в астральное пространство посредством мыслей. В противоположность физической материи, они действуют следующим образом: они пронизывают насквозь то, что там есть, подобно тому как делают дыру в тесте. Когда наши мысли изливаются в астральное пространство, так и происходит. Высшая материя является противоположностью низшей: вместо того чтобы заполнять пространство, она вытесняет из него то, что там есть. Здесь показана эта вытесненная астральная материя:Рис. 7


Когда мысль пронизывает астральное пространство, вокруг образованной мыслью пустоты формируется более плотный слой астральной материи. Пустое пространство окружается разноцветными образованиями. Вокруг пустоты начинает светиться, сверкать: Так мы видим мыслеформы вначале. Окружающая астральная материя становится плотнее и за счет этого светлее. Эта более светлая материя, возникающая вокруг мысли, скоро исчезает; если, однако, мысль соединяется с мощным эмоциональным импульсом, она становится родственной уплотненной астральной материи и оживляет ее. Так, еще не очень развитый, но очень эмоциональный человек посредством своих мыслей создает в астральном пространстве живых существ. В будущем этого происходить не будет; когда люди станут более развитыми и более спокойными, подобные существа возникать не будут. Но пока такие существа, рожденные человеком и животными, существуют. Некоторыми видами животных они образуются даже намного интенсивнее. Но животные вносят свои импульсы в собственные астральные формы, так что в основном в астральном пространстве они создают собственные формы, свои отображения.


Каждое животное оставляет в астральном пространстве своего рода след, который живет недолго, но все же какое-то время существует. Посредством слишком эмоциональных человеческих мыслей в астральном пространстве появляются новые элементарные жители. Однако постепенно человек достигнет точки, когда появится определенный вид нейтральных элементарных существ. Затем, когда точка продуцирования в астральном пространстве просто механизмов будет, наконец, пройдена, человек подойдет к тому, что он станет все больше и больше облагораживать свои страсти и желания. Это приведет, в свою очередь, к тому, что его мысли наполнятся благородным энтузиазмом, также обладающим силой оживлять уплотнённую вокруг мысли астральную материю. Чувство патриотизма, например, также вызывает возникновение существ благородной формы, которые способствуют развитию всего живущего на астральном плане. Необлагороженные существа, возникшие посредством мыслей, наполненных страстями, наоборот, тормозят развитие. Но все сверхчувственное, достигнутое человеком благодаря энтузиазму и т. п., действует в астральном пространстве как развивающий фактор.


Сжатая, посредством наполненных страстями мыслей, материя астрального пространства представляет собой ту же самую материю, которая окружала предшествующую планету, Луну, из которой Луна поднялась в своем  развитии на более высокую ступень. Поэтому всюду, где появляется такая материя, возникает и опасность. Мы, люди, созданы так, что должны воплощаться в той физической материи, которая существует сейчас. На предшествующих планетах этой теперешней физической материи еще не было; она была совершеннее материи нынешних животных, но не так совершенна, как материя современного человека. Эта материя, в которую стремится воплотиться Иегова, сама по себе представляет собой малопривлекательное местообитание. Но существа, продвинувшиеся в своем развитии настолько, что достигли ступени, на которую они должны были подняться на Луне, не причиняют вреда. Они не любят эту материю.


Это не та материя, в которую воплощается сегодняшний человек. Но для определенных существ, отставших на Луне, эта астральная материя является, так сказать, признанным кормом, она обладает для них большой притягательной силой. Это доказывает, что мы постоянно окружены существами, чья высшая природа родственна нашей низшей. Эгоистические мысли человека для этих существ весьма желанны. Они стоят выше человека в другом отношении, но как раз в этом отношении они одержимы страстью к воплощению в астральные формы, которые мы сами создаем. Это так называемые азуры. Низкими мыслеформами мы поставляем этим азурическим существам питание.


Если человек, который еще не очищен, недостаточно бесстрастен, медитирует, создавая при этом сильные мыслеформы, вокруг него образуется мощная эмоциональная аура. В ней и воплощаются азурические существа, которые могут затем тянуть человека к низшему. Если человек медитирует в заспанном состоянии, поднимаясь в своих мыслях недостаточно высоко, тогда он создает эту материю, и он не имеет ничего противопоставить воплощению в его мыслеформах таких существ. Они выше человека, поскольку обладают совершенным Манасом, который был сформирован еще на Луне, до того как был внедрен Буддхи-импульс; то есть они еще не имеют в себе Буддхи. Поэтому Манас у них эгоистичен. Если бы в тот момент, когда человек извне воспринял Манас, он одновременно не воспринял бы Буддхи-импульс и развивал бы в дальнейшем только Манас, он стал бы в высшей степени эгоистичным существом. Манасическое развитие имеет склонность к эгоизму и самостоятельности. Оно должно было сделать человека самостоятельным, но затем должен был прийти импульс Буддхи-природы. Вышеупомянутые азурические существа упустили случай получить Буддхи, поскольку они слишком рано развили в себе Манас. Поэтому, с одной стороны, они стоят выше человека, с другой стороны, они не могут, развиваться дальше, а развивают в себе только кама-манасическое, эгоистическое.


В середине лемурийского периода Кама-манас выступил на физическом плане в двуполости. Богом, проявившим Кама-манас, был Иегова. Поэтому Елена Петровна Блаватская называет его лунным Богом; он по праву зовется Богом плодородия. Он довел внешнюю форму проявления Кама-манаса до высшей точки. Сексуальное, появившееся в лемурийское время, если мы взглянем на его истоки, если проследим все более и более высокую его природу, представляет собой Второй Логос. Посредством Кама-принципа на Землю инвольвировал Иегова; посредством Буддхи-принципа — принцип Христа.


Если мы, однако, опустимся в камическое доземного периода, мы окажемся захваченными азурическими существами. Высшие силы наших духовных предков связаны с силами нашей собственной низшей природы. Человеческие страсти оккультно связаны с высшими силами предшествующих нам духовных сущностей. Всюду, где проявляется необузданность, распутство, образуется материя, в которой мощные азурические силы вливают в мир рафинированный интеллектуализм. Такие мощные азурические силы можно обнаружить в деградировавших человеческих родах. Как раз для черной магии наиболее эффективным источником сил служит болото чувственности. Для втягивания в эти круги существуют сексуальные ритуалы. На Земле идет постоянная борьба между силами, стремящимися, с одной стороны, к очищению страстей, и, с другой стороны, силами, которые ведут к усилению чувственности. Сущности, ведомые принципом 
Христа, и враждебные им сущности — оба лагеря стремятся отвоевать Землю для себя.


Эти воплощения азурических существ в излияниях насыщенных страстями человеческих мыслей представляют собой один из видов астральных сущностей. Их называют искусственными элементарными сущностями, поскольку они искусственно производятся людьми. В астральном пространстве имеются также и естественные элементарные существа. Они происходят от групповых душ животных. Для каждой группы животных имеется своя сущность, объединяющая в себе то, что есть в отдельных животных. Они также встречаются в астральном пространстве. Каждое животное тянет за собой свою астральную природу, как шлейф. Эти образования, однако, вредят не так сильно, как элементарные существа, созданные в астральном пространстве человеком. Они безвредны, поскольку парализуются групповыми душами животных. Иначе обстоит дело с сущностями, произведенными человеком; в человеке нет ничего такого, что могло бы парализовать этих элементарных существ, поэтому они остаются.


Когда мучают животное, вся сумма причиненной этому животному боли сразу же отскакивает обратно, в астральное тело человека. Там эта боль образует что-то вроде зеркального отражения; отсюда наслаждение жестокостью. Подобное чувство наслаждения тянет астральное тело человека вниз. Уничтожение человеком жизни означает, что в самом человеке... нечто ужасное... (пропуск в тексте). Нет ничего, что могло бы привлечь разрушающе действующие астральные силы лучше, чем убийство. Каждое убийство существа, обладающего астральным телом, влечет за собой усиление страшнейшего эгоизма. Это означает увеличение власти. Поэтому в школах черной магии прежде всего обучают тому, как нужно резать животных; разрез в одном месте,- сопровождаемый соответствующей мыслью, возбуждает силу одного рода, разрез в другом месте силу другого рода. Соответствующее этому в белой магии содержится в медитации. Если физическое действие сопровождается соответствующей мыслью, нечто возвращается обратно на физический план; без мысленного сопровождения последствия такого действия проявляются на камалока-плане.


Одоление человека посредством гипнотического средства является еще более тяжелым убийством, поскольку при этом уничтожается его воля. Поэтому оккультист никогда не покушается на свободу человека; он раскрывает только факты.


Ложь, в астральном отношении, является убийством и самоубийством одновременно. Она представляет нечто, что вызывает в другом человеке чувство, связанное с фактом, которого нет — чувство, направленное на ничто. На астральном плане мгновенно выступает противоположный этому "ничто" образ, убийство. Таким образом, ложь убивает нечто в человеке, если она направляет его чувство на то, что не существует, и она совершает самоубийство, если ... (пропуск в тексте).




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru