RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад  21                  Берлин, 19 октября 1905 года


Чтобы выработать для себя точное понятие техники реинкарнации, вначале необходимо ознакомиться с одним представлением, которое имеет огромное значение для понимания мира вообще, а именно, с законом действия и противодействия. Каждое действие вызывает соответствующее противодействие.


То, что может иметь место в самом примитивном виде — например, если бы я ударил какого-то человека, а  он дал бы мне сдачи, то есть за ударом последовал бы ответный удар, — можно наблюдать повсюду и в природе. Об этом говорил уже Ньютон. Точно также это действует и в оккультной области. Противодействие воспринимается не всегда, но мы можем прекрасно наблюдать его на примере резинового мяча. Чем сильнее давление на мяч, тем сильнее ощущается противодействие. Если в природе возникает действие, например, тепло, то это тепло должно быть оттянуто из какого-нибудь другого места; там в качестве противодействия возникает холод.


Этот закон действия и противодействия остается в силе также и для всего духовного мира, и поэтому для понимания кармы и реинкарнации знать его очень важно. Физическое действие, поступок, находит свое выражение на физическом плане. Чувство там уже не проявляется непосредственно. Если я связан с человеком дружескими узами, то даже если мы физически отдалены друг от друга, так что наши чувства не могут выразиться внешне, наша дружба тем не менее не прерывается. Чувство непосредственно выражается на астральном плане. И только когда чувство переходит в действие, оно находит свое выражение на физическом плане. Это различие мы должны учитывать. Мы должны зарубить себе на носу, что любой поступок, совершенный на физическом плане, на что-то воздействует и затем вызывает противодействие. Любой поступок производит изменения на физическом плане.


Если мы хотим понять мир глубже, мы не должны ограничиваться тем, что предстает нашему взору. В основе всех физических явлений лежат силы. Рассматривая, например, строение кристалла, мы можем определить его форму и цвет на физическом плане. Но сюда мы должны отнести еще и силы, которые его образовали. Они лишь подразумеваются. Самих же этих сил, образующих различные формы, то есть действующих формообразующе, на физическом плане нет.


Если попытаться медитативно погрузиться в какой-либо кристалл, например, в кристалл в форме октаэдра, если полностью слиться с ним душевно, внутренне отождествиться с ним, позволив его форме воздействовать на  себя, может быть, целый час или более, а затем абстрагироваться от этой формы, то можно достигнуть арупа-плана... (пропуск в тексте). То есть, если какому-нибудь кристаллу, например, горному хрусталю, позволить воздействовать на себя, затем удержать его формы в душе и, наконец, отбросить их, тогда мы окажемся на арупа-плане. Благодаря такой медитации мы узнаем, что силы, формирующие кристалл, находятся на арупа-плане.


Все, что в качестве сил лежит в основе физических явлений, находится на арупа-плане. Поэтому посредством наблюдений на физическом плане невозможно составить себе непосредственное представление о том, что относится к человеческой жизни. Действительно, наблюдая поступки человека, очень трудно проникнуть на арупа-план, если, конечно, речь не идет о поступке адепта. Но можно достигнуть много, если, отталкиваясь от чисто физического, мы проделаем процедуру, подобную вышеописанному углублению себя в кристалл, поскольку кристалл обладает необыкновенной чистотой и целомудрием. В нем нет никаких желаний, никаких страстей.


Этот идеал, которого человек должен достигнуть в будущем, проявляется в полной мере, если углубиться в безмолвное царство минералов. Как раз в глазах оккультиста безмолвный, бесстрастный и ненавязчивый камень обладает огромной волшебной силой. Даже  в растительном мире нельзя обнаружить такой безмолвной, целомудренной чистоты, как в этом древнейшем царстве камней.


Теперь, поскольку на физическом плане действуют силы, которые, собственно, находятся на арупа-плане, мы имеем в мире физического одну проявленную сторону, явления, и одну скрытую сторону, силы. Действуя на физическом плане, мы влияем прежде всего на мир явлений, но фактически это влияние распространяется гораздо дальше, вплоть до арупа-плана, и там вызывает ответное действие. Поступки, совершаемые на физическом плане, запечатлеваются на арупа-плане и там остаются. Материал арупа-плана — это акаша, тонкий, мягкий, долговечный материал, в котором запечатлеваются действия человека.


Теперь мы подходим ко всем тем человеческим проявлениям, которые содержат чувства. Все выражения чувств, так же как и поступки, являются причинами, которые имеют соответствующие следствия, но не на арупа-плане, а в нижних областях Девахана, на рупа-плане.


Фактически это можно вывести уже из определенных наблюдений природы. Если, как на кристалле, мы будем концентрироваться на растении, мы должны будем удерживать силу нашего представления на объекте гораздо дольше, поскольку при этом мы должны открыться не только воздействию формы, но и воздействию внутреннего движения этой формы, ее жизни. Тогда мы также сможем испытать определенные вещи, хотя это и займет гораздо больше времени. Растение необходимо наблюдать каждый день, как существо растущее. Если вначале мы будем наблюдать в медитации появление крошечного побега, его рост, вплоть до цветения и плодоношения, затем позволим воздействовать на себя всему этому процессу, стирая в себе представления отдельных чувственно воспринимаемых форм — упражняться в этом можно было бы десятилетиями, — тогда те душевные силы, которые высвободило в нас растение, перенесут нас в нижние области деваханического плана.


Теперь мы должны себя спросить: что за сила действует в растении и обуславливает жизнь? — Если бы мы смогли отождествиться с растением, жить в нем, расти вместе с ним, то есть смогли бы отрешиться от самих себя и полностью погрузиться в вегетативные процессы, тогда мы познакомились бы извне с тем, что мы так хорошо знаем изнутри, а именно, с человеческим чувством: с радостью, горем, печалью и тому подобным. Если бы мы смогли отделить от себя радость, мы были бы в состоянии, посредством радости, воздействовать на рост чисто минеральных составляющих. Некоторые йоги с помощью этой силы могут влиять на рост растений; правда, в подобных наблюдениях и медитациях они упражняются десятилетиями, или даже в течение нескольких инкарнаций.


Чувство имеет свой противообраз на нижнем девахан-плане. Человек, еще не развивший в себе йогические  силы, не может воздействовать на растение, но теплотой своих чувств он может оживляюще действовать на других людей. Такое наблюдение доступно, например, воспитателю детей. Учитель, испытывающий во время урока теплые чувства к своим ученикам, знает, какой живительной силой они обладают. Влияние чувств на окружающий нас мир можно наблюдать и во многих других областях. Там, где имеет место начало роста, также задействовано чувство. Начало роста у человека положено искусством. Художник имеет в себе, по меньшей мере, начало того, что является организующей силой; во всяком случае, художник высокого уровня, такой, например, как создатель головы Зевса. Творчество, в отношении человеческого чувства, представляет собой нечто такое, что, будучи во много раз усиленным, делает способным влиять на рост растения. И в теософии необходимо дать основание для понимания истинного искусства, как оно в благороднейшем и чистейшем смысле представлено в понятии мировой культуры.


То, что скомбинировано на физическом плане, не имеет эфирного тела; но его имеет все, что растет. Действуя творчески, наблюдающе или формирующе, человек воздействует на эфирное тело. Глиняная статуэтка или художественная картина действуют непосредственно на эфирное тело. Некая добродетель, напротив, действует на астральное тело. Многие истинно благородные люди, прибывшие из Девахана, получают эфирное тело, совершенно не соответствующее их высокоразвитому астральному телу, именно потому, что они не совершили ничего, что можно было бы назвать результатом творчески-организующей деятельности. Потому и случается так, что многие люди, жившие в предыдущей инкарнации в святости, но не соприкасавшиеся с внешним чувственно-воспринимаемым благородством, боятся последующего воплощения, поскольку их эфирное тело не было облагорожено чувственной красотой.


Это обуславливает страх перед инкарнацией, а в экстремальном случае идиотизм. Затем, когда в таком воплощении идиотом человек прорабатывает все недостатки своего эфирного тела, в последующем воплощении они уравновешиваются. По той причине, что человек, если он не облагородил своего эфирного тела воздействием чувственной красоты, получает при следующем рождении шок, свободные каменщики в качестве своего второго принципа выбрали Красоту. Мудрость, Красота и Сила — это три формирующие силы; их нужно развивать. Тот, кто владеет всеми тремя, становится человеком, который в следующей инкарнации получает три тела, соответствующие друг другу.


Именно эти вещи побуждают нас все снова вводить в теософскую жизнь занятия искусством. И такая деятельность принята сейчас теософским течением. Поначалу обычные учения должны были воздействовать на астральное тело. Теперь и чувство должно оказывать свое влияние; на этот раз на эфирное тело. Великие учения даются не только в словах, но и в строениях, в живописи, в скульптуре. Если мы имеем вокруг себя мир, образованный в духе большого теософского движения, мы сделали уже очень много. Христианство дано нам не только в виде текста; оно представлено также творчеством Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, воплощено в готических соборах. К этому прибавился музыкальный элемент, в который вросло христианство, сделав его внутренним достоянием.


От мира чувств мы поднимаемся к миру мыслей. Когда человек входит в контакт с чистой мыслью, он оказывается в другом положении, нежели тогда, когда он чувствует или действует, исходя из чувств. Поскольку тогда, посредством этой мысли, он также производит противодействие. Европеец имеет дело с чистой мыслью очень редко; большинство его мыслей замутнены инстинктами, страстями и желаниями. Как правило, для европейца существует только одна область, где он сталкивается с чистым мышлением, это математика. Когда человек считает, его желания практически не играют никакой роли. Большинство людей, всегда и во все привносящих свое чувство, критику, математику обычно не любят. Здесь парламентским голосованием ничего не достигнешь. Математическую истину человек познает через саму истину, проблему здесь можно разрешить только однозначно. Решается ли эта проблема одним человеком или миллионом человек, результат будет всегда один и тот же. Мы не нуждались бы в решениях, принимаемых большинством голосов, если бы все проблемы можно было решать так же объективно и бесстрастно, как в математике. В Европе такое положение дел может иметь место только в качестве идеала.


Если бы ученые могли рассматривать объекты своих исследований полностью объективно, не было и причин для спора, поскольку истина не может являться различным образом. Люди придерживаются различных мнений, поскольку их представления искажают страсти и инстинкты. Геккель обладает иными инстинктами, нежели Васман, поэтому и суждения их различны. Истинно философски, в высшем смысле этого слова, о человеческих деяниях нигде не было сказано более объективно, чисто математически, чем в философии Веданты. Тот, кто в нее вжился, тот знает, что означает: "Мне не нужен никто, чтобы знать, истинно ли что-то". — Тот, кто действительно поднимается к этому ясному, бесстрастному мышлению, тот не нуждается больше ни в каком другом мнении.


Гераклит и Гегель были гораздо свободнее от своих страстей, чем Дюбуа-Реймон, Герберт Спенсер и Геккель, поэтому они и стоят выше. Существуют различные суждения и точки зрения, но нет по-настоящему противоречащих друг другу истин. Истина Геккеля ползает по земле; истина Веданты возвышается в своей бесстрастной чистоте и оттуда охватывает взглядом все вещи. Она не противоречит материализму, но имеет более высокую точку зрения, нежели материализм. В своей "Метаморфозе растений" Гете попытался создать такую же бесстрастную форму, какую создает математик. Этим он действительно хотел достигнуть бесстрастности мышления и поднять математический дух в высшие области. Некоторое представление о том, что имел в виду Гете со своей ботаникой, дает йогическое очищение от аффектов.


Благодаря такому очищению мыслей человек оказывается в своих мыслях на девахан-плане. Европеец оказывается на девахан-плане практически только тогда, когда он считает. Определенные составляющие произведений искусства также поднимаются на девахан-план. Гете сам довольно смутно понимал, где он поднялся к высотам своего творчества как художник. В своей "Ифигении" и "Тассо" он попытался внести такие бесстрастные мысли; а еще в большей степени в драме "Внебрачная дочь". Как раз эти драмы оказали мощнейшее воздействие на сильных и энергичных людей. Последние пролили над "Внебрачной дочерью" немало слез.


Следствия таких поднявшихся на девахан-план мыслей находятся на астральном плане. Если подобные мысли воздействуют на астральный план сверху вниз, то другие вещи действуют в направлении снизу вверх. Мыслительное содержание драмы "Внебрачная дочь", например, доводило Фихте до слез; оно действовало на астральный план, на его чувство. Это было следствием мыслей. Многие люди бывают наиболее глубоко затронуты именно через мысли. Если поступки и чувства действуют снизу вверх, то здесь, наоборот, сверху вниз.


Хотя мысли в чистом виде являются редко, они все же всегда присутствуют в качестве побудительных сил. Может быть разногласие в мнениях, но мысли-то здесь. Находясь в мыслях на девахан-плане, человек должен теперь прочувствовать эти мысли. Например, большинство людей согласны с первым основным положением теософии, пока оно остается простым мнением. Если же спросить, поддержано ли это согласие чувством, можно получить уже другой ответ. Только когда суждение, которого придерживается человек, спущено на астральный план, когда оно пронизано.чувством, только тогда это суждение по-настоящему действенно. Теософское движение развивает человека в том направлении, что оно помогает ему вместе со всей своей жизнью и чувством перенестись туда, где находятся его принципы.


Теперь подведем итоги. Все наши физические действия оказывают влияние на арупа-план. В течение жизни между рождением и смертью мы закладываем на арупа-плане целую конструкцию следствий наших поступков. От всего того, что мы в продолжение нашей жизни испытали в чувствах, остается отпечаток на рупа-плане.


От всех наших мыслей остается отпечаток на астральном плане. После смерти мы прежде всего проходим через камалоку, а затем достигаем рупа-плана. Мы попадаем туда, даже если мы имели не очень много деваханических мыслей. Имей мы только такие деваханические мысли, мы стали бы уже челой, эзотерическим учеником; тогда мы имели бы девахан-план полностью в себе.


Чела может оставаться и на астральном плане, отказаться от девахан-плана, так как его астральное тело очищено и укреплено чистыми мыслями настолько, что он может пользоваться им и дальше. Обычно же все, что еще не проработано и не облагорожено Я, растворяется в камалоке. У распущенных людей растворяется большая часть, у высокоразвитых совсем небольшая. Облагороженное астральное тело берут с собой в Девахан. Все, что мы развили в себе как жизнь чувств, подготавливает нас к новой жизни, работает в нас. Когда мы становимся едины со всеми нашими поступками, нас выбрасывает назад, в следующую инкарнацию. Ставшая вечной часть Я — Я и облагороженного астрального тела — возвращается назад и вчленяется в астральном в тело, соответствующее тому, что еще не облагорожено. Подготовка же к такому вчленению осуществляется в Девахане. Затем присоединяется эфирное тело. В результате этого возникает картина всего того, что человека ожидает. Как при оставлении физического тела в эфирном и астральном телах оживляется память всего произошедшего, начиная с момента, непосредственно предшествующего смерти, до рождения, точно так же производится просмотр будущей жизни сейчас. Тут иногда может произойти нечто неожиданное: можно получить шок, ведущий к идиотизму. — При последующем спуске осуществляется вчленение в физическое.


Поскольку мысли воздействуют только на астральный план, кармически они являются самыми интимными. Они являются созидающими посредством самих себя. Существует даже такая поговорка: "То, что ты думаешь сегодня — это ты завтра!" — Чем чище и отстраненнее от чувственного мысли, тем в большей степени человек является творцом своего характера.


Судьба формируется еще и другими факторами: чувства образуют предрасположенности, поступки - форму.


Явления Силы
Физический план -поступки Арупа-план
Астральный план -чувства Рупа-план
Девахан план -мысли Астральный  план


Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru