RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад  22                      Берлин, 24 октября 1905 года


Продолжая наш разговор о карме и реинкарнации, в качестве особого вопроса, относящегося к целому, мы рассмотрим проблему смерти.


Вопрос: почему человек умирает? — занимает человечество постоянно. Ответить на него, однако, не так-то легко, поскольку то, что мы сегодня называем смертью, связано с прохождением нами определенной ступени развития. Мы знаем, что мы живем в трех мирах, в физическом, астральном и ментальном, и что наше бытие постоянно перескакивает с одного из этих трех миров на другой. Мы имеем также внутреннее сущностное ядро, которое называется монадой. Это ядро мы сохраняем во всех трех мирах. Оно живет в нас в физическом мире, но оно живет в нас и в астральном и в деваханическом мирах. Внутреннее сущностное ядро всегда здесь, оно только постоянно меняет свое облачение. В физическом мире, в астральном и деваханическом мирах это облачение различно.


Мы пока не принимаем во внимание смерть и представляем себе человека, облаченного в физическом мире в некую материю. В астральный и деваханический миры он вступает в других одеяниях. Предположим теперь, что человек был бы сознателен во всех этих трех мирах, так  что он мог бы воспринимать вещи повсюду. Без органов восприятия человек не смог бы сознательно существовать и в физическом мире. Был бы человек одинаково сознателен во всех этих трех мирах, не было бы и смерти, была бы только смена декораций. Тогда человек просто переходил бы из одного мира в другой, сохраняя сознание. Этот переход не воспринимался бы им и оставшимися людьми как смерть, а, самое большее, как отъезд. В действительности же положение вещей таково, что непрерывность сознания в этих трех мирах человек обретает лишь постепенно. Поначалу при переходе из физического в другие миры он испытывает помрачение сознания. Человек обретает ясное сознание, лишь снова возвратясь в физический мир. Существа, сохраняющие сознание, смерти не знают. Теперь попытаемся разобраться в том, как человек пришел к сегодняшнему физическому сознанию, и как он может обрести еще какое-то сознание.


Человека вообще нужно познавать как двойственность, состоящую из монады и ее облачения. Спрашивается теперь: как возникло одно, и как возникло другое? Где жил раньше астральный человек, и где жила монада? — Обе части этой двойственности проделали различные стадии развития и лишь постепенно пришли к тому, чтобы объединиться.


При рассмотрении физически-астрального человека мы должны возвратиться в то очень отдаленное время, когда он существовал только как астральный первообраз, как некая астральная форма. Первоначально астральный человек представлял собой образование, сильно отличавшееся от сегодняшнего астрального тела; он был гораздо более всеобъемлющим существом. Это прежнее астральное тело можно представить себе как часть планеты; Земля представляла собой тогда огромный астральный шар, составленный из астральных людей. Все природные силы и существа, окружающие нас сегодня, находились тогда внутри человека; человек жил, растворившись в астральном бытии. Все растения, животные и т.д., все животные инстинкты и страсти жили тогда в самом человеке. Все, что сегодня имеет в себе лев и все остальные животные, было тогда содержанием человеческого  астрального тела. Астральное тело человека содержало внутри себя абсолютно все имеющиеся на Земле существа. Астральная Земля представляла собой шаровидное образование, подобное ягоде ежевики, состоящее только из астральных человеческих тел, и окруженное духовной атмосферой, в которой жили деваханические существа.


Эта атмосфера — можно было бы назвать ее астральным воздухом, — состояла из еще более тонкой субстанции, нежели астральные тела людей. В астральном воздухе, совершенно обособленно от астральных тел людей, жили духовные существа, низкие и высокие, среди которых были и человеческие монады. Таково было тогдашнее состояние Земли. Уже имевшиеся в астральном воздухе монады не могли соединиться с астральными телами, так как последние были еще слишком необузданны. Прежде из них нужно было удалить инстинкты и страсти. Так, посредством выделения определенных субстанций и сил, постепенно возникло человеческое астральное тело в своей чистой форме. Сами же выделения оставались отдельными астральными образованиями, существами с еще более плотным астральным телом, с еще более необузданными инстинктами, страстями и побуждениями.


Так появилось два вида астральных тел: менее дикое человеческое астральное тело и еще одно, гораздо более плотное и необузданное астральное тело. Мы должны их четко различать: человеческие астральные тела и все прочее, живущее на Земле. Человеческое астральное тело становилось за счет последующих выделений все тоньше и благороднее, а выделившееся становилось, в свою очередь, все более и более плотным. Из этих выделений, когда они достигли физической плотности, возникли прочие царства: животное, растительное и минеральное. Различные инстинкты и силы, благодаря этому процессу уплотнения, выступили как различные классы животных.


Так происходила постоянная чистка астрального тела, что вызвало соответствующие изменения на Земле. Предположим, человек выделил десять различных форм,  которые его теперь окружают. Раньше они были в нем самом, а теперь снаружи. В очищенном астральном теле возникает теперь зеркальное отражение окружающего мира, находящихся снаружи форм. Эти отраженные образы являются новыми силами, действующими в человеке, преобразующими его астральное тело. Например, он выделил из себя дикость, необузданность; теперь эта дикость находится снаружи как образ, действуя на него как формообразующая сила. Астральное тело формируется образами выделенного мира, ранее находившегося в нем самом. Они формируют в человеке новое тело. Раньше человек содержал макрокосмос в себе, затем выделил его, а тот, в свою очередь, образовал в нем микрокосмос, план себя самого.


Таким образом, на определенной ступени развития мы находим человека, своим внешним видом обязанного всему своему окружению. Действие отраженных .образов на человеческое астральное тело заключалось в том, что они его дифференцировали, расщепляли. Астральное тело распалось, таким образом, на части, которые снова объединились в составной организм. Единая астральная масса расчленилась на различные органы, сердце и тому подобное. Вначале все было астралом, затем сформировался физический человек. Человеческие формы становились благодаря этому все более и более пригодными для того, чтобы уплотняться и становиться все более сложным и многосторонним организмом, являющимся отпечатком всего окружения.


Самым плотным стало физическое тело, менее плотным эфирное, и самым тонким астральное тело. В сущности, они представляли собой отраженные образы окружающего мира, Микрокосм в Макрокосме. Астральное тело становилось при этом все тоньше и тоньше, так что к оцределенному моменту земного развития человек обладал уже довольно развитым астральным телом. Благодаря своему утоньшению астральное тело приблизилось к тонкой астральной материи снаружи.


Между тем в высших регионах осуществлялись противоположные процессы развития. Монада опускалась с высших регионов Девахана на астральный план и при этом уплотнялась. Здесь обе части и встретились. С одной стороны, до астрального тела развивался человек, с другой стороны, ему навстречу на астральный план опускалась монада. Это происходило в лемурийский период. Тогда обе части могли оплодотворить друг друга. Монада вначале облачилась в деваханическую материю, затем в материю астрального воздуха. Снизу же к ней добавилась физическая материя, затем эфирная, а затем, в свою очередь, астральная. Так обе астральные материи сплавились друг с другом. Та, что спустилась сверху, содержала монаду, которая укладывалась в эту астральную материю, как в постель.


Так происходило схождение души. Но для того чтобы это случилось, монада должна была развить в себе жажду к познанию нижних регионов. Познание же нижних регионов становится возможным для монады только в том случае, если она инкарнирует в человеческое тело и через него воспринимает окружающий мир. Теперь человек стал четырехчленным: у него есть, во-первых, физическое тело, во-вторых, эфирное тело, в-третьих, астральное тело, и в нем, в-четвертых, Я, монада. После образования такого четырехчленного тела монада получает возможность воспринимать окружающее, и, таким образом, возникает сообщение между монадой и всем тем, что существует в окружающем мире. Благодаря этому жажда познания монады, некоторым образом, удовлетворяется.


Мы видели, что человеческое тело является составным; оно составлено из частей, образованных благодаря тому, что после выделения всяческих вешей первоначально нерасчлененная масса астрального тела дифференцировалась в отдельные органы, и в ней возникли отраженные образы выделенного. Эти образы стали в астральном теле силами, формирующими эфирное тело; это означает, что посредством этих образов эфирное тело дифференцировалось. В этом теперь уже составном эфирном теле каждая часть, в свою очередь, также уплотнилась, в результате чего возникли члены физического тела. Каждое такое физическое ядро, из которого позднее формируются физический орган, одновременно образует что-то вроде центра в эфире.Рис. 7


Промежутки между этими центрами наполнены обычной эфирной массой. В нашем примере речь идет о теле, составленном из десяти частей. Эти десять частей удерживаются вместе, составляя единое тело, благодаря своему сродству; они являются отпечатками остальной природы и их единство зависит от того, насколько сильно они связаны. Существует определенная степень сродства. Пока она сохраняется, тело едино. Когда эта степень сродства уменьшается, связь частей прекращается; тело распадается. Поскольку в продолжение нашего земного развития мы выделили из себя различные формы, эти части, находящиеся в эфирном теле, были связаны друг с другом только до определенной степени. Человеческая природа — это некое отражение выделенных существ. Насколько эти существа имеют обособленное бытие, настолько обособленными являются и части физического тела. Когда сродство сил убывает настолько, что прекращается, до этого момента мы и живем; время нашей жизни обуславливается поэтому тем, насколько хорошо уживаются друг с другом окружающие нас сущности.


Развитие высшего человека начинается с того, что человек работает над своим астральным телом. Он. вырабатывает идеалы, энтузиазм и прочее. Инстинкты он преодолевает. В тот момент, когда на место побуждений человек ставит идеалы, на место инстинктов чувство долга, 
а на место страстей энтузиазм, он вносит гармонию в отношения частей своего астрального тела. Эта учреждающая согласие работа начинается с вхождения монады; астральное тело при этом начинает все больше и больше приобретать бессмертие. С этого момента астральное тело не умирает полностью, а увековечивается в той степени, в какой учреждено согласие, в какой согласие может выстоять перед натиском разрушающих сил. С момента вхождения монады согласие учреждается прежде всего в астральном теле. Инстинкты тогда начинают приходить в согласие. На месте былого хаоса воцаряется гармония и возникает астральное образование, живущее вечно. О гармонии в физическом и эфирном телах нет еще и речи; она устанавливается — и то частично — только в астральном теле. Эта гармония сохраняется короткое время и в других мирах; по мере того как мир и согласие учреждается все больше и больше, увеличивается и время пребывания в Девахане.


Когда затем человек становится челой, он начинает учреждать согласие и в эфирном теле. Тогда и эфирное тело начинает становиться вечным. Мастер устанавливает гармонию уже в физическом теле; поэтому вечным становится и оно. То есть речь идет о том, чтобы привести в гармонию различные тела, состоящие из отдельных враждующих между собой частей, и преобразовать их в вечные тела.


Свое физическое тело человек формировал тем, что он выделял из себя различные природные царства, которые снова в нем же и отражались. Благодаря этому возникли отдельные части. Но человек еще и действует; посредством своих поступков он снова вступает в сообщение с окружающей средой. То, что он выделяет из себя на этот раз, представляет собой следствия его деятельности. Теперь он вживляет в мир свои дела и постепенно становится их отражением. Монада втянута в человеческое тело; она и начинает деятельность. Дела, вносимые в окружающий мир, это ее дела, и они снова находят отражение в теле человека. В той степени, в какой она начинает учреждать гармонию, она начинает воспринимать и отражения своих собственных дел.


Теперь мы подошли к пункту, где мы начинаем постоянно создавать вокруг нас новое царство, царство, образованное нашими собственными делами. Оно, в свою очередь, образует нечто в нас. Как раньше из отраженных образов мы вычленили отставшее в своем развитии эфирное тело, так теперь в монадическое существование мы вчленяем результаты наших дел. Это мы называем основанием нашей кармы. Благодаря этому все, что есть в монаде, мы можем увековечить. Раньше посредством отбрасывания всего, что там было, очищалось астральное тело. Теперь человек как бы из ничего — из ничего в смысле отношений, — создает новое царство дел. То, что раньше не имело никакого бытия, новое отношение, отражается в монаде как нечто, носящее образный характер, и из отраженного образа деяний в ней формируется новое внутреннее ядро, отраженный образ кармы. Это сущностное ядро в процессе дальнейшей работы монады становится все больше и больше. Теперь взглянем на эту монаду через некоторое время: она образовала гармонию, с одной стороны, из противоборствующих сил, а с другой стороны, из результатов дел. Обе стороны соединились; возникло единство.


Предположим, человек отбросил свою земную одежду, и теперь остается только монада. Она сохраняет плоды своих дел. Вопрос только, что это за плоды. Если они таковы, что в тех мирах, где теперь находится монада, они могут найти себе применение, тогда человек может пребывать там долго; если нет, то коротко. Тогда монаду снова одолевает жажда [физического плана], и она снова вынуждена облачаться в физическое тело.


Человеческая жизнь — это непрерывное облачение в то, что нас окружает: инволюция — эволюция. Мы воспринимаем образы и в соответствии с ними формируем наше тело. Результаты деятельности монады человек снова воспринимает как карму. Человек будет становиться следствием своей кармы все больше и больше. — Веданта учит, что различные части человека растворяются и рассеиваются во все стороны; то, что тогда остается, и есть карма. Это то вечное, что человек сделал из себя сам, то, что он сам воспринял поначалу как образ из своего окружения. Человек бессмертен; ему нужно только захотеть поступать так, чтобы его поступки обладали вечным бытием. Бессмертным в нас является то, что мы приобрели извне. Наше становление обусловлено миром, и теперь, посредством оплодотворения монадой, мы начинаем формировать в нас зеркало нового мира. Монада оживляет в нас отраженные образы. Теперь образы могут воздействовать на нас извне, и эти воздействия могут по-новому отражаться нами. Возникает новая внутренняя жизнь. Своими делами мы постоянно изменяем наше окружение. Благодаря этому возникают новые отраженные образы; теперь они становятся кармой. Это новая жизнь, произрастающая из внутреннего. Выходит, чтобы развиться еще выше, мы должны, начиная с определенного пункта, выйти из самих себя и бессамостно действовать в окружающем нас мире. Выход из самих себя необходим для установления гармонических отношений в мире. Это, в свою очередь, обуславливает гармонизацию отраженных образов в нас самих. Нашей задачей, таким образом, становится гармонизация окружающего нас мира. Если мы будем выступать в мире как разрушители, опустошение будет отражаться в нас самих; гармоничное воздействие будет вызывать в нас и гармоничное отражение.


Последнюю степень совершенства, которую мы должны вынести наружу, которую мы должны учредить вокруг нас, мы возьмем с собой. Поэтому розенкрейцеры и говорили: обустраивай мир так, чтобы в нем содержались Мудрость, Красота и Сила, тогда и в нас будут отражаться Мудрость, Красота и Сила. Если ты будешь уделять этому время, ты сам покинешь Землю с отраженными образами Мудрости, Красоты и Силы. Мудрость — это отраженный образ Манаса; Красота, Благочестие, Доброта — отраженный образ Буддхи; Сила — отраженный образ Атма.


Вначале, поддерживая мудрость, мы образуем вокруг нас царство Мудрости. Затем во всех областях мы добиваемся Красоты. Тогда Мудрость выступает внешне, и это отражается в нас самих: Буддхи. Наконец, всему физическому бытию мы придаем: Мудрость — внутри, Красоту — снаружи.


Если мы в состоянии произвести это, мы обладаем Силой: Атма — сила осуществить все это реально. Так мы возводим в себе три царства: Манас, Буддхи, Атма.


В своем земном развитии человек продвинется дальше не за счет праздного созерцания, а путем воплощения на Земле Мудрости, Красоты и Силы. Посредством работы нашего высшего Я мы преобразуем данные нам Богами преходящие тела, создавая себе тела вечные. Чела, облагородивший свое эфирное тело [так, что оно сохраняется], постепенно отказывается от помощи махарадж. Мастер, имеющий вечное физическое тело, может уже отказаться от липиков. Он стоит выше кармы. Мы должны рассматривать это как шаг вперед в его внутреннем. Мы должны искать путь к тому, что находится выше, за пределами нас самих. Поэтому нужно искать свою высшую самость не в самих себе, а в достигших высшего индивидуальностях.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru