RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад    27                    Берлин, 30 октября 1905 года


Ход мирового развития выступает для нас в трех ступенях: сознания, жизни и формы. Различные виды сознания находят свое выражение в семи планетах: Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Юпитер, Венера, Вулкан. Каждый вид сознания проходит через семь царств жизни, и каждое царство через семь формосостояний.


Наша физическая Земля представляет собой одно из таких формосостояний, четвертое формосостояние или глобу, в четвертом царстве жизни четвертой планеты или состояния сознания. Подумаем теперь о нашей Земле, такой, какая она есть сейчас, и спросим себя: "Что мы здесь делаем?" — Мы берем различные вещи, находящиеся во внешнем пространстве, прежде всего в минеральном царстве, и создаем из них произведения искусства. Тут мы занимаемся комбинированием; из разрозненных предметов мы создаем целое. Это есть творчество в пределах форм. Но новое может возникнуть и другим способом, а именно, подобно тому, как, например, из корня растения возникают стебель, листья и цветы. Эти цветы не появляются, как машина, посредством комбинирования частей и их составления, они должны вырасти из того, что уже есть. Это процесс в рамках жизни. Нечто новое появляется из того, что уже имеется.


Третий способ состоит в том, что нечто появляется из сознания так, что мы можем сказать: в принципе, до этого ничего, собственно, и не было, было "ничто".


Перенесемся в самое начало такого планетарного развития, в самое начало развития Сатурна. Что мы увидим? Физической планеты еще нет, даже в тончайшей арупа-форме, все происходит еще до того момента, когда Сатурн стал Сатурном. От нашей планетной цепи еще ничего нет; но, наверное, присутствуют плоды развития предыдущей планетной цепи, подобно тому как утром, когда мы пробуждаемся ото сна, нет еще ничего такого, что мы уже успели сделать сегодня, но в нашем духе содержатся воспоминания о том, что мы сделали вчера. Таким образом, оказавшись в самом начале развития Сатурна, в проявляющих себя духах мы имеем воспоминания о предыдущей планетной цепи, о том, что было раньше.


Теперь перенесемся в конец планетной цепи, в то время, когда будет завершаться ступень Вулкана. В процессе развертывания планетной цепи постепенно появлялось как творение то, что в замысле уже присутствовало в самом ее начале. Таким образом, сначала мы имеем истечение сознания; из содержания прошлого, из воспоминания сознание творит новое. В конце, таким образом, образуется нечто такое, чего в начале не было: а именно, весь полученный опыт. То, что было в начале, вылилось в настоящие предметы и существа. В конце возникло новое сознание, имеющее новое содержание, новое содержание сознания. Это то, что возникло из ничего, из опыта. Если мы наблюдаем в жизни некое обновление, мы говорим себе, что это обновление чем-то обусловлено, должно было быть семя, сделавшее это возможным. Однако новое содержание сознания в конце планетарного развития действительно вышло из ничего, из опыта; для этого не нужно никакой основы, создается нечто, возникающее из ничего. Если один человек взглянул на другого и отложил в своей памяти воспоминание о нем, мы не можем сказать, что он лишил его чего-то. Это воспоминание вышло из ничего. Это и есть третий вид творчества: из ничего. Таким образом, мы имеем следующие виды творчества: 


Комбинирование из имеющихся частей (Форма).  
Создание новых образований с новым жизненным содержанием из имеющейся основы (Жизнь).
Творчество из ничего (Сознание).

Эти три определения являются определениями существ, производящих планетарную цепь, обуславливающих ее. Их называют Логосами. Третий Логос творит, комбинируя. Если из субстанции возникает нечто, содержащее новую жизнь, это создание Второго Логоса. И всюду, где нечто возникает из ничего, мы имеем дело с Первым Логосом. Поэтому Первый Логос часто называют также скрывающимся в самих вещах, Второй Логос покоющейся в вещах субстанцией, которая создает живое из живого, и Третий Логос комбинирующим все имеющееся, вещи, из которых слагается мир.


Эти три Логоса всегда присутствуют в мире один в другом, пронизывая друг друга. Первый Логос  включает в свой опыт также волю и внутреннюю мудрость. В его творчестве — опыт, то есть сбор мыслей из ничего, и затем снова творчество из этих мыслей. Творчество из ничего, однако, не означает, что нет вообще ничего — имеется в виду, что в процессе развития приобретается опыт, и что в процессе становления создается новое, то есть все существующее как бы расплавляется, и из этого опыта создается новое.


Такое творчество можно сравнить со следующим: предположим, некто смотрит на другого человека и запоминает его образ. Имей он те же творческие способности, что и Первый Логос, он мог бы сказать так: Да, я видел NN, но я имею понятие и об обращенном NN. Я могу сделать себе его негатив: то есть белое заменить черным, и наоборот. Таким образом, из опыта объекта и его негатива он создает совершенно новое образование. В это образование он мог бы вдохнуть жизнь. Возникло бы новое существо, которого раньше не было. Предположим, кто-то проделал бы это со многими людьми, и многие люди погибли бы — тогда, согласно своему опыту, наблюдатель создал бы совершенно новый мир.


Наблюдая мир, мы постоянно сталкиваемся с взаимодействием этих трех Логосов. Рассмотрим теперь, как они воздействуют на человека в пределах нашей планетной системы. Снова переместимся в точку начала развития Сатурна, в то время, когда еще ничего не было. Что тогда происходило? — Все было тогда как бы выбрызнуто. Тогда были излиты все те вещи, которые существовали раньше. То, что таким образом возникало, представляло собой самое первое истечение вещества из суммы прошлого опыта. Все, что было воспринято ранее, изливалось теперь в виде вещества. Там присутствовало и вещество, из которого позже возникло человечество. Это вещество имелось тогда просто как вещество. Вышеупомянутое истечение должно было затем стать все более и более упорядоченным, состоящим из отдельных комбинаций. Комбинации излитого вещества являлись уже новым творением. Это было творчество, прежде всего, Третьего Логоса; то есть после истечения вещества следует творчество Третьего Логоса.Рис. 12


Какое значение, однако, это имеет для человека? Прежде всего, это означает, что все разрозненные части "комбинируются вместе", становясь основой его физического тела. Тогда, на Сатурне, человек был настоящим автоматом. Если бы в него сказали какое-нибудь слово, оно было бы высказано из него снова. Тогда строились формы существ. Это строительство называют работой Третьего Логоса; оно продолжалось вплоть до солнечного периода; в нем человек получил также эфирное тело, жизнь. Теперь пойдем дальше, до Земли. Здесь человек сам получает сознание, то есть он получает возможность собирать опыт из ничего. Это работа Первого Логоса. На Сатурне, благодаря Третьему Логосу, человек получил то, что является в нем формой. На Солнце, благодаря Второму Логосу, он получил жизнь. И на Земле он получает от первого Логоса то, что становится в нем сознанием.


Понятие сознания должно стать нам еще немного яснее. Для этого нам надо выработать его согласно определенному плану. Человек обладает сознанием, однако речь идет о том, чтобы знать, где оно находится. Если мы имеем в виду бодрствующее сознание, то мы должны указать, что сейчас человек сознателен на физическом плане. Но бодрствующее сознание может быть и на астральном плане. Если жизнь некого существа находится на физическом плане, а его сознание на астральном плане, то это животное.


У человека сознание локализовано в голове. У животного, например, у тигра, сознание находится на астральном плане. Оно создает некую точку воздействия на тигра вне его головы. Если тигр ощущает боль, то эта боль также переходит на астральный план. Орган для этого находится у тигра перед головой, на месте, где у человека расположен лоб. У человека этот пункт находится уже в голове, он заполнен передним мозгом; сознание уловлено мозгом и передней частью головы, и потому находится на физическом плане. У тигра, и вообще у животных, узловой пункт сознания лежит перед головой, в астральном, тут оно входит в астральный мир. Что касается растений, то здесь ситуация меняется снова. Если бы мы смогли проследить ход сознания растения, мы двигались бы сверху вниз, до кончика корня. Прослеживая линию роста дальше, мы дошли бы до центра Земли. Тут расположена точка сборки всех восприятий, пункт засасывания сознания растений. Эта точка непосредственно связана с ментальным миром. Сознание всего растительного мира находится в ментальном.


Сознание минерального мира располагается в высших областях ментального мира, на арупа-плане. Если мы будем искать точку сознания камней, мы обнаружим  ее в виде некой солнечной атмосферы. Когда мы обрабатываем мир минералов, стучим по камню, каждое такое отдельное действие стоит в определенном отношении к этой солнечной атмосфере. Там воспринимается то, что человек делает здесь. Тут  мы имеем, таким образом, ряд существ, находящихся на физическом плане, но имеющих сознание на разных прочих планах. 


Рис. 13


Люди и животные отличаются друг от друга благодаря тому, что их сознание находится на различных планах. Но, помимо минералов, растений, животных и человека, имеются еще и другие существа. Есть такие, чье сознание находится на физическом плане, а тело на астральном. Они являются, так сказать, животными наоборот. Они действительно существуют, это элементарные существа. Уточним, однако, что, собственно, принадлежит к физическому плану.


Физическое, это: во-первых, твердая земля, во-вторых, вода, в-третьих, воздух, в-четвертых, эфир (тепловой, световой, химический, жизненный). Оставаясь при четырех нижних формах нашего физического плана, мы отсекаем от него эфирный мир. В то время как тела таких существ располагаются на астральном плане, их сознания могут находиться в любой из этих четырех форм физического плана. Можно представить себе существо, имеющее сознание в твердой земле, а тело в астральном; или  сушество, имеющее сознание в воздухе, а тело в астральном; могут быть и такие, которые имеют сознание в огне, а тело в астральном. Сегодня человек знает об этих существах совсем немного, он знаком с ними только через поэзию. Но горняки, например, знакомы с такими существами очень хорошо. Какой-нибудь гном может быть воспринят только теми, кто в состоянии видеть на астральном плане, но некоторые горняки такой способностью видения в астральном как раз обладают; они знают, что эти существа реальны. Таким образом, в нашей Земле имеются различные сознания, и то, что сегодня естествоиспытатели называют законами природы, это мысли существ, которые думают на физическом плане, а свои тела имеют на астральном. Если физика представляет нам какой-нибудь закон природы, мы можем сказать: это мысли одного из существ, чье тело находится на астральном плане. Природные силы являются творческими существами, а природные законы их мыслями. 


Рис. 14


Алхимик средних веков пытался поставить этих духов к себе на службу. Ясным сознанием этого обладал Гете; Фауст хочет обладать огненным воздухом; для этого должна появиться саламандра, имеющая тело на астральном плане. Таким образом, нас действительно окружают существа, сознание которых живет в огне, которые испытывают боль, когда мы разжигаем огонь, поскольку это ведет к определенным изменениям в их телах, находящихся на астральном плане. Зажигая свет, мы изменяем астральное существо. Точно также и изменения элементов и природных сил в других областях производят определенные изменения среди этих астральных существ. Выполняя те или иные действия, мы тем самым населяем астральный план существами. Задумаемся над этим, и нам откроется значение церковной церемонии: на физическом плане выполняются не случайные, но наполненные смыслом действия, благодаря которым на астральном плане возникают определенные, намеренно вызываемые существа. Курение ладана, например, представляет собой вполне осмысленное действо; при этом сжигаются определенные вещества и создаются совершенно определенного вида существа. Рассекая мечом воздух в четырех направлениях, мы создаем определенное существо. То же происходит, когда священник выполняет определенные движения руками, сопровождая их определенными звуками, такими, например, как "о", "и", "у", усиливающихся повторением: Dominus vobiscum. Звуки чередуются с определенной закономерностью, воздух приводится в определенного вида потрясение, усиливающееся определенными движениями руками; благодаря всему этому вызывается сильф. Движения, изображения и слова масонов также производят определенные образования, выражающие определенные закономерности в физическом мире. Планомерным их использованием создается некий пояс, соединяющий одно с другим; мы окутываем себя определенной астральной материей, созданной этими движениями, изображениями и словами.


Конечно, мы постоянно делаем все это и в нашей обычной жизни, но мы делаем это бессистемно, создавая несовместимых существ. Искусство состоит в том, чтобы, находясь на физическом плане, оказывать гармоничное воздействие на более высокие планы. Благодаря определенным действиям, в культовых церемониях должны создаваться не противоречащие друг другу существа, но находящиеся в гармонии. Поначалу человек не в состоянии привести эти вещи к гармонии. Но для всего того, что человек создает таким образом на астральном плане, имеются определенные управляющие существа. Поэтому нас окружает мир элементарных существ, во главе которых стоит король. У индийцев короля гномов называли Kshiti (Кшити), главный гном; высшее существо среди ундин — Varuna (Варуна); среди сильф — Vayu (Вайу); и все, что имеет сознание в огне, управляется королем огня, Agni (Агни). Во всех проявлениях огня, воды и прочего, мы имеем дело с этими существами Девов. Любой огонь на Земле является веществом, из которого состоят существа, принадлежащие к Агни. Церемониальная магия представляет собой низший вид волшебства, который состоит в усвоении определенных искусственных приемов, производимых на физическом плане, для создания определенных образований и существ на астральном плане. Школы, в которых практикуют церемониальную магию, есть и сейчас. Подобные практики вызывают сильную тягу к астральному миру и часто ведут к самоубийству, поскольку человек становится деятельным только в астральном мире и отвыкает от благ физического мира. Он вырабатывает в себе тягу к другим мирам, а физическое тело в этом случае часто становится препятствующим фактором.


Теперь вы поймете и суть служения огню, имевшего место в истории религии. Благодаря связанным с огнем жертвам, приносимым священником, приверженцы Заратустры действительно пытались создать определенные образования на астральном плане. Сейчас на земном шаре все осуществляется физически. Но, как можно видеть из сказанного, под влиянием наших поступков постоянно образуются астральные существа. Все совершаемое нами сопровождается астральными сущностями. Это наши скандхи, осуществляющие нашу карму. Но и все физические явления оставляют на астральном плане астральных существ. Так, например, Кельнскому собору соответствует определенное существо на астральном плане. Когда будет переработана вся физическая материя и Земля растворится, из всего происходящего на Земле  возникнет следующая астральная глоба. Она возникнет сама собой в виде астральных сущностей, в виде следствий предшествовавших физических процессов. Поэтому человек должен постоянно действовать в карме. В своих следующих жизнях он должен привести в порядок все те гротескные астральные сущности, которые были им по глупости произведены ранее, иначе эти бессмысленные творения появятся на следующей глобе. Это карма, которую человек должен исправить. То, что происходит на Земле в виде глобальных изменений, в более мелком масштабе происходит и с человеком. Возьмем ребенка. Его неверно воспитывают, его балуют сладостями и так далее. Все это не только вызывает определенные процессы в физическом теле, но и постоянно оказывает влияние на астральное, так что фактически изменяется и астральное тело. То, что дается младенцу физически, переходит в его астральное тело и остается там в форме определенных образований. Но все, что таким образом внедряется, затем постепенно снова высвобождается. В более старшем возрасте эти грехи сказываются. Они сохраняются в продолжение почти всей жизни и становятся важны как раз в ее конце. В середине жизни происходит что-то вроде обращения; астральное начинает воздействовать на физическое.


Рис. 15


В детстве человек закладывает в астральном основание для того, что будет иметь место в старости. Если человек это греховное обнаружит и сам проработает его, тогда повреждения в астральном теле будут искоренены — иначе в старости он развалится от тех слабостей, какие имели место в детстве. Но гармонизирующе на астральное тело действует только то, что человек врабатывает сознательно. Если позднее он разовьет противоположные свойства бессознательно, ошибку не поправить.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru