RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Основные элементы эзотерики GA_093a

  Доклад   30                  Берлин, 4 ноября 1905 года.


Сегодня, дополняя последний доклад, должны следовать некоторые афористические замечания касательно развития различных рас. Но перед этим необходимо обратить внимание на некоторые вещи, основы которых даны лишь в очень немногих книгах.


Так называемые законы питания различных культур поначалу кажутся совершенно произвольными. В действительности же они взращены на почве знания и мудрости. Мы должны, однако, считаться с тем, что современное человечество совершенно неспособно следовать этим вещам так, как они будут сегодня представлены. Но позднее они дадут основания для определенных законов социальной жизни. В общем, никто не должен думать, что, перейдя на вегетарианство, или подвигнув себя еще на что-либо подобное, он станет адептом.


У народов Востока имеются определенные принципы поддержания своей медицины на должном уровне, которые заключаются, например, в том, что для врачей этих народов важнейшим является, прежде всего, вопрос питания своего собственного физического тела. Там, где еще теплится древняя спиритуальная жизнь, существуют люди, ставшие целителями благодаря тому, что они питались исключительно молоком. Они убеждены в том, что, поскольку они исключили из своего рациона все остальное, они развили в себе физические целебные силы, особенно для лечения так называемых душевных болезней. Они пользуются особыми приемами. Они знают совершенно точно, что, питаясь исключительно молоком, они развивают в себе определенные силы.


Мы хотим понять, какого рода интуиции это касается. Глубину этой интуиции можно понять следующим образом. Мы знаем, что человечество прошло определенные этапы развития. В середине лемурийского времени первоначально человеческое расщепляется на восходящее человеческое и животное. С этим было связано и то, что силы, которыми обладала Земля еще до отделения Луны, также расщепились; при этом часть их обособилась от Земли вместе с Луной.


Остановимся на том промежутке времени, когда Земля была еще едина с Луной. Тогда человек находился на совсем другой ступени развития. Он уже имел теплую кровь, но еще не был расщеплен на два пола. С отделением Луны происходит половое разделение, так что, глядя сегодня на Луну, вы можете ей сказать: из-за того, что ты отделилась от Земли, наша производящая сила расщепилась на две части. — Земля переживала и такое время, когда человечество было непосредственно связано с животным, погружено в животное, и питалось животным. Такой способ питания вряд ли будет понят теми, кто не обладает ясновидческими силами. Но мы сможем составить себе некоторое представление об этом, наблюдая способ питания млекопитающих, кормящих свое потомство собственным молоком. Этот вид питания появляется вместе с расщеплением производящих сил. Раньше человек мог принимать питающие вещества из своего непосредственного окружения, подобно тому как сегодня легкие принимают воздух. Как сегодня соединяется с материнским телом человеческий эмбрион, так в то время через особые всасывающие волокна человек соединялся со всей окружающей природой. Таковой была старая форма питания на Земле. Остатками этой формы является питание детенышей теперешних млекопитающих; молоко для них является тем же, чем для человека в доле-мурийское время являлось древнее божественное питание, первая форма питания на Земле. Тогда земная природа была такова, что это питание можно было получить отовсюду. Молоко, таким образом, представляет собой продукт, относящийся к первой форме человеческого питания. Когда в физическом человек был еще близок к Божественному, он сосал это молоко прямо из своего окружения. Оккультисты знают, как человек связан с природой.


Питание молоком — это преобразованная форма самого древнего питания. Молоко всегда было первым питанием человека. Оно не случайно связывается с благодатным мышлением (поговорка: "Die Milch der frommen Denkungsart").


Мы спросим, благодаря чему молоко, в том виде, в каком оно существовало тогда, могло быть извлечено из окружения? — Это стало возможным на Земле благодаря лунным силам; они были общей кровью Земли. Когда же Луна отделилась, эти лунные силы могли теперь концентрироваться лишь в определенных органах живых существ.


Оккультист называет молоко лунным питанием. Сыны Луны — это те, кто питается молоком. Молоко — это лунный продукт. Поэтому верно, что восточные целители, питающиеся исключительно молоком, снова привлекают к себе силы, которые были на Земле в те времена, когда молоко еще струилось на Земле потоками. Они говорили себе: это силы, делающие человека созревшим для бытия. Эти производящие силы должны быть и целительными силами; таким образом, питаясь молоком и исключая при этом все остальное, мы приобретаем власть исцелять.


Вернемся в долемурийское время. Молоко тогда можно было сосать прямо из внешнего окружения. Позже состояние Земли изменилось, и пришло время, когда молоко вначале стало всеобщим человеческим питанием, а затем осталось лишь в виде материнского молока. Времени же, когда молоко можно было сосать прямо из окружения, предшествовало время, когда Солнце и Земля находились ещё в единстве. Тогда существовало солнечное питание. Так же, как от Луны осталось молоко, остались и солнечные продукты. Все, что пронизывается солнечными лучами, цветки и плоды растений, принадлежит Солнцу. Раньше они тянулись к общему для Земли и Солнца центру. Своими цветками они вписывались в Солнце. Когда Солнце от Земли отделилось, растения сохранили свою направленность: они продолжают тянуться к Солнцу. Человек — это растение наоборот. Часть растения, находящаяся над поверхностью земли, так же связана с Солнцем, как молоко связано с Луной, то есть оно представляет собой солнечное питание. Поэтому на место чисто молочного питания постепенно вступает питание растениями, а именно, верхними частями растений. Таков был второй вид человеческого питания.


Таким образом, к концу лемурийского периода друг другу противостояли два рода: род собственно лунных сынов, разводивших животных и питавшихся тем, что те дают, молоком; и второй род, питавшийся растительной пищей, то есть тем, что растет на земле.


Этот факт представлен в истории о Каине и Авеле. Авель был пастухом, Каин земледельцем; Авель [представляет собой] лунный род, а Каин — солнечный. Это совершенно грандиозная аллегория. Тайное учение представляет все это не так явно. Бога, давшего человеку возможность стать лунным существом, питаться преобразованным лунным питанием, еврейский народ называл Иеговой. Он был питающей природной силой: она текла к Авелю, он брал ее из своих стад. Переход к солнечному питанию означал отпадение от Иеговы. Поэтому Иегова и не принял жертвы Каина, ведь это была жертва солнечного продукта.


Вернувшись в более отдаленные времена, мы не обнаружим никакого другого питания, кроме молока, того питания, которое человек получал от живых животных. Это самое первое питание человека, которое он и сейчас употребляет в первые недели своей жизни; и изречение ближневосточного целителя "...если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное", относится к этому виду питания. Все эти вещи не случайны.


Теперь из лемурийского времени мы переместимся в атлантическое, к народам, которые жили на территории сегодняшнего Атлантического океана. С атлантами приходит нечто такое, чего раньше не было: они начали питаться тем, что покинуто жизнью, мертвым. Они включали в себя то, что умерло. Это очень важный переход в развитии человечества. Благодаря питанию мертвечиной стал возможным переход к эгоизму. Питание мертвым означает связь с эгоизмом. Самостоятельным человек становится благодаря тому, что принимает в себя мертвое. Это мертвое использовалось, прежде всего, в возникших тогда охотничьих племенах, которые убивали животных. Затем приходят народы, принимающие в себя зреющее не только под солнцем, но и под землей. Это такое же мертвое, как и убитое животное. Все живущее в низшей природе животного, все, что пропитано кровью, исходит от сил Луны. Лунная сила содержится и в молоке, которое связано с жизненным процессом. Когда человек ест мертвое, он принимает в себя отмершие части. Так же мертво и все то, что растет под землей, то есть те части растения, которые не пропитаны солнечным теплом, не пронизаны жизненным принципом Солнца. Таким образом, корень растения соответствует пропитанному кровью телу животного.


Позднее появилось питание, которого раньше вообще не было. К своей пище человек стал добавлять чисто минеральное, взятое из земли: соль и прочее. Так в своем питании человек прошел через все три царства. Это приблизительно тот путь, который относительно питания проделало атлантическое развитие: вначале возникли охотничьи народы, затем земледельцы, каинов род, и, наконец, было развито горняцкое искусство, связанное с тем, что находится под землей.


Все эти вещи являют собой отпадение от собственно жизненных или производящих сил. То, что мертво в животном, отпало от жизни. Часть растения, которая находится в земле, тоже отпала от жизни. Все соли являются мертвым минерального царства, это то, что остается как осадок.


Теперь займемся пятой расой. Здесь, наряду с плодоедящими, остаются те, кто питается молоком; все остальное приходит как совершенно новое. Пятая коренная раса характеризуется по преимуществу тем, что в это время благодаря химическому процессу образуется минеральное. Это зафиксировано в Книге Бытия. Что же представляет собой то, что получено благодаря химическому процессу? Поднимаясь выше в своем развитии, человек начинает использовать химию в отношении растений, плодов — возникает вино. У атлантов вина еще не было. В Библии сказано, что Ной, прародитель новой расы после потопа, был первым человеком, достигшим состояния опьянения, вкушая вино. Нечто было произведено из растительного мира, посредством минерально-химического процесса. Затем вино играет определенную роль в жизни человечества в продолжение всей пятой коренной расы. До начала пятой коренной расы жизнь всех инициированных покоилась на традициях, возникших еще во времена атлантов, когда вина еще не было: индийские, персидские и египетские инициированные и не нуждались в вине. В священнодействиях использовалась исключительно вода.


Таким образом, в пятой коренной расе появилось вино, результат минеральной обработки растения. Три первых подрасы представляли собой повторение прошлого.


Новое развивается только в четвертой подрасе. Вино здесь, в некотором роде, уже претендует на святость. Возникают культовые обряды, в которых вино играет определенную роль (дионисийская культура). Появляется даже винный бог.


Все это подготавливалось постепенно. Сначала культура вина выступает у персов. Здесь вино является еще чисто светским. Затем постепенно оно начинает проникать в культовое — культ Диониса. Четвертая подраса — это раса, в которой появляется христианство, и это также раса, которая за семьсот лет до этого провозгласила свою миссию дионисийскими играми. Здесь впервые вино начинают использовать в культе. Этот факт замечательнейшим образом представляет евангелист, наиболее сведущий в христианстве, Иоанн. Уже в самом начале он говорит о превращении воды в вино, поскольку христианство появилось, прежде всего, для четвертой подрасы пятой коренной расы. Человечество нуждалось в учении, освящающем то, что должно было выйти на физический план. Вино отрезает человека от всего спиритуального. Тот, кто пьет вино, не может достичь спиритуального. Он ничего не может знать об Атма, Буддхи и Манасе, о том, что пребывает, перевоплощается. Так должно было быть. Весь ход развития человечества — это восхождение и нисхождение. Человек должен был когда-то опуститься до самого дна. И вместе с этим целиком погрузиться в физическое. Поэтому появляется культ Диониса. Он должен был подготовить человеческое тело к материализму, поэтому должна была появиться религия, превращающая воду в вино. Раньше для священников существовал строжайший запрет на вино; они могли познать Атма, Буддхи и Манас. Теперь должна была.явиться религия, целиком ведущая на физический план, иначе человечество было бы неполностью погружено в физическое. Такая религия должна была отказаться от Атма, Буддхи и Манаса, от реинкарнации, и содержать в себе лишь общие указания. Следующим будет то, что вино снова будет обращено в воду.


Не будь раньше вода превращена в вино, человек не смог бы воспринять все земное в полной мере. В начале Евангелия от Иоанна [при описании превращения воды в вино на брачном пиру в Кане, 2, 1-11] показано, что Христос принимал в расчет то, что имелось. Он принимал во внимание также и будущее, вводя, со своей стороны, причастие. Это причастие — величайший символ Того, кто положил начало Своему культурному течению с этой четвертой подрасой. Будучи действительно "Сыном Человеческим", достигшим глубин физического для того, чтобы это физическое снова в полной мере возвысить, Он должен был оставаться в рамках того, что в нем имелось, и показать человеку, как физическое содержание расы непосредственно связано с Его собственным посланием. Если человечеству суждено снова выздороветь, оно должно иметь символ, указывающий путь от мертвого к живому: хлеб и вино. Хлеб, в оккультном смысле, является тем, что возникает лишь в результате умерщвления растения. Вино же, в свою очередь, возникает благодаря тому, что растение вначале умерщвляют, а затем подвергают минеральной обработке. При выпекании растительного делают то же, что и при забое животного. Извлекая из растительного царства вино, мы в известном смысле совершаем то же, что и при выцеживании крови из животного. Хлеб и вино становятся символом четвертой подрасы. Что должно развиться в будущем, так это дальнейшее восхождение от растительного питания к минеральному. Хлебом и вином снова придется пожертвовать; от них надо будет отказаться. Таким образом, являясь в четвертой подрасе, Христос указывает на хлеб и вино: "Это Мое Тело — это Моя Кровь". Этим Он хотел осуществить переход от животного питания к растительному, переход к более высокому.


Тогда имелось два класса людей: первые — питавшиеся мясом и кровью; это дохристианские люди, на которых Христос не  рассчитывал. Вторые — те, которые убивали только растения, выцеживая растительную кровь: пили вино и ели хлеб. На этих людей Христос уже расчитывал; они были предшественниками будущего человечества.


Значение причастия состоит в том, чтобы перейти от питания мертвыми животными к питанию мертвыми  растениями. Когда подойдет к концу время нашей пятой подрасы и наступит время шестой подрасы, станет понятным и значение причастия. Тогда никто не будет питаться животной пищей. Но до этого, возможно, появится уже третья форма питания, минеральная. Тогда человек сможет создавать себе питание сам. Сейчас он использует то, что создано для него Богами. Позднее он сможет сам приготавливать в химических лабораториях те питательные вещества, которые ему необходимы.


Итак, вы видите, что все возникает из глубочайших интуиции. Если мы посмотрим на предписания древних жителей Востока относительно питания, мы не обнаружим там собственно заповедей; это просто повествования, в которых говорится: ты не должен ожидать того, что вещества будут действовать иначе, нежели они действуют.


То, что Христос затем умерщвляет, что он действительно жертвует после принятия причастия, это физическое тело. Оно умирает. Оно умрет и во всем роду человеческом. Примерно к середине шестой коренной расы, в последней трети, вовсе не останется физического тела. Человек снова станет целиком эфирным. Он перейдет в состояние более тонкой вещественности. Но этого не произойдет, если человек не придет к этому сам. Для этого он должен вначале перейти к тому питанию, которое будет изготовлено в лаборатории им самим. Так что в той же мере, в какой он будет брать продукты питания не в природе, а добывать их, благодаря собственной мудрости, богу внутри себя, он будет содействовать своему обожествлению.


Когда же человек начнет сам себя прокармливать, будет заложена основа к еще более высокому, а именно к тому, что он сможет сам из себя и размножаться. Постепенно он создаст для себя жизнь из минерального мира.


Это огромный шаг в человеческом развитии. То, что сегодня знает естествоиспытатель, является лишь крошечным фрагментом великого круговорота.


С Сатурном мы входим в минеральное время. В атлантический период, благодаря питанию мертвым, подготавливается то, что производит эгоизм. До пятой подрасы, до прасемитов, таким образом, постепенно формируется человеческое Я. В шестой подрасе пятой коренной расы это Я, в свою очередь, достигает очередной, более высокой ступени развития. Это означает, что мы стоим перед новым так называемым вихрем или круговоротом бытия. Теперешний круговорот начался во времена, когда прасемиты заложили основу теперешней коренной расы.


Рис. 18


Всем, что мы имели до сих пор, мы обязаны прасемитской культуре. Но теперь вместе со славянскими народами приходит новый импульс. Этот импульс будет внесен одним из этих народов, одновременно со своего рода разрывом его с прошлым. В виде скрытой спиритуальности он вырабатывается в среде русского крестьянства. Он образует вторую часть грядущего круговорота. В настоящее время одна определенная культура охвачена процессом разложения, а новое только подготавливается. Это новое, которому даст жизнь Восток, подготавливается на Западе. Но старое должно стимулировать новое. Всюду в наше время, где пробиваются импульсы нового, это новое еще зачаточно, скомкано, несовершенно. Старое же, напротив, доведено до филигранности, но заражено критикой и неприятием. Носители старой культуры выходят из семитской ветви; они являются носителями того, что закручивается в вихрь. Все они имеют в себе нечто семитское. Например, Лассалъ, Маркс. Все это закручивается в вихрь. Продолжение всего этого уже невозможно. Подобно прыжку с одного берега на другой, теперь должен быть сделан прыжок к спиритуальности будущей культуры Востока. Это нечто совершенно новое.


Рис. 19


Будущее всегда поначалу грубое, неотесанное и, естественно, инфицировано прошлым. Геккелъ — человек, целиком стоящий в середине потока и захваченный обоими составными частями вихря. Первая часть его "Мировых, загадок" представляет собой позитивную, элементарную теософию; вторая же часть — негативная и всеуничтожающая; это вихрь, круговорот.


Можно наблюдать противоположности и в социализме Востока и Запада. Социализм Запада — это социализм продукции, социализм Востока — это социализм потребления. Тот, кто социально регулирует производимое, считается с корыстолюбием, эгоизмом. Тот же, кто регулирует потребление, смотрит на то, что хотят от него другие, принимает в расчет братские отношения. Социализм продукции — Маркс, Лассаль — обращает внимание на рабочего лишь постольку, поскольку тот является производителем. На Востоке на передний план поставлено потребление — например, у Кропоткина, Бакунина, Герцена. Если вы следуете за Кропоткиным, вы можете видеть, как вещи лопаются одна за другой. Он моментально понял принцип взаимопомощи у животных. Социализм же Запада полностью основан на борьбе. Так сталкиваются в мировом развитии различные течения.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru