RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Взаимосвязь человека с элементарным миром GA_158

ВЫСТУПЛЕНИЕ           


Берлин, 7 января 1913г.     Введение к докладу для членов Общества.


Время от Рождественской ночи до сегодняшнего  дня действительно является очень важным, исполненным значения также и в оккультном отношении. Его  называют временем тринадцати дней. Примечательно, что важность этого времени, этих тринадцати дней  ощущали именно те души, чьи душевные задатки хранили в себе ещё нечто от древней связи человеческой  души с духовным миром, связи, о которой мы часто  говорили. Мы знаем, что по сравнению с современным   городским жителем у простых людей сохранилось гораздо больше имевшей место в древности связи с духовным миром, у людей, живущих в деревне, или среди населения, ещё не очень заражённого нашей городской культурой. Там мы находим в народной поэзии  то, что связано с переживаниями души, переживаниями души в период от Рождественской ночи до праздника Поклонения волхвов шестого января.


Это время следует за самым мрачным периодом  года на Земле, непосредственно после зимнего солнцеворота, когда солнце начинает свой победный бег, сопровождающийся глубочайшим омовением, освобождением и избавлением природы. И душа человека тоже  может иметь тогда совершенно особые переживания,  если только она ещё сохранила особую связь с духовным миром. Те люди, которые уже не обладают больше древним ясновидением, но в душе своей ещё связаны с духовным миром, ощущают эту разницу благодаря необычайным снам, появляющимся в это время года. Душа может иметь значительные переживания, если  она сохранила восприимчивость, поскольку именно  тогда можно сильнее всего вживаться в духовный мир. Для вполне современного человека год в своём кругообороте таков, что этот человек не различает скрытых  особенностей во временах года; ведь в то время как на  улице метёт снег, темнеет в четыре часа вечера, а светает поздно, городской человек ощущает то же самое,  что и в летние месяцы, когда солнце в полной силе. Такой человек вырван из древней связи с Космосом,  которую он имел, когда его окружала природа. Но для  тех, кто сохранил связь с природой, совсем не всё равно, происходит ли что-нибудь во время Рождества или  в другое время, например, в середине лета. В середине  лета душа сильнее всего эмансипируется от связей с  духовным миром. Но в то время, когда природа сильнее всего отмирает, душа связана с духовным миром  сильнее всего. Раньше она переживала в это время нечто особенное.


Существует прекрасная народная поэма на древненорвежском языке, поэма, которая была недавно обнаружена и благодаря своеобразному менталитету  норвежцев вскоре снова стала популярной. Она повествует об одном человеке, который ещё имел связь с  духовным миром, об Олафе Эстесоне. В этой поэме  прекрасно изображены переживания Олафа Эстесона  в период между Рождественской ночью и днём Поклонения волхвов.


Наконец-то под Новый 1912 год в Ганновере я попытался перевести эту народную поэму об Олафе Эстесоне на немецкий язык, так что мы можем понять её. Сегодня вечером должна прозвучать песня об Олафе Эстесоне, которая описывает его переживания в течение тринадцати ночей.


        [ следует рецитация Марии фон Сиверс ]


Сама поэма древняя. Однако, как уже говорилось, она в последнее время как бы сама собой воскресла  среди норвежцев и очень быстро распространилась. Факт её распространения наряду со многими другими  господствующими в современности фактами доказывает, что здесь идёт речь о проникновении к пониманию тех тайн, которые могут быть постигнуты нами  сегодня с помощью антропософии. Ведь то, что в какой-нибудь душе происходило нечто подобное описанному здесь, или, по крайней мере, могло происходить  сравнительно недавно — это не просто "поэма". Эта поэма — вовсе не фантазия, это реальность, действительность. Образ Олафа Эстесона указывает на тех людей Севера, которые ещё в Средние века, примерно  в середине Средневековья имели возможность, я бы  сказал, буквально переживать нечто такое, что описано здесь.


Когда наши норвежские друзья во время моего  предпоследнего визита в Христианию дали мне эту поэму и хотели услышать моё мнение о ней — это было  прежде всего интересным в духовнонаучном смысле  фактом, который показывал, как продвинулись души.  Но что привело к тому, что мы вообще захотели  ввести эту поэму в нашу так называемую духовнонаучную программу, это то, что таким образом люди  могут глубже вникать в детали. Действительно, благодаря антропософскому пониманию можно всё глубже и глубже вникать в содержание поэмы. Так, например, мне показалось очень значительным уже то, что  Олаф — а это старинное норвежское имя — имеет сопутствующее имя, Эстесон, Эсте-сын. Чей же он сын? Эсты. Я попытался исследовать, что за мать была у   этого сына. Конечно, можно по поводу значения слова "Эст" предполагать разные вещи, это вопрос спорный. Сегодня невозможно сообщить всё, что к этому  вопросу относится. Однако если учесть всё, относящееся к данному вопросу, то Олаф Эстесон означает примерно следующее: это сын души, преходящей из поколения в поколение, души, связанной со струящейся от  поколения к поколению кровью. Это имя возвращает  нас к вопросу, который мы часто обсуждали в антропософском кругу; в древности древнее ясновидение было  связано с кровным родством, с кровью, струящейся  через поколения. Олаф Эстесон можно перевести примерно так: Олаф, рождённый многими поколениями,  несущий в душе то, что было характерно для многих  поколений.


Теперь рассмотрим сами переживания. Крайне интересно то, что Олаф Эстесон, заснувший в Рождественскую ночь и проспавший тринадцать дней подряд, находится в своеобразном психическом состоянии. Рассмотрим отдельные строфы; они  по-простонародному  весьма доступны и вызывают в душе некоторые переживания, напоминающие описание первых ступеней  посвящения, где говорится о прохождении врат смерти. В поэме повсеместно указывается, что Олаф Эстесон приходит к вратам смерти. С особой очевидностью  это следует из того, что он чувствует себя как труп,  даже землю чувствует он на своих зубах. Если вспомнить, что при посвящении эфирное тело перерастает  границы кожи, и человек становится всё больше и больше, вживаясь в дали мирового пространства, то мы в  этой поэме обратим внимание на то, как человек погружается вглубь, вживается в глубины земли и возносится вверх в облака. Олаф Эстесон совершает то же  самое, что после смерти должен был проделать человек, например, в сфере Луны. В поэтической форме  показано, как ярко сияет луна и как далека ведущая  туда дорога. Затем описывается пропасть, которую необходимо перейти в том мире, которая находится между миром человеческим и миром, выводящим в космические дали. Небесный мост связывает то, что является человеческим, с тем, что является космическим.  Теперь обратим внимание на тех существ, которые манифестируют себя посредством созвездий: бык, змей.  Для того, кто смотрит на мир с духовной точки зрения,  созвездия представляют собой лишь выражение того, что духовно существует в далях пространства. Затем  как Броксвалин изображается мир Камалоки. Показано своего рода возмещение, которое совершается там  людьми ради установления равновесия; возмещение  того, что было упущено на земле. Нельзя, конечно, объяснить все подробности данной поэмы, да это и не нужно. Однако необходимо почувствовать, что поэма  проистекает из настроения, тесно связанного с тем, какое именно у этого народа существовало гораздо дольше, чем у народов, живших в глубине континента, или  тех, которые соприкоснулись с культурой больших городов. У норвежского народа, у которого даже в народном языке имеется много такого, что вплотную приближается к границе оккультных тайн, дольше сохранялась возможность быть душевно связанным с тем,  что живёт и действует за внешними материальными  явлениями.


Вспомните, как я сопоставлял времена года с рядом протекающих параллельно духовных фактов. Как  весной, когда из Земли прорастают растения, когда всё   оживает и дни становятся светлее, мы обнаруживаем   своего рода засыпание элементарных и более высоких  духов, связанных с Землёй. Весной, когда Земля внешне пробуждается, мы, рассматривая духовное, имеем  дело со своего рода засыпанием Земли. Когда же внешняя природа снова отмирает, мы имеем дело с пробуждением духовной природы Земли. И если во время  Рождества внешняя природа повсюду погружена в сон,  то в то же самое время духовность Земли — элементарные, менее значительные существа, а также великие, могущественные существа, связанные с Землёй — находятся в состоянии наибольшей подвижности. При чисто внешнем рассмотрении дело выглядит так, что весной Земля пробуждается, а зимой засыпает. Однако  при оккультном рассмотрении это выглядит наоборот.  Дух Земли, который, впрочем, состоит из многих духов, бодрствует в зимнее время и спит летом. С  Землёй дело обстоит подобно человеческому организму, в  котором органические и вегетативные процессы наиболее активны во время сна, когда действие сил распространяется вплоть до мозга, в то время как при бодрствовании чисто органическая деятельность притупляется. Когда Земля является наиболее активной, когда  всё прорастает, когда Солнце к Иоаннову дню достигает своей высочайшей точки, тогда Дух Земли спит. И  установление праздника бодрствования Духа, праздника Рождества именно в зимнее время произошло не без  связи с этими оккультными истинами. Обычаи, принесённые из древности, находятся в полном соответствии  с этими оккультными воззрениями.


Тот, кто не забывает о духах Земли, празднует,например, Иоаннов день летом. Хотя празднование  Иоаннова дня летом — это всё же в своём роде материалистический праздник. Празднуют то, на что указывают внешние материальные явления. Однако тот, кто  связан с Духом Земли, с тем, что духовно живёт в Земле, тот сильнее всего пробуждён внутренне во время   Рождества, в течение тринадцати дней, тогда как по   отношению к своему внешнему он, подобно Олафу Эстесону, спит. Это оккультный факт, который в сфере  оккультизма играет точно такую же роль, какую для  внешней материалистической науки играет, например,  внешнее положение Солнца. Конечно, материалистическая наука довольствуется тем чисто внешним описанием высоты Солнца летом или зимой, которое предлагает астрономия. Она считает глупостью то, что является оккультным фактом, что положение духовного  Солнца наиболее интенсивно в зимнее время, которое  поэтому наиболее благоприятно для душевного углубления, для установления связи с Духом Земли и со всем  духовным. Для того, кто ищет углубления своей души,  можно было бы подчеркнуть, что наиболее интенсивные переживания могут быть достигнуты именно в тринадцать Рождественских дней, что тогда из глубины  души всплывают остающиеся незамеченными переживания, хотя вообще современный человек эмансипирован от каких-либо внешних процессов и оккультные  переживания могут у него возникать в любое время. Однако если принимать во внимание внешние влияния,  то время между Рождеством и Новым годом является  наиважнейшим.


Эти стихи самым естественным образом будут напоминать нам о том, как многое из описанного нами  при обсуждении времени между смертью и ближайшим   рождением ещё является само собой разумеющимся в  некоторых областях Земли, где оно ещё является объектом непосредственного опыта.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru