RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Взаимосвязь человека с элементарным миром GA_158

        ВЫСТУПЛЕНИЕ


        перед прочтением  "Сновидческой песни Олафа Эстесона"


Темой доклада будет одна замечательная народная песня. Речь идёт о молодом Олафе Эстесоне, персонаже норвежской народной легенды. В чисто народной поэтической форме повествуется о видении этого  Олафа Эстесона. В народе считали, что это видение  явилось ему во время долгого сна в течение тринадцати дней и ночей, тринадцати ночей и дней, находящихся между Рождественской ночью и Днём трёх королей  шестого января. Эти тринадцать дней играют роль во  многих народных преданиях. Желая понять то, что  выражалось в таких преданиях, надо представить себе,  как в ещё относительно недалёкое время народ, проживающий в деревне в горной местности, обладал внутренним сопереживанием процесса, протекающего в  природе. Переживания были иными в зависимости оттого, прорастали ли растения из земли весной, или, обнажённые, склонялись к земле осенью; светило ли жаркое солнце на небе во время Иоаннова дня, или снеговые тучи скрывали все солнечные лучи в декабре. Летом душа жила вместе с природой; зимой она втягивалась обратно, в себя, жила в себе. Это втягивание души  в себя становилось наиболее внутренним в период Рождества, когда ночи были самые длинные. Душа тогда  удалялась от внешнего мира, подобно тому, как при  засыпании глаза перестают видеть, а уши больше не  слышат. Наступала заторможенная задумчивость души, остающейся наедине с самой собой, что при особой   предрасположенности человека приводило к видению.Тогда некоторые души особенно наглядно переживали   своё погружение в духовный мир. Перед ними выступало всё, что они чувствовали как вину и греховность, жизненную надежду и душевную озабоченность. И как   сновидения принимают особенную форму, если они  приходят ранним утром и первые лучи солнца падают   на спящее лицо сновидца, так заторможенное раздумье и видения души принимают особенную форму,  когда с Рождества солнце начинает вставать раньше,  когда чувствуется приближение нового утра природы. Кому когда-либо приходилось жить среди крестьян или  горцев, тот знаком с имеющимися здесь в виду сновидческими переживаниями, которые вводят народную  душу в иные миры. Во всяком случае, в современности  таких переживаний встречается не так уж много. Они  действительно исчезают, если в ландшафт вторгаются  локомотивы и фабричные трубы. Во многих местностях дело обстоит так, что даже предания об этом древнем мире сновидений пришли в забвение. В местностях, которые ещё не слишком поглощены новейшей индустриально-транспортной культурой, например, в  некоторых областях Норвегии ещё сохранилась прекрасная частица этого мира сказаний, как наша песня   об Олафе Эстесоне. Она имеет древнее происхождение, но недавно она вновь ожила среди норвежского  народа, и распространяется так быстро, что сегодня  после долгого забвения её знают многие люди.


Она рассказывает о долгом сновидении, приснившемся Олафу Эстесону, в котором он переживает судьбу души после смерти. В основе его лежит представление о том, что душа после смерти странствует в звёздных мирах, что она, например, приходит в регионы,  находящиеся вблизи созвездия Тельца, Змеи, Пса, а  также проходит в духовной близости с Луной. В эти  миры душа проникает, перейдя через Гьялларский мост,  который соединяет земной мир с духовным миром. Во  многих народных сказаниях в виде этого моста представляют радугу. Часть этого духовного мира составляет Броксвалин, где взвешиваются жизненные деяния  души и за них назначается воздаяние. Сама форма, в  которой песня отображает переживание, указывает на  время, в которое она возникла в народной поэзии. Представления о жизни после смерти ещё не вполне христианские; частично они остались такими, какими были   сформированы в древние языческие времена. И всё же  время, в которое Олаф переживал своё видение, уже  было христианским. На это указывает не только то, что о своём видении он рассказывает у церковных ворот, но также и то, что вместе с языческими представлениями о Гьялларском мосте и Броксвалине присутствуют христианские представления о Михаиле и о  Христе. Так приход Христа с юга может символизировать непосредственное проникновение христианства в  Норвегию с юга. Возраст этой народной поэмы составляет восемь или девять веков, так давно проникло христианство в Норвегию.


Рассказом об этой народной поэме нам хотелось  обратить ваш духовный взор к жизни народной души,  которая созданием таких легенд, как легенда об Олафе Эстесоне, показывает, что она осознавала свою связь   с духовным миром, что она благодаря этой связи внутренне переживала образы, дающие ей уверенность в  бытии духовного мира. И если бы кто-нибудь подошёл  к Олафу Эстесону и сказал: естественная наука доказала, что так не бывает, — то Олаф Эстесон посмотрел   бы на него с сочувствием и с участливой улыбкой произнёс: бывает больше на земле и в небе, чем можешь  ты себе вообразить со своею школьной мудростью.




Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru