RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

Предметный указатель



ДУХИ Мудрости

51а. Пройдя через три элементарных царства (состояния жизни) эволюция человека в земном эоне вступила в четвертое, минеральное царство. "Здесь над формированием человека работали так называемые Дианис (Dhyanis) Мудрости; подступая извне, они строили тело в его минеральной вещественности. И когда был готов мозг, поток развития пошел от них дальше. Если бы в этот момент дианические существа мудрости продолжили свою работу извне и только для себя, то человек стал бы тверже минерального царства; ничего внутреннего, никакой духовности не смог бы он противопоставить материальному отвердению и был бы потерян для космической жизни. Он выпал бы из эволюции подобно шлакам, был бы выброшен из царств природы. ... Подобный гипотетический мир называется в оккультизме "восьмой сферой". " Положение было спасено тем, что вмешались отставшие Дианис, стремившиеся человека полностью одухотворить. "Человек оказался на распутье между путем в восьмую сферу и путем к полному одухотворению. ... Эти два течения развития работают одно против другого с середины Лемурийской эпохи. И так оно и осталось бы, если бы дианическим существам, работающим над человеком извне, и ведущим его в восьмую сферу, не было напечатлено Буддхи, Любовь, чтобы они любовью пронизали материю". Так возникло третье течение. Человек стал трехгранным (тело, душа, дух), а то, что не могло быть захвачено неравномерным действием трех потоков, выделилось как Луна. " Она есть часть восьмой сферы, шлак. В Луне мы видим предварительный символ того, чего могли бы достичь первые дианические существа.
     ...Всех их вместе в еврейской эзотерике называют Ягве, который есть Бог макрокосмической Мудрости, Формы. ...
     С середины четвертой рунды действует Господь Любви, Христос, Любовь Мира, второй Логос. ... Иегова является Духом третьего Логоса. Принцип Христа начал духовное действие с середины Лемурийской эпохи. Тогда же выступил и Люцифер".Д. 67/68, с. 36-37
     Дианические существа не могли бы реализовать ни одной мысли без человеческих тел, не наделив прежде мышлением человека.Д. 69/70, с. 25

     Перейти на этот раздел

  


Общий очерк

103. Сознание, которого человек достиг на ступени др.Солнца, подобно тому, которое он имеет теперь во время сна без сновидений. Его также можно сравнить с сознанием растений. Начинается эон Солнца с повторения состояний др.Сатурна. Затем Духи Мудрости изливают в физ. тела фантомов эфирное тело. Солнце при этом начинает светиться; в фантомах проявляется действительная жизнь. Эф.тело монад пронизывают своим астральным телом Духи Движения, и от этого оно "приобретает способность совершать известные внутренние движения, находясь в физическом теле"; они подобны движению соков в растении. Тепловая субстанция уплотняется до газо- или парообразного состояния. В оккультизме это состояние обозначают как "воздух". В тепловые образования фантомов включаются воздушные формы, находящиеся в регулярном движении. Действием Духов Формы переменчивые "газовые образования" "мимолетно принимают различные формы".
     С середины эона Солнца выступают Духи Личности. Их сознание тогда восходит на ступень, которой человек достигнет лишь на будущем Юпитере. Как на др.Сатурне теплота, так на др.Солнце эфирное тело фантомов отражает им "в световом сиянии образы их ясновидческого сознания. ...Это происходит так, как если бы в образах, излучающихся от Солнца, проявлялась часть той силы, которую земной человек называет любовью". И в этом действуют Серафимы. Вместе с Духами Личности они работают над человеческим эфирным телом, поднимая его на ступень, где оно может видоизменягь находящиеся в нем газовые образования. Так появляются первые признаки размножения.
     На др. Солнце впервые обнаруживается отставание некоторых иерархических существ. Перед ними встает задача наверстать упущенное. Поэтому, когда Духи Мудрости начинают свое излияние эфирного тела, Солнце как бы мутнеет, поскольку его пронизывают образования, принадлежащие еще к др.Сатурну, не способные уплотниться до воздуха. В человека это внедряется как вид низшей природы, которая позволяет Архангелам подняться на их "человеческую" ступень. На Солнце наравне с человеческим царством образуется еще одно, с одним лишь физическим телом. С ним приходят в связь отставшие Духи Личности. Они выделяют из Солнца самостоятельное мировое тело и действуют с него на второе солнечное царство.
     В том, что создают Архангелы в отставшей, сатурнической, природе человека, следует видеть предвестников современных органов чувств. (Эту работу Архангелы начали уже на др.Сатурне.) Созданное Духами Личности в союзе с Серафимами можно считать первым зачатком современных желез. Благодаря же Духам Личности возникает некая связь между человеческими чувствами и вторым солнечным царством. Она имеет вид тепловых взаимодействий. Далее выступают Ангелы и Херувимы. Внутри человеческих существ возникают откровения, сравнимые со вкусовыми восприятиями. Вовне они проявляются как звуки. Все это на Солнце носит более самостоятельный характер, чем на Сатурне. Ангелы благодаря этому достигают смутного образного сознания. Херувимы ясновидчески созерцают совершающееся на Солнце и жертвенно изливают полные мудрости и великолепия образы в сознание Ангелов, а те внедряют их в эфирное тело человека.
     В конце развития Солнца человеческому эфирному телу напечатлевается зачаток Жизнедуха (Буддхи). Человек начинает проявлять "способность ощущать первые признаки симпатии и антипатии к своему окружению". Но это лишь "предвестие" ощущения. Внутренняя жизнедеятельность, подобная восприятию запаха, "сказывается вовне в своего рода примитивном языке". 13 (4)

     Перейти на этот раздел

  

106. "Глядя не него (др.Солнце) издали, мы воспринимаем его как иллюзию воздушного и светового тела, но, наблюдая его ближе, мы уже не имеем лишь световое и воздушное тело, — оно является нам как великая, дарящая добродетель Духов Мудрости".132 (2)

     Перейти на этот раздел

  

107. Имагинация др.Солнца. "Жертвующие Престолы, коленопреклоненные перед Херувимами; и к их жертве присоединяются, как бы вереницей, Духи Мудрости, преданные в своем настроении тому, что они увидели в центре Солнца: жертву Престолов, которая вырастает в их настроении до образа жертвенного дыма, льющегося во все стороны и принимающего наконец форму шара, творя из своего облика лики Архангелов, которые отражают жертвенный дым с периферии как свет, светя внутри Солнца, возвращая дар Духов Мудрости и творя, таким образом, сферу Солнца. Она состоит — принесенная в дар — из пламени и жертвенного дыма. ...Архангелы... в более позднее время возвращают то, что было вначале. И, излучая это обратно, они являются Ангелами Начала... Вестниками Начала".
     "Дар состоит из двух актов: дарения и принятия... Дар, направленный на др.Солнце, на его периферию, сохранялся во времени, как бы хранился во времени; Духи Мудрости излили свой дар, и он сохранился". "Принятие возникает несколько позже. Архангелы — это берущие на др.Солнце. Но они берут это совершенно особенно, а именно так, что не удерживают его для себя... но отражают, подобно зеркалу ...чтобы отраженное Архангелами присутствовало в более поздний момент времени. (Пример: в нашей 5-ой культуре отражается 3-я). ...Представьте себе образ внутренне замкнутого шара, в котором нечто такое, что было даровано, излучается из центра к периферии, а оттуда отражается обратно к центру. ...То, что идет из центра в пространство, есть дар Духов Мудрости, а что отражается назад — это свет, и Архангелы суть творцы света".
     "Представим себе Духов Мудрости, находящихся в центре др.Солнца, погруженных в созерцание, а также приносящих жертву Престолов, излучающих свое собственное существо; но свое собственное существо они получают обратно уже как свет (др.Солнце светится вовнутрь)... Они созерцают свое собственное внутреннее рассеянным по миру и возвращающимся к ним как свет, как отражение их собственного существа.
     Мы встречаемся здесь с двумя противоположностями: внутреннего и внешнего. "Более раннее" и "более позднее" здесь изменяются и становятся "внутренним" и "внешним". Рождается пространство... но сперва только в двух измерениях, ибо нет "верха" и "низа", "правого" и "левого", а только "внутреннее" и "внешнее". В действительности обе эти противоположности выступают уже в конце др.Сатурна, но они повторяются на др.Солнце и там создают пространство". 132 (3)

     Перейти на этот раздел

  

208. "Везде, где присутствует в мире воздух, присутствуют скрытые за ним (дарующие) деяния Духов Мудрости".132 (3)

     Перейти на этот раздел

  

211. "Там, где выступает свет, мы имеем отраженные дары Духов Мудрости. И существа, которых мы должны предполагать за светом, — суть Архангелы. ... ...их возможность изливать нам свет происходит оттого, что они только отражают то, что к ним притекает, а именно — дарующую добродетель Духов Мудрости".132 (3)

     Перейти на этот раздел

  

509. "Что в нас, в людях, является образом Духов Мудрости? — Наши мысли".136 (10)

     Перейти на этот раздел

  

304a. Низшим членом Существа Христа является Буддхи. Оно для Него "является тем же, что для нас физическое тело".
     Духи мудрости — Ягве и его воинство. "Они становятся Духами кругооборота времени"... Действенную силу любви через них не выработать. Они закрывают в смирении лице свое перед Мистерией Мистического Агнца.
     "И Духи Мудрости (т.е. Духи Формы в данном случае. — Сост.) так взаимодействуют с Духом Любви (с Христом), что отдают Ему отдельного человека в жизни между рождением и смертью, а на себя берут водительство индивидуальностью, проходящей через инкарнации". Духи Мудрости строят человеку тело, но одухотворить его не могут. Это совершает Христово деяние любви. 266-1, с. 352, 354-355

     Перейти на этот раздел

  

304б. "Адам является единственным существом, у которого нет матери; лишь отчие силы действуют в нем". Условия тогда были, естественно, совсем иные, когда Ягве творил первочеловека в его эфирном теле, из субстанций земной планеты. Они и ныне имеются в каждом человеке. Ягве является для всех нас отцом, а Земля матерью.
     Христос является Существом, у Которого нет земного отца.
     "Что Бодисаттвой могло быть дано человечеству, было инспирировано Духами Движения, а низшее, что исходит из Существа Христа, приходит из сферы Духов Мудрости. Христос стоит выше Иерархий". 266-2, с. 362-363, 376

     Перейти на этот раздел

  

319. "Как святые Риши, так и Заратустра знали, что Существо, Которое понимается под Вишва-Карман (или Аура Маздао), представляет собой Духа Мудрости, который всеобъемлющим образом изливается на Землю и охватывает большие (временные) сферы, чем сфера отдельных Духов Движения". 136 (9)

     Перейти на этот раздел

  

755. "Христос есть истинный Люцифер" — теперь этот тезис уже не является правильным для людей. Это звучало правильно в те времена, когда из древнего тайноведения знали: во внешнем физическом свете открывается Люцифер, светоносец, но сквозь физический свет мы проникаем к Духам Мудрости ... к Светоносителю духовного света".136 (10)

     Перейти на этот раздел

  


     323
. "У человека эф.тело стягивается в единство внутренними силами притяжения; у минерала это происходит так, что эф.тело сдавливается как бы извне, астрально действующие силы как бы вдавливают в форму минерала его содержание, его внутреннее содержание, которое выражается в эфирных течениях. Единство минерала сдерживается астрально извне и именно т.обр., что этот минерал определяется различными положениями Солнца по отношению к Земле в смысле астральных воздействий. Можно сказать, что из того места, откуда Солнце светит на Землю, происходит как бы вдавливание эфирной субстанции в минерал. Т.обр., когда само эф.тело приходит с планет, оно вдвигается в минерал или кристалл и сдерживается в нем силами, исходящими от Солнца, силами, которые принадлежат к сфере Духов Мудрости". Но некоторые эфирные потоки изливаются в минерал и от Солнца. Эту субстанцию посылают люциферические Духи Мудрости. Благодаря этому образовалась "некая основная субстанция, которая получила свое содержание прямо от Солнца ... и это есть золото". "Золото — это люциферический минерал, внутреннее содержание которого эфирно происходит не от планет, а от Солнца". 136 (10)

     Перейти на этот раздел

  


     326
. "Оттого, что люциферические духи мудрости на Солнце получили возможность посылать эфирные потоки на Землю (в результате чего образовалось золото — люциферический металл), другие Духи Мудрости должны были отказаться от действия с Солнца и снизойти до того, чтобы употребить свои силы на восстановление равновесия. Была основана мировая колония, планетная колония на Луне, от которой изливались эфирные потоки на Землю, в результате чего возникла субстанция, ослабляющая прямую силу золота ... Луна была отделена от Земли Духами Мудрости. ... они пронизали Землю эфирными силами, которые привели к образованию серебра как субстанции". 136(10)

     Перейти на этот раздел

  


     346
. "Духи кругооборота времен связывают в растениях действие спиритуальных сил движения, притекающих с планет (Духов Движения), с силами, исходящими от Солнца ("Я" растений). Эти силы объединяются Духами кругооборота времен ... в то время года, когда растение переходит к оплодотворению. Тогда принцип спиритуального движения соединяется с принципом, действующим в росте стебля (планетный принцип с солнечным. Поэтому в тычинках мы имеем принцип, действующий спирально, а в пестике — принцип, продолжающий прямое вертикальное направление стебля. Когда кругооборот растения закончен ... те органы, которые до тех пор следовали спиритуальному движению планет, располагаются в красивом круге в виде тычинок, окружая пестик. Оба принципа объединяются; рост растения заканчивается в тот момент, когда к деятельности духов Движения и Духов Мудрости или, лучше сказать, их отпрысков, присоединяется деятельность Духов кругооборота времен, которые сочетают обе эти духовные сущности своего рода браком". 138 (9)

     Перейти на этот раздел

  


     465
. Истинные Духи Мудрости как бы жертвенно развернули на Луне свое местопребывание, чтобы оттуда обеспечить Землю необходимыми потоками, которые уравновешивают течения люциферических Духов мудрости с Солнца. (Но истинные Духи Мудрости не несут физического света). "Поэтому, собственно, свет был исключен из Луны. ... отраженный свет, который сияет нам от Луны, — его носителем является Люцифер. Люцифер, светоносец, возвещает нам, что этот свет исключен из Луны. ... когда Луна отражает солнечный свет, то на самой Луне нет ничего от люциферических Духов мудрости; в виде света отбрасывает Луна то, что притекает к ней от люциферических Духов мудрости с Солнца. И когда оккультный взгляд направлен на Луну и исчезает ее сияющий серп, видимый физическим глазом ... то на месте лунного серпа оккультному взгляду открывается реальное существо, которое лежит в основе явления света, в космосе открывается образ Люцифера, но разумеется, как отражение. ... Благой Дух Мудрости является нам при этом как подчиняющий себе люциферический принцип. ... Если физическими глазами мы видим блестящий серебром лунный серп, а сверху в нем, как тень, темную часть, то для оккультного созерцания лунный серп превращается в живое существо с укрощающим его Духом над ним, который восстанавливает равновесие, действуя с Луны". 136 (10)

     Перейти на этот раздел

  


     519
. "На какую бы неподвижную звезду мы ни направляли оккультный взгляд, всегда мы встречаем, прежде всего, правильных Духов Мудрости. ... но повсюду к правильным Духам Мудрости примешиваются люциферические духи, которые вносят, собственно, физический свет в миры неподвижных звезд. Когда над нами сверкает ночное звездное небо, то это, в сущности, из бесчисленных точек действует фосфор". 136 (10)

     Перейти на этот раздел

  


     39
. Северянин-германец "научается видеть в Одине одного из Архангелов отсталого развития, одного из величайших, отрекшихся в предвременье и сохранивших свое архангельство при принятии на себя важной миссии: работать над душой человека".
     "В историях, повествующих об Одине, выражается усвоение душой речи, усвоение при помощи соответствующего Архангела, и в обход, через эф.тело, ее вживание в тело физическое.
     Родственных Архангельских существ мы встречаем в собратиях Одина: в Хенире, который одаряет силой представления, и в Ледуре, который снабжает тем, что еще особенно близко расе, а именно: цветом кожи и характером крови. В этих Архангелах нам следует видеть существ, так сказать, более нормального начала.
     Тор — это Ангел, отказавшийся от восхождения на высшую ступень, "чтобы ко времени пробуждения в душевном развитии "я" стать вождем в душевном мире северо-германской области". Духи Мудрости и Духи Движения — это Ваны; Ангелы, Архангелы — это Азы. "Работе Одина, дарующего мудрость языков и рун, который действовал больше окружным путем, через дыхание, вовне, в Макрокосмосе, соответствует движение ветра". Гиннунгагап — хаос, начало эона Земли после Пралайи. 121(8)

     Перейти на этот раздел

  

К пониманию истории философии

     154
. "Когда мы пытаемся личную карму привести в связь с констелляциями знаков Зодиака, то мы живем примерно в той сфере мира, к которой применимы законы эпохи Сатурна". "Сколь мало отдельный параграф закона — в том виде, в каком он записан на лист белой бумаги — осуждает человека, столь же мало Овен, Телец, Близнецы и т.д. вызывают человеческую судьбу. ... Что следует из звездных письмен — это остаток древнего сатурнического развития, ставшего чисто духовным, и лишь знаки его остались в звездных письменах космоса. ... Законы др. Сатурна стали духовными, так что, я бы сказал, мы можем исследовать их целиком в законах нашей судьбы за пределами пространства и времени. Когда мы рассматриваем человеческую жизнь в целом, то мы сегодня еще находим эти древние законы Сатурна, еще находим то, чего мы не можем видеть, встречая человека в физическом мире". Такой физический человек представляет собой лишь воплощение Я, в котором действуют законы Земли. Законы же физ., эф. и астр.тел принадлежат прошлым воплощениям Земли, и там в глубинах сокрыта личная человеческая судьба. Законы др. Луны действуют в человеке в период эмбрионального развития, они наследственные и преодолеваются после рождения. Физически эти законы можно изучать лишь в оболочках, окутывающих человеческий эмбрион в теле матери. На др. Луне эта стадия развития была завершающей.
     "В то время как то, что мы называем кармой, личной судьбой, располагается в высших областях, в сатурнической части человека, лунную часть нет нужды искать столь высоко, ибо мы еще находим ее сокрытой в чувственном. Солнечную часть тоже не следует искать слишком высоко..." Для ее поиска обратимся к тому, что дано в "Загадках философии" как периодизация развития философии.
1-й период2-й период3-й период4-й период
VIII - VI в до Р.Х. в. - VIII в. до Скотуса ЭригеныIX в. - XVI в.XVIв. - XXIIIв.

     В первом периоде философы ( в том числе Платон и Аристотель) еще воспринимали мысли. Во втором периоде возникает т.наз. патристика, писания отцов церкви, когда мысли уже не воспринимают, но возбуждаются духом к мыслительным инспирациям. Так действовал Импульс Христианства. В третьем периоде человек понял, что думающий — это он сам.
     "Платон и Аристотель еще не думали. Но и они столь же мало сомневались в полной объективной действительности мыслей, сколь мало сомневается человек в полной объективной действительности земного, глядя не зеленеющее дерево.
     Во второй эпохе была интенсивная вера в Импульс Христа, который давал уверенность пробуждающемуся мышлению. Но потом пришла эпоха (третья), когда человеческая душа начинает говорить: так это ты сама думаешь, мысли выходят из тебя. ... И в этом состоит существенное эпохи схоластики: в ней была увидена субъективность мышления. ... Затем приходит четвертый период свободного господства мыслей во внутреннем, дальнейшая эмансипация мыслей от внешнего восприятия мыслей, свободное творение мыслей во внутреннем". Возникает сильное стремление обосновать внешнюю действительность мыслей. Аквинский в этой связи еще апеллировал к унаследованной догматике, но не Декарт.
    
"Философское мышление в древней Греции действовало так, что несмотря на то, что в целом древняя Греция была временем души рассудочной, это древнее мышление было еще мышлением-восприятием, находилось еще под глубоким влиянием души ощущающей и даже еще тела ощущений, астр.тела. Оно еще цеплялось за внешнее. Мышление Фалеса, первого философа, находилось под влиянием эф.тела. Темперамент сидит в эф.теле, а именно из темперамента творили греки их водно-воздушно-огневую философию (в зависимости от темперамента первопричина вещей искалась в одной из этих стихий). Таким образом, можно сказать: философия тела ощущений переходит в философию эф.тела. — Затем мы приходим в христианское время. Христианский импульс проникает в душу ощущающую.


     Солнечный закон. Эфирное тело

I. 800 /600/ до Р.X.тело ощущенийвосприятие мыслей
II. от Р.Х до 800 /900/душа ощущающаядухом возбуждаемая мыслеинспирация
III. 800 /900/— 1600душа рассудочнаяосознание субъективности мыслей
IV.1600 ...душа сознательнаясвободное творчество мыслей

     Философия внутренне переживалась, внутренне ощущалась, но совместно с тем, во что человек верил, что мог чувствовать; здесь имело место влияние души ощущающей. В третьей эпохе, эпохе схоластики, существенным элементом философского становления мы имеем душу рассудочную, или характера. Вы видите, что философское становление идет иным путем, чем всеобщее развитие человечества. И наконец, впервые с ХVI столетия также и философия совпадает со всеобщим развитием человечества: здесь мы имеем свободные мысли, господствующие в душе сознательной. — Душа сознательная!.. свободная мысль распространяет свое господство от абстракции бытия до высочайшей духовности. Подобно мыслеорганизму, целиком исходящему из мира и лишь господствующему в себе, служит философия Гегеля: лишь в сознании живущие мысли. ... Итак, нечто развивается подобно тому, как развивается сам человек: от эф.тела к телу ощущающему, душе ощущающей, рассудочной, сознательной. Мы исследуем путь, подобный пути развития человечества, но организованный иначе. Это не путь развития человечества, это нечто другое. Развивается Существо, и оно использует человеческие силы в душе ощущающей, рассудочной и т.д. Через человека и его работу проходит другое существо с иными законами, чем законы человеческого становления. Видите ли, это есть деятельность солнечных законов!
     Здесь нет нужды восходить в сверхчувственные области, как в случае исследования личной судьбы. Как остатки солнечных законов мы находим философское развитие человечества". Как уже говорилось, Ангел имеет отношение к эф.телу. "Этот Ангел развивается. И когда люди думают, что они философствуют сами, в них, поскольку они несут в себе солнечное развитие — т.е. то, чем солнечное развитие оформляет их физ.тело и что действует в их эф.теле, — действуют законы солнечного бытия. Эти законы действуют от эпохи к эпохе, и они действуют так., как это выражается в развитии философии. И потому, что эти солнечные законы присутствуют здесь, Христос, Солнечное Существо, смог вступить во вторую эпоху. Подготовлялось это в первой эпохе, а во вторую эпоху Христос, Солнечное Существо, вступил на Землю.
     Вы видите, как все это соединяется. Но когда Христос, Солнечное Существо, пришел, то Он пришел в связи с развитием, которое не является человеческим, человеческим земным развитием, а солнечным развитием внутри земного бытия. ... Когда мы все это представим себе, как философское мышление развивалось от философа к философу, то увидим, как внутри этого действовали не земные, а солнечные законы! Эти законы в свое время разыгрались между Духами Мудрости и Архангелами, а на Земле они выступили на свет Божий в философском стремлении к мудрости... Когда человек перестал замечать, что в философском развитии его душу пронизывают пульсацией Духи Мудрости, он стал развивать свою философию. Древнее солнечное бытие живет в философском развитии. Оно действительно и истинно живет в нем. А поскольку оно живет там, то там же живет и нечто отставшее, нечто связанное с древним солнечным развитием". И конечно, отставшие на Солнце существа пытаются использовать силы философского развития для продления древнего солнечного бытия. Они упустили возможность проделать развитие, которое человек проделал в эф.теле, в теле ощущений и в душе ощущающей совместно с Духами Мудрости и Архангелами. И это ариманические духи. "Ариманические духи испытывают соблазн паразитически вползать в то, что человек достигает в своей философии, и таким путем печься о своем бытии. Развиваясь философски, люди подвержены действию ариманически-мефистофельских духов". Но вы знаете, что Ариман и Люцифер являются вредными духами, пока мы их не распознали, пока человек в духе не заглянул им в глаза.
     Возьмем человека, развивающего мысли в земном бытии. Он развивает мысли, для которых как инструмент необходим земной разум. "Таковы гегелевские мысли! Они суть чистые мысли, но только мысли, какими они могут быть постигнуты с помощью инструмента физ.тела, которое отпадает со смертью.
     Гегель продумал глубочайшее из того, что может быть продумано в земной жизни, но что в своей конфигурации отмирает со смертью. И трагедия Гегеля состоит в том, что он не замечает, что он постигает дух в логике, в природе, в душевной жизни, но только тот дух, который существует в форме мыслей и не идет с нами за врата смерти. И чтобы уяснить себе это, Гегель вынужден был сказать: Если бы я мог верить, что проходящее через мышление — что я, таким образом, думаю об абстрактном бытии с помощью логики, мыслей: о природе, о душе и вплоть до философии, — если бы я мог верить, что это ведет меня за кулисы бытия, то я оказался бы соблазненным Мефистофелем!
     Это было воспринято другим человеком, Гете, который выразил это в своем "Фаусте" как борьбу думающего человека с Мефистофелем, с Ариманом. И мы видим в 4-ю эпоху философского развития, как в солнечное развитие вмешивается Ариман и как человек ясным образом противостоит Ариману, когда действительно познает свое существо, овладевает им.
     Поэтому сегодня мы стоим на повороте также и внешнего философского мышления; поэтому это философское мышление, дабы не подпасть соблазну Аримана, дабы не стать мефистофельской мудростью, должно зайти за это существо, должно его постичь, должно войти в Духовную науку". Так хотя бы на примере вы видите действие солнечного развития в человеческой земной жизни. В догомеровские времена, в ХII-ХIV вв. даже физ.тело было предпосылкой мировоззренческих импульсов. "В греческую эпоху родилось мышление; в новое время мысли пришли к самосознанию в душе сознательной. ... мысль является самостоятельно действующим существом".
     "Существо, развивающее себя как философия (мы называем его абстрактным именем "философия"), оно живет в эф.теле 700 лет, в теле ощущений 700-800 лет, в душе рассудочной или характера — 700-800 лет и в душе сознательной 700-800 лет". В начале греческой эпохи это Существо достигло развития, соответствующего в человеке периоду половой зрелости, возрасту в 14-16 лет. В расцвете греческой эпохи его развитие соответствовало возрасту с 14 до 21 года. Сейчас оно живет в возрасте от 35 до 42 лет. И это Существо развивает солнечную закономерность. Человек идет с этим Существом через свои воплощения; это Дух, регулирующий нашу внешнюю судьбу, столетие его жизни соответствует году нашей жизни. Настоящая история философии и есть биография этого Существа, Богиней нисходящего из божественных облачных высот. "В Антропософии мы видим действительную водительницу не только к познанию, но к живому Существу, которое окружает нас так, что мы ничего не знаем о нем". 161(2)

     Перейти на этот раздел

  


     672
. "В физ.теле мы имеем вертикально проходящий позвоночник с каналом внутри, а в эф.теле сливает­ся, лучами лучится ... некий род противопозвоночника, который, с точки зрения физ.тела, расположен у человека спереди. К позвоночнику подходят жгуты нервов, примыкают ребра. Подобным образом проходят в эф.теле упомянутые лучи и течения, но они не исходят из противопозвоночника, а в нем как бы сливаются, взаимодействуют всем, чем они обладают, в передней части человеческого эф.тела. Образуется изумительно прекрасный, грандиозный, потрясающий эфирный орган, состоящий главным образом из мерцающих, светящих­ся, звучащих, выражающихся в различных тепловых действиях, но также и внутренне говорящих существ, ор­ган, особенно открывающийся, когда человек спит. И если этот орган рассматривать внимательнее, то ста­новится видно, как он пронизан тем, что я однажды, поскольку эти вещи должны описываться в наглядной образности, охарактеризовал как отдельные цветы лотоса. Таким образом, вы можете узнать, как через этот орган образует себя то, что изливается из эф.тела, а затем с потоками астр.тела формирует цветы лотоса, как через этот орган человек, далее, находит свою связь с внешней астральностью, с космическим миром. Это, опять-таки, род откровения... внешней видимости, для которой необходимо найти внутрен­них существ, и если их ищут ... то находят в Иерархии Кириотетес". 224(2)

     Перейти на этот раздел

  


     922
. На второй ступени ясновидения мы хотя и погружаемся в другое существо, но все же чувствуем себя рядом с ним. На третьей ступени мы полностью сознаем себя едиными с другими существами, и "мы смот­рим, исходя от другого существа, на самих себя как на постороннее существо. Мы воспринимаем тогда существ... они состоят из того, что мы можем воспринять только в самих себе, когда сознаем, что мы имеем в себе волю. Они состоят, в отношении своей низшей субстанции, из воли". Это Престолы. Но на этой ступе­ни мы можем пережить и других существ первой Иерархии. "Как говорит взгляд, который созрел в познании жизни, как говорит опыт десятилетий или слова, которые произносятся так, что мы воспринимаем не только их смысл, но слышим их произносимыми звучанием опыта жизни, добытого борьбой в страданиях, и нам стано­вится ясно, что они не теория — они выстраданы, они вошли через жизненные битвы в сердце, — если мы слышим все это в обертонах голоса, тогда мы получаем понятие о том впечатлении, которое получает оккультист, когда восходит ... до Серафимов". 136 (5)

     Перейти на этот раздел

  

  Рейтинг SunHome.ru